ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Тихвинская церковь в Алексеевском

просп. Мира, 130
3.56
Краснокирпичная пятиглавая церковь XVII века стоит посреди небольшого сквера у трассы современного Проспекта Мира. Эта местность не так давно вошла в черту Москвы, ранее здесь был пригород, стоял царский путевой дворец, а в 1812 году в селе квартировал корпус маршала Нея.
  • Тихвинская церковь в Алексеевском
+ -

В древности село называлось Копытово и принадлежало князьям Трубецким, пока в 1680 году не перешло в состав личных владений царя Алексея Михайловича. Но уже с 1667 года здесь строится Государев Конюшенный двор, а в 1673-1674 годах царский Путевой дворец у дороги в Троице-Сергиеву лавру, соседствовавший с боярским двором Алексея Никитича Трубецкого. После смерти Трубецкого в 1680 году Алексеевское переходит «в состав владений царя» Федора Алексеевича.

В 1673 – 1680 годах были построены церкви во имя Алексия Человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, и рядом с нею вторая церковь во имя почитаемой Тихвинской иконы Божией Матери. Оба храма были созданы крупными и высокими, на едином подклетном этаже с общим гульбищем. Есть предположение, что Тихвинская церковь соединялась переходом непосредственно с царским дворцом – сохранившийся портал в северной стене трапезной был входом на хоры по наружной лестнице с гульбища, либо по переходу из второй церкви. Высокий статус Тихвинской церкви повлиял и на внутреннее устройство: в юго-восточном  углу трапезной была устроена молельня для царя, а в юго-западной части – для царицы, причём оба помещения имели особые входы с гульбища, а с храмом соединялись лишь при помощи небольших окон. Все они сохранились до наших дней; кроме того, в царской молельне находится уникальная круглая печь XVII века, украшенная цветными поливными изразцами. 

Не использовавшийся в XVIII веке, Алексеевский дворец ветшал и разрушался: в 1803 году историк Н.М. Карамзин отмечал дряхлость здания и предостерегал от входа внутрь, так как оно могло рухнуть. Часть дворца вскоре разобрали. Предположительно он исчез во время Отечественной войны 1812 года, когда в Алексеевское вошли французы, в частности – корпус маршала Мишеля Нея. Сохранявшиеся остатки деревянного царского дворца были уничтожены, Тихвинскую церковь разграбили, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную – в конюшню. Тем не менее, многие из старинных икон и иконостас середины XVIII века остались в храме.

В 1824 году Алексеевская церковь была разобрана, а её материал использован на вычинку Тихвинской церкви. Император Александр I выделил 18000 рублей на восстановление этой церкви. В 1836 году храм был расписан изнутри, чуть позже был разобран потолок трапезной, в результате чего она стала одноярусной. Однако от верхнего этажа сохранились хоры вдоль южной, западной и северной стен.

В ХХ веке храм не был закрыт, продолжал действовать и сохранил практически в неизменном виде своё внутреннее убранство. Даже колокола уцелели, хотя многие годы в них не звонили. Согласно легенде, именно отсюда зимой 1941 г. по приказу Сталина была взята храмовая Тихвинская икона Божией Матери, самолёт с которой облетел вокруг Москвы – вскоре после этого произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием Тихвина. Сохранилось при церкви и небольшое кладбище.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Шарль де Голль

Шарль де Голль

Шарля де Голля пл. (на территории ОАО ГК «Космос»)

(Нет голосов)
Памятники
Келдыш М. В.

Келдыш М. В.

Мира пр-т, Аллея Героев Космонавтов (у станции метро «ВДНХ»)

(Нет голосов)
Памятники
Королев С. П.

Королев С. П.

Мира пр-т, д. 111 (около ГУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики»)

(Нет голосов)
Памятники
Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница

Мира пр-т (площадь входа на ВДНХ)

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Памятники
Глушко В. П.

Глушко В. П.

Мира пр-т, Аллея Героев-Космонавтов (Мемориальный музей космонавтики)

(Нет голосов)
Дома
«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

пр. Мира, д.123 б

Сегодня сложно себе представить Москву без скульптуры В.Мухиной «Рабочий и Колхозница». Она стала еще одним символом столицы, символом СССР, официальной эмблемой Мосфильма.

3.84
Памятники
Ленин В. И.

Ленин В. И.

Мира пр-т, вл. 119 (у главного входа ВВЦ)

(Нет голосов)
Памятники
Глобус планеты Земля и глобус Вселенной

Глобус планеты Земля и глобус Вселенной

Аллея Космонавтов

«Земля — колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

3.2
Памятники
Мир

Мир

Мира пр-т, д. 150 (перед зданием гостиницы «Космос»)

(Нет голосов)