Станция метро «Красные ворота»

Станция метро «Красные ворота»

Садовая-Спасская ул., дом 21/1
В 1938 году проекту этой станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже.
star-icon
3.5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1935
Архитекторы:
И.А .Фомин
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Дата открытия станции "Красные ворота": 15.05.1935
Открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектные названия: Красноворотская площадь, Красноворотская
Прежнее название: Красные ворота (до 29.05.1962), Лермонтовская (до 25.08.1986)

Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения
Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.

Архитекторы: И.А .Фомин, соавтор Н.Н. Андриканис
Инженер-конструктор: А.Ф. Денищенко

Пилоны станции облицованы красным, серым, белым и желтым мрамором. Путевые стены покрыты желтоватой керамической плиткой. Пол центрального зала выложен серым и черным гранитом.

В 1938 году проекту станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже. А в 1952 году на станции был установлен первый в истории метро турникет (не считая экспериментального образца 1935 года, установленного на станции «Библиотека имени Ленина»), а 28.07.1959 здесь же был впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.

Южный наземный вестибюль выполнен в виде вложенных друг в друга полусфер (архитектор Н.А. Ладовский).

Название станции связано с площадью Красные Ворота. Здесь в 1709 году была воздвигнута триумфальная арка-ворота для встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской битвы. Ворота получили у москвичей неофициальное название «красные», то есть красивые. Вскоре это название стало официальным как для ворот, так и для площади. Первоначально ворота были деревянными, но в 1753—1757 годах их заменили каменными (архитектор Д. В. Ухтомский). В XIX веке ранее белые ворота были выкрашены в красный цвет. В 1927 году арку снесли, и символический образ остался запечатлён лишь в интерьере одноимённой станции метро. С 1941 по 1992 год площадь называлась Лермонтовская — в честь поэта М. Ю. Лермонтова, родившегося в доме, который находился на месте нынешнего высотного здания у площади; на площади установлен и памятник Лермонтову. С 29 мая 1962 года по 25 августа 1986 года станция также называлась «Лермонтовская». Проектные названия станции — «Красноворотская площадь», «Красноворотская».

В 1949—1953 годах на площади Красные Ворота по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева был построен высотный дом со встроенным северным выходом станции метро «Красные ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора снова потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики возводили высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение. Северный вестибюль станции метро был открыт 31 июля 1954 года.

В 1950-х годах на станции были установлены гермозатворы, в результате чего были убраны две пары проходов между центральным и боковыми залами. В 1994 году в южном вестибюле проводилась замена эскалаторов.

Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Музей книги
icon
г. Москва, Потаповский пер., д. 8/12
Китай-городЧистые пруды
Площадь Красные ворота
icon
Здесь стояла одна из самых красивых триумфальных арок.
Здание ГИРД
icon
Садово-Спасская улица, 19
Пансион пастора Л.Эннеса
icon
Наиболее известным заведением, которое занимало флигель по Сверчкову переулку, был престижный пансион пастора Л.Эннеса, выходца из Эльзаса. Он работал с 1845 по 1859 год. В числе его выдающихся воспитанников имена врача Сергея Боткина и историка Владимира Герье.
ЦАО, Сверчков пер., дом 5, строение 2
Китай-городЧистые пруды
audioGuideОткрыть аудиогид