ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Тихвинская церковь в Алексеевском

просп. Мира, 130
3.56
Краснокирпичная пятиглавая церковь XVII века стоит посреди небольшого сквера у трассы современного Проспекта Мира. Эта местность не так давно вошла в черту Москвы, ранее здесь был пригород, стоял царский путевой дворец, а в 1812 году в селе квартировал корпус маршала Нея.
  • Тихвинская церковь в Алексеевском
+ -

В древности село называлось Копытово и принадлежало князьям Трубецким, пока в 1680 году не перешло в состав личных владений царя Алексея Михайловича. Но уже с 1667 года здесь строится Государев Конюшенный двор, а в 1673-1674 годах царский Путевой дворец у дороги в Троице-Сергиеву лавру, соседствовавший с боярским двором Алексея Никитича Трубецкого. После смерти Трубецкого в 1680 году Алексеевское переходит «в состав владений царя» Федора Алексеевича.

В 1673 – 1680 годах были построены церкви во имя Алексия Человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, и рядом с нею вторая церковь во имя почитаемой Тихвинской иконы Божией Матери. Оба храма были созданы крупными и высокими, на едином подклетном этаже с общим гульбищем. Есть предположение, что Тихвинская церковь соединялась переходом непосредственно с царским дворцом – сохранившийся портал в северной стене трапезной был входом на хоры по наружной лестнице с гульбища, либо по переходу из второй церкви. Высокий статус Тихвинской церкви повлиял и на внутреннее устройство: в юго-восточном  углу трапезной была устроена молельня для царя, а в юго-западной части – для царицы, причём оба помещения имели особые входы с гульбища, а с храмом соединялись лишь при помощи небольших окон. Все они сохранились до наших дней; кроме того, в царской молельне находится уникальная круглая печь XVII века, украшенная цветными поливными изразцами. 

Не использовавшийся в XVIII веке, Алексеевский дворец ветшал и разрушался: в 1803 году историк Н.М. Карамзин отмечал дряхлость здания и предостерегал от входа внутрь, так как оно могло рухнуть. Часть дворца вскоре разобрали. Предположительно он исчез во время Отечественной войны 1812 года, когда в Алексеевское вошли французы, в частности – корпус маршала Мишеля Нея. Сохранявшиеся остатки деревянного царского дворца были уничтожены, Тихвинскую церковь разграбили, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную – в конюшню. Тем не менее, многие из старинных икон и иконостас середины XVIII века остались в храме.

В 1824 году Алексеевская церковь была разобрана, а её материал использован на вычинку Тихвинской церкви. Император Александр I выделил 18000 рублей на восстановление этой церкви. В 1836 году храм был расписан изнутри, чуть позже был разобран потолок трапезной, в результате чего она стала одноярусной. Однако от верхнего этажа сохранились хоры вдоль южной, западной и северной стен.

В ХХ веке храм не был закрыт, продолжал действовать и сохранил практически в неизменном виде своё внутреннее убранство. Даже колокола уцелели, хотя многие годы в них не звонили. Согласно легенде, именно отсюда зимой 1941 г. по приказу Сталина была взята храмовая Тихвинская икона Божией Матери, самолёт с которой облетел вокруг Москвы – вскоре после этого произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием Тихвина. Сохранилось при церкви и небольшое кладбище.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Маршруты
80 лет ВДНХ за 80 минут

80 лет ВДНХ за 80 минут

Когда-то посещение ВДНХ считалось настоящим “выходом в свет”. Сегодня прогуляться по выставке и заглянуть в ее павильоны могут все желающие - в том числе мы с вами.

Рейтинг: 3.02
Памятники
Келдыш М. В.

Келдыш М. В.

Мира пр-т, Аллея Героев Космонавтов (у станции метро «ВДНХ»)

(Нет голосов)
Дома
«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

пр. Мира, д.123 б

Сегодня сложно себе представить Москву без скульптуры В.Мухиной «Рабочий и Колхозница». Она стала еще одним символом столицы, символом СССР, официальной эмблемой Мосфильма.

Рейтинг: 3.84
Памятники
Шарль де Голль

Шарль де Голль

Шарля де Голля пл. (на территории ОАО ГК «Космос»)

(Нет голосов)
Памятники
Глушко В. П.

Глушко В. П.

Мира пр-т, Аллея Героев-Космонавтов (Мемориальный музей космонавтики)

(Нет голосов)
Памятники
Мир

Мир

Мира пр-т, д. 150 (перед зданием гостиницы «Космос»)

(Нет голосов)
Памятники
Ленин В. И.

Ленин В. И.

Мира пр-т, вл. 119 (у главного входа ВВЦ)

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти. После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага. Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего. Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Памятники
Арка Главного входа

Арка Главного входа

Проспект Мира, 119

Построена к открытию ВСХВ в 1954 году.

(Нет голосов)
Памятники
Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница

Мира пр-т (площадь входа на ВДНХ)

(Нет голосов)