ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

«Московское метро» по станциям – объектам культурного наследия

Помимо того, что метро берет на себя функцию перевозки колоссального количества пассажиров, 48 станций являются памятниками архитектуры и исполняют роль подземного музейного пространства.
(Нет голосов)
16 домов 1 час 35 минут
Департамент культурного наследия города Москвы
Департамент культурного наследия города Москвы формирует и реализует государственную политику в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны расположенных на территории города Москвы объектов культурного наследия. Деятельность Департамента охватывает широкий комплекс мероприятий по популяризации объектов культурного наследия. Организация и проведение выставок, форумов, конференций, семинаров, тематика которых связана с культурным наследием нашей страны; издание книг и журналов об архитектурных памятниках столицы и достижениях в сфере реставрации, организация ежегодного отраслевого конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация", вручение почетных званий "Почетный реставратор города Москвы" – ключевые направления деятельности Департамента в области популяризации.
+ -
Московский метрополитен, без которого на сегодняшний день невозможно представить себе транспортную сеть нашей столицы, имеет богатую историю, начавшуюся в первой половине XX века. 15 мая 1935 года была запущена первая очередь Московского метрополитена, положившая начало грандиозному строительству, которое не прекращается по сей день. На данный момент в Московском метрополитене насчитывается 222 действующие станции. Помимо того, что метро берет на себя функцию перевозки колоссального количества пассажиров, 48 станций являются памятниками архитектуры и исполняют роль подземного музейного пространства. Экскурсии по городской «подземке» пользуются популярностью не только у москвичей, но и у многочисленных гостей столицы.

Первые предпосылки к созданию метро созрели задолго до 1935 года, еще в конце XIX века. В 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи, однако проект был отложен и до его реализации дело так и не дошло. В последующие годы предлагались разные варианты осуществления задумки, и лишь в 1933 году был утвержден технический проект метрополитена, повторявший путь следования наиболее загруженного участка трамвайной линии – от Парка культуры до Сокольников.

Для работы над таким значимым и масштабным проектом были приглашены лучшие мастера архитектуры и изобразительного искусства того времени, среди которых: Дмитрий Чечулин («Охотный ряд», «Комсомольская»); Иван Таранов («Сокольники»); Алексей Душкин («Маяковская», «Новокузнецкая»). Интерьеры Московского метро обликом могут рассказать о времени, в котором были спроектированы и открыты станции. Несмотря на Великую Отечественную войну, строительство не останавливалось, и в 1943-1944 году были открыты 7 новых станций. Проекты 1941 года дополнились военными мотивами и стали одним из первых памятников приближающейся победы. Сталинский ампир начала 50-х годов, отличающийся множеством витиеватых архитектурных элементов, в 1957 году сменяется упрощенным дизайном Хрущева. Облицованные керамической плиткой стены, множество мраморных колонн и фактурный потолок на долгие годы станут основным архитектурным подходом при строительстве новых станций. В 70-80-х годах сталинский и хрущевский стиль органично сочетают между собой новый этап развития метрополитена. Станции типовой постройки получают оригинальное архитектурно-художественное решение, возобновлено строительство односводчатых станций. В конце XX века и начале нового тысячелетия финансирование сокращается, реализуются, преимущественно, советские проекты. После 2010 года основным мотивом метрополитена стал минимализм, графика и большое количество света. Перед архитекторами стояла задача объединить традиционные московские и современные методы интерьерной отделки.

В 2019 году планируется открытие 14 новых станций и 33 км линий метро. Продолжится продление Сокольнической, Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской и Арбатско-Покровской линий.


Наш маршрут начнется со станции первой очереди «Охотный ряд» - самой ближайшей к Кремлю станции метро.

Полюбовавшись на своды зала, опирающиеся на массивные пилоны, выполненные в виде сдвоенных многогранных колонн, мы отправляемся на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии. Она получила название по Комсомольской площади, на которую выходит. Ранее площадь называлась Каланчёвской — по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу с высокой башней — каланчой.

С «Комсомольской» радиальной переместимся на одноименную станцию кольцевой линии. Темой оформления станции стала фраза: «Слава победоносному русскому оружию». Сюжетами стали знаковые эпизоды истории России. Сталинский ампир развернулся на этой станции во всей своей красе, архитектура отличается помпезностью и грандиозностью оформления с обилием позолоты, потолок украшен мозаичным панно, на котором изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а также советские солдаты и офицеры у стен рейхстага.

