Типовая школа 65-426/1, известная москвичам под прозвищем «самолётик», стала самой массовой серией школьных зданий столицы второй половины XX века. Её история началась ещё в 1960-х годах, когда конструкторы искали способ удешевить и ускорить школьное строительство. Первые каркасно-панельные экспериментальные школы в Тушине и Новых Черёмушках показали, что тяжёлый каркас из бетонных столбов и балок избыточен для трёх-четырёхэтажных зданий: стены крупноблочных домов могут нести нагрузку самостоятельно. Четвёртая мастерская МИТЭП под руководством И. Кастеля переработала проект, превратив трёхкорпусную «Н»-образную схему предыдущих школьных проектов в панельную и предложив два варианта: трёхэтажный учебный корпус на 960–1072 учащихся и четырёхэтажный на 1280–1392.
Первый полноценный «самолёт» был построен в 1963 году на Кутузовском проспекте, 28. Проект мастерской № 4 Моспроекта (руководитель А. Аврус) объединил трёхэтажный учебный корпус и двухэтажный корпус со спортивным и актовым залами, столовой и мастерскими, соединённые переходом. В плане здание напоминало старинный аэроплан, что дало проекту народное имя. В 1964-м Московский институт типового и экспериментального проектирования вместе с А. Аврусом превратил его в типовой проект 65-426/1, изменив лишь козырёк над входом. С 1966 по 1979 год эта серия практически вытеснила предшественницу МЮ-1 и единолично определяла облик московских школ.
Конструктивно школа возводилась из каркасно-панельных или крупноблочных элементов. В распространённой трёхэтажной версии имелось двадцать девять учебных помещений (шестнадцать классов и тринадцать специализированных кабинетов), рассчитанных на три параллели по десять классов. С учётом физкультурного зала и мастерских такое здание без труда обслуживало три потока. Были и четырёхэтажные варианты, а поздняя версия 1973 года предусматривала 25 классов, общую площадь 4635 м² и вместимость 225 учеников при наполняемости 25 человек на класс. По другой спецификации общая площадь составляла около 6000 м², столовая занимала 200 м², а вместимость доходила до 550 учащихся. Учебные кабинеты располагались в «крыльях», а шумные функции — столовая, спортивный и актовый залы, мастерские — изолировались в двухэтажном «хвосте», что стало главным новшеством по сравнению со школами серии МЮ.
Архитектурная схема оказалась исключительно удобной для новых микрорайонов. Широкий двух- или трёхэтажный силуэт заменил прежние узкие «коробочки», сократив хождение по лестницам и улучшив связь с пришкольной территорией. С 1963 по 1995 год в Москве построено более 180 «самолётиков», между Садовым кольцом и МКАД их насчитывается 413, а в центре — всего три. Отдельные здания серии появились в Ярославской, Тверской, Смоленской областях, в Югре, на Северном Кавказе, в далёкой Тынде и других городах, куда их «занесло» порой за тысячи километров от московских заводов.
Интерьеры типовой школы уступали довоенным: полы укрывал скучный линолеум, стены покрывала однотонная штукатурка, а дверные полотна были очень простыми и походили на квартирные. Помещения лишались торжественности, уюта и «приподнятости», характерных для учебных зданий полувековой давности с дубовым паркетом и мраморизованными лестницами. Однако конструктивная простота, гибкость планировки и удобство эксплуатации перевесили эстетические недостатки. «Самолётик» стал для Москвы таким же привычным символом массовой архитектуры, как панельные дома П-44 или П-3: без него трудно представить спальные районы.
На территории школы есть несколько музеев:
- Музей «Культура и война» (Корпус № 6)
- Музей Декабристов (Корпус № 6)
- Музей «Минувшие дни» (Корпус № 7)
- Музей «Дорогами детства» (Корпус № 8)
- Музей «От Сталинграда до Вены» (Корпус № 9)
- Музей А. В. Соломатина (Корпус № 10)
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.


















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)

