ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Третьяковская галерея

3.9
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, – писал П. М. Третьяков, – дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника»
  • Третьяковская галерея
+ -

Дом в Лаврушинском переулке семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца XVII столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков, в том числе и во второй половине XVIII века при Кологривовых – тогдашних владельцах. Следующая перестройка была осуществлена купцами Шестовыми в 1835-1839 годах.

В 1856 году П. М. Третьяков приобрел первые две картины русских художников – полотно Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера, – которые и положили начало его знаменитому собранию. Через некоторое время места для постоянно пополнявшейся коллекции стало не хватать, и в 1872 году Павел Михайлович пристроил к юго-западному углу главного дома дополнительный корпус, где и разместил свою галерею. По мере роста собрания, в 1880-е годы, по проекту архитектора А. С. Каминского, «семейного» зодчего Третьяковых (Александр Степанович был женат на дочери Сергея Михайловича Третьякова), в целях расширения экспозиционных площадей, было возведено еще несколько строений, в том числе и по Малому Толмачевскому переулку. Тогда же выстроена новая ограда с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.

В 1892 году П. М. Третьяков передал свою коллекцию, включавшую к тому времени 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также 75 картин, принадлежавших его недавно скончавшемуся брату Сергею Михайловичу, в дар городу Москве. Сам же Павел Михайлович стал пожизненным попечителем галереи. Уже после его смерти в 1899-1900 годах жилой дом Третьякова был перестроен и приспособлен под нужды галереи. А еще через два года строения по Лаврушинскому переулку были объединены новым фасадом по проекту художника В. М. Васнецова, именно тогда и появился знакомый всем облик Третьяковской галереи.

В 1913 году попечителем галереи был назначен И. Э. Грабарь, ставший после революции ее директором. В 1920-х– начале 1930-х годов к «Третьяковке» присоединили несколько соседних владений, в том числе и закрытую к тому времени церковь Святителя Николая в Толмачах. В 1936 году по проекту архитектора А. В. Щусева возведен дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны от главного здания, залы которого вскоре были включены в основной маршрут экспозиции.

В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Само же здание пострадало во время вражеских налетов. Но уже к 1944 году большая часть залов была отремонтирована.

В середине 1980-х годов начались работы, связанные со строительством депозитария и нового, к сожалению, крайне неудачного с архитектурной точки зрения, музейного корпуса на углу с Большим Толмачевским переулком. Одновременно реконструирован и основной корпус с сохранением его исторического облика. Все работы завершились к 1995 году. В общий музейный ансамбль была включена и церковь Николы Чудотворца в Толмачах – в настоящее время она является домовым храмом-музеем Третьяковской галереи. Здесь, в частности, находится одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви – чудотворная Владимирская икона Божьей Матери.

В настоящее время собрание галереи насчитывает свыше 170 тысяч произведений искусства. И это не только один из известнейших мировых музеев, но и крупный научный и реставрационный центр.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Павильон станции метро "Новокузнецкая"

Павильон станции метро "Новокузнецкая"

Центральный административный округ, Метро Новокузнецкая

Дата открытия: 20.11.1943. Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке "Театральная" — "Автозаводская" (С 01.01.1943 поезда на уже действующем участке "Театральная" — "Автозаводская" проследовали эту станцию без остановки). Сталинская премия 1-ой степени (1946). Проектное название: Клементовский переулок. Название станции первоначально писалось через дефис: "Ново-Кузнецкая". Проект переименования: Замоскворечье (1992)

3.76
Маршруты
Парадное Замоскворечье

Парадное Замоскворечье

На протяжении столетий избегавшее радикальных перестроек, Замоскворечье больше других частей столицы сохранило на себе отпечаток эволюции парадного жилья Москвы за минувшие полтысячи лет. Здесь бок о бок стоят традиционные каменные палаты, помнящие Грозного, терема – и построенные после пожара 1812 года ампирные, а затем эклектические особняки.

3.45
Маршруты
По следам студенческих гуляний

По следам студенческих гуляний

В честь Дня студентов редакция «Узнай Москву» подготовила прогулочный маршрут по Москве.

3.3
Дома
Особняк Н.В. Урусовой

Особняк Н.В. Урусовой

Новокузнецкая ул., 12

Особняк на Новокузнецкой улице был построен в 1912 году по заказу Натальи Васильевны Урусовой,  автором проекта выступил архитектор (по образованию - военный инженер) Иван Иванович Рерберг.

3.56
Территории
Александровский сад

Александровский сад

Сегодня мы привыкли называть его сад, но до 1970-80-х гг. это были Александровские сады. И было их три: Верхний, Средний и Нижний.

(Нет голосов)
Дома
Дом с майоликами

Дом с майоликами

Лебяжий пер. д. 6/1

Из года в год, каждую минуту, кто-то в этом доме прилежно фиксировал время и марку автомобилей, выезжающих из кремлевских стен.

3.49
Маршруты
Авторская экскурсия руководителя Мосгорнаследия Алексея Емельянова по Пятницкой улице

Авторская экскурсия руководителя Мосгорнаследия Алексея Емельянова по Пятницкой