Следующая станция в нашем маршруте – «Проспект мира» кольцевой линии. Художественное оформление станции посвящено теме развития сельского хозяйства в СССР. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ).

Двигаемся по кольцевой на Запад и попадаем на «Новослободскую», последнюю из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых известных архитекторов периода сталинского ампира. При проектировании станций, он руководствовался отсутствием балластных масс и использовал свет как основополагающее средство для создания архитектурного образа. В 2009 году, во время опроса москвичей, «Новослободская» заняла второе место в рейтинге самых красивых станций метрополитена, уступив первенство «Маяковской», автором которой также является Душкин. Самым ярким элементом в убранстве станции выступают витражи в количестве 32 штук. Причудливое сочетание цветного стекла образует рисунок из растений, различных цветов и звезд. Работа была выполнена в Риге латвийскими художниками и в работе были использованы стекла, предназначенные для католических костёлов, изготовленные в 1951 году.

Продолжаем следовать ко кольцу на Запад до «Киевской». Художественное оформление станции посвящено теме дружбы российского и украинского народов. С 1954 году для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор, который выводит в общий вестибюль с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии.

Выходя в общий вестибюль «Киевской» станции Арбатско-Покровской линии мы можем наблюдать большое количество живописных полотен, выполненных в стиле социалистического реализма и технике фрески. Станция посвящена воссоединению России и Украины и по этой причине в декоре изобилуют украинские орнаментальные мотивы. На своде над пилонами размещено большое количество фресок, основным мотивом которых служат фантастические растения. Станция являлась конечной на протяжении 50 лет, с 1953 по 2003 год.

По Арбатско-Покровской линии доезжаем до «Смоленской». В оформлении станции отражена тема героической борьбы и побед русского народа над иноземными захватчиками. Название станция получила по Смоленской площади, как и одноимённая станция Филёвской линии.

Возвращаясь на «кольцо» мы с вами доедем до станции «Парк культуры» той же линии. Она предназначалась для транспортировки пассажиров к ЦПКиО им. Горького, и (как и в случае с одноименной радиальной станцией) из-за достаточной удаленности от самого парка предлагалось переименовать её то в «Крымский мост», то в «Крымскую», то в «Чудовку». Однако архитектурные мотивы напрямую связаны с Парком Горького и отражены в 26 мраморных барельефах с изображением отдыха советской молодежи работы И.М. Рабиновича.

Следующая станция в нашем маршруте – «Таганская» кольцевой линии. Пилоны центрального зала покрыты светлым мрамором и украшены майоликовыми с позолотой панно, изображающими воинов Советской армии. Расположены панно в неглубоких стрельчатых нишах, среди родов войск упомянуты моряки, танкисты, пехотинцы, железнодорожники, партизаны, летчики, артиллеристы и кавалеристы. Над залом расположена церковь Святителя Николая. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры.

Далее мы возвращаемся на станцию «Павелецкая» и совершаем пересадку на Замоскворецкую линую. Доезжаем до станции «Новокузнецкая». Она построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и открыта 20 ноября 1943 года, в период строительства третьей очереди. Внутреннее оформление станции изобилует художественными элементами, отражающими в себе борьбу советского народа в Великой Отечественной войне. Между арками-порталами расположены мраморные скамьи с резным рисунком в виде наполовину развернутых свитков. Имеет место быть предположение о том, что эти скамьи были вывезены из Храма Христа Спасителя перед его сносом в 1931 году, однако подобная информация не находит официального подтверждения. Рисунок свода украшен мозаикой, выполненной В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде и доставлены в Москву по дороге жизни. Лейтмотивом мозаики стал тяжелый труд граждан Советского Союза в военное время. В теме мозаик отражен труд садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей, авиаторов, а также присутствуют композиции «Парад физкультурников» в вестибюле и «Лыжники».

Продолжая двигаться по Замоскворецкой линии вверх из центра мы попадаем на станцию «Маяковская». Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. Станция отличается изяществом и легкостью, в отделке колонн и арок была впервые применена полированная нержавеющая сталь, а свод станции украшен мозаичным панно по эскизам Александра Дейнеки.

Мы возвращаемся в центр и попадаем на станцию «Театральная». Станция не имеет собственных вестибюлей: северный эскалаторный ход выводит в общий аванзал со станцией "Охотный ряд", а южный – в общий вестибюль со станцией "Площадь Революции". Первоначально выходы со станции использовались и для перехода. Станция имеет говорящее название, отраженное в театральной тематике. Светлые тона в оформлении призваны сгладить ощущение подземки, так как станция заложена на глубине 35 метров. Свод центрального зала украшен фигурами из глазурованного фарфора, изображающих мужчин и женщин в своих национальных костюмах. Однако из 11 республик СССР, существовавших в 1938 году, в интерьере станции представлены лишь 7, среди которых Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Украина и Россия.

