ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Скорбященский монастырь, комплекс

4.05
Скорбященский монастырь – бывший женский православный монастырь был основан в 1856 г., включает комплекс построек 1856-1910-х гг. выполненных преимущественно в неорусском (псевдорусском) стилях.
+ -

Прогуливаясь за последние 10 лет по улицам Москвы, отмечаешь достаточно большое количество отреставрированных, возвращенных церкви храмов и заново восстановленных церквей. И до того привыкаешь к этому факту, что большим потрясением становится встреча с масштабной,  удивительной красоты, и одновременно «заброшенной» церковной постройкой на фоне неомодернистских зданий современной столицы.
     Одна из них – это комплекс построек бывшего Скорбященского монастыря, что на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка.
     Территория эта находится между Бутырской тюрьмой и Бутырской заставой Камер-Коллежского вала и в середине XIX века представляла собой редко застроенную местность. В 1856 году княгиня Прасковья Николаевна Голицына, чья усадьба располагалась к северу от Вадковского (тогда Витковского) переулка, учредила домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Храм этот, освященный митрополитом Филаретом (Дроздовым), и положил начало будущему монастырю.
     В 1865 году был учрежден приют для иногородних монахинь. А в 1889 году решением Синода голицынский приют был преобразован в «общежительский женский монастырь».
     В 1891-1894 годах был построен краснокирпичный пятиглавый монастырский собор Спаса Всемилостивейшего в распространенном тогда неорусском (псевдорусском) стиле по проекту архитектора Ивана  Терентьевича  Владимирова. К собору примыкала красивая шатровая колокольня,  оставшиеся два яруса которой сейчас подступают к тротуару перед Новослободской улицей. А тогда вокруг собора с колокольней был большой сад.
    Еще один храм находился в трапезном корпусе и был освящен в 1900 году. Четвертый храм был возведен при кладбище в 1910 году. Украшением построек была монастырская ограда, возведенная в 1900-1902 годах по проекту архитектора Сергея Константиновича   Родионова. И последняя постройка – церковь Трех Святителей архитектора Петра Алексеевича  Виноградова.  
     В 1929 году три малых храма, трапезная и воскресная школа были разрушены.
     На сегодня сохранился без глав собор Спаса Всемилостивейшего, рукодельный корпус архитектора Сергея Михайловича Ильинского, часовня на могиле Акулины Алексеевны Смирновой, давшей деньги на монастырский собор, участки церковной ограды. Территорию бывшего монастыря занимает университет «Станкин».
     И все же, не смотря на многочисленные разрушения и утраты, постройка поражает своей величественностью и нарядностью. Сохранилась общая композиция собора, стены, украшенные элементами древнерусского зодчества, характерного для самобытного  XVII в.  Это и кокошники, каменные наличники с килевидным завершением и наборными колонками, ширинки, пояса в виде поребрика, кубоватые капители колонок, перспективные порталы и многое другое, что воспроизводит музыку «русского узорочья». Читается  ярусность колокольни в виде восьмерика, стоящем на четверике.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба А.В. Маркина

Городская усадьба А.В. Маркина

Вадковский пер., д. 7, стр. 1

С 2010 года в доме находится посольство Ватикана, представительство Святого престола.

4
Дома
Миусское трамвайное депо

Миусское трамвайное депо

Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6

История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII века и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.

3.44
Музеи
Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.»

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.»

Один из самых необычных музеев Москвы расположен в исторической части города, в бывшем доходном доме, который с конца ХIХ века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву. Здесь, неподалеку от Бутырской тюрьмы, по соседству с полицейским участком, в дни Первой российской революции 1905-1907 годов находилась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий». Она работала под прикрытием магазина «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Это единственная в России нелегальная типография, которая так и не была обнаружена царской полицией по причине высокого профессионализма конспираторов. Музей существует с 1924 года. Его организаторами были те, кто в свое время создавал тайную типографию и работал в ней. Именно поэтому экспозиция с необычайной точностью воспроизводит все детали давно ушедшего прошлого. Мемориально-музейный комплекс состоит из интерьеров торгового зала, квартиры управляющего магазином. В подвале лавки, замаскированном под склад, на глубине трех метров, была вырыта «пещера». В этой части экспозиции можно увидеть реконструированную подпольную типографию с печатной машиной «Американка». Музей дает представление не только об условиях и обстановке, в которой работали подпольщики, но и жизни и быте московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX – начала XX века. В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные памятным датам российской истории. Также в музее демонстрируются игровые фильмы «Американка» (СССР, 1930 год) и «Дом на Лесной» (СССР, 1980 год).

(Нет голосов)
Дома
Кладовая с проходной Миусского трамвайного депо

Кладовая с проходной Миусского трамвайного депо

ул. Лесная, д. 20, стр. 6

При реставрации и приспособлении под популярный «фудкорт» с 2017 по 2019 гг. здание Кладовой с проходной сохранило исторические габариты.  Фасады здания оформлены в единой стилистике, типичной для промышленных комплексов России конца XIX – начала ХХ века.

(Нет голосов)
Памятники
Рабочим и служащим завода «Станколит», погибшим в Великой Отечественной войне

Рабочим и служащим завода «Станколит», погибшим в Великой Отечественной войне

Складочная ул., д. 1, стр. 17

(Нет голосов)
Дома
Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская ул., д. 13, стр. 12

Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг., достраивалась и обновлялась в 1710, 1825 гг. Здание церкви - в стиле барокко, колокольня и трапезная – в стиле позднего классицизма.

3.96
Дома
Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская»

Ул. Новослободская

Дата открытия: 30.01.1952 Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская". Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту.

3.6
Дома
Административно-жилой корпус Миусского трамвайного депо

Административно-жилой корпус Миусского трамвайного депо

ул. Лесная, д. 20, стр. 1

До 1907 года Миусский трамвайный парк на Лесной улице обслуживал и новые электрические линии, и старую добрую московскую конку. А теперь стал общественным центром.

(Нет голосов)
Дома
Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.

3.38
Памятники
Киров С. М.

Киров С. М.

Сущевский Вал ул., д. 14/22, к. 4

(Нет голосов)
Дома
Мастерская Миусского трамвайного депо

Мастерская Миусского трамвайного депо

ул. Лесная, д. 20, стр. 4

Мастерская – самое старинное здание Миусского трамвайного депо. Оно сохранилось от Миусского парка конно-железных дорог и в начале ХХ века было включено в новый комплекс.

(Нет голосов)
Дома
Дом Общества «Детский труд и отдых»

Дом Общества «Детский труд и отдых»

Вадковский пер., д. 5

Интереснейший памятник в стиле протофункционального модерна, в котором размещалось удивительное учреждение — «Школа радости»

3.78