Садимся на южный эскалаторный ход и оказываемся на «Площади Революции» - станции Арбатско-Покровской линии. Тематика посвящена этапам создания «Страны Советов». 76 бронзовых изваяний расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 года. Жители Москвы связывают со скульптурами некоторые поверья. Существует мнение, что если ранним утром дотронуться до флажка в руках у сигнальщика с «Марата», то день обещает быть удачным. Одна из самых распространенных примет связана с «Пограничником с собакой». Студенты утверждают, что для успешной сдачи экзамена необходимо потереть собачий нос, из-за чего носы у всех бронзовых животных натерты до блеска.

Движение вверх по Арбатско-Покровской линии приведет нас на станцию «Бауманская». Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны является основополагающим мотивом декоративного убранства станции. Любопытным фактом об этой станции является то, что старые эскалаторы, смонтированные во время открытия «Бауманской» , проработали вплоть до 2015 года и являлись самыми старыми в Московском метрополитене. Их замена планировалась с конца нулевых годов, однако лишь в 2014 году поступила информация о закрытии станции на реконструкцию с 8 февраля 2015 года. Сейчас «Бауманская» оборудована эскалаторами нового поколения в количестве 4 штук.

Конечной остановкой нашего маршрута становится станция «Партизанская». Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Станционный зал отличает наличие трёх путей и двух платформ в связи с тем, что в довоенное время рядом со станицей планировалось сооружение огромного "Стадиона народов" и во избежание давки после окончания массовых спортивных мероприятий, на станции было решено возвести три пути. Но строительство стадиона было заморожено по ряду причин, и сегодня используется только два станционных пути из имеющихся трех. Путевые стены украшены барельефами работы С. Л. Рабиновича, стены украшены красным и белым мрамором, на стенах расположены плитки с многочисленными рельефами, изображающими виды советского оружия. Станция является объектом культурного наследия регионального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Церковь Воскресения Словущего

Церковь Воскресения Словущего

Госпитальная пл., д.2, стр.6

Изначально в церкви отпевали умерших в больнице при общине сестер милосердия «Утоли моя печали».

3.2
Памятники
Челомей В. Н.

Челомей В. Н.

Лефортовская наб., д. 5 (на территории МГТУ им. Баумана)

Владимир Николаевич Челомей (1914—1984) — конструктор ракетно-космической техники, инженер-механик в вопросах процессов управления.

(Нет голосов)
Памятники
Воинам внутренних войск

Воинам внутренних войск

Красноказарменная ул. (сквер)

(Нет голосов)
Дома
Военное училище

Военное училище

Красноказарменная ул., д. 2, стр. 1, 2, 3

История Военного училища на Красноказарменной улице, так называемых Красных казарм, неразрывно связана с историей дворцово-паркового ансамбля «Лефортово»

(Нет голосов)
Дома
Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе

Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе

Солдатская ул., д.4

После революции церковь не только продолжала действовать, но и полностью сохранила свои восемь колоколов.

3.43
Памятники
Солдатам 18-го авиаполка «Нормандия — Неман»

Солдатам 18-го авиаполка «Нормандия — Неман»

Краснокурсантская пл.

(Нет голосов)
Памятники
Целиков А. И.

Целиков А. И.

Лефортовская наб., д. 5

Памятник академику АН СССР.

(Нет голосов)
Дома
Община "Утоли моя печали"

Община "Утоли моя печали"

Госпитальная пл., д.2, стр.2

Община готовила сестер милосердия для оказания помощи на полях сражений и в госпиталях.

3.33
Памятники
Петр I и Ф. Лефорт

Петр I и Ф. Лефорт

Красноказарменная ул., д. 2

(Нет голосов)
Дома
Дом Шаховской

Дом Шаховской

Госпитальная пл., д.2, стр.1

После революции на территории общины разместилась 29-я городская больница

3.48
Памятники
Героям Отечественной войны 1812 г.

Героям Отечественной войны 1812 г.

Госпитальный сквер (сквер Героев Отечественной войны)

(Нет голосов)
Дома
Лефортовский дворец

Лефортовский дворец

2-я Бауманская ул., д. 3

Построенный в конце XVII века, дворец является одним из самых старых памятников Немецкой слободы.

3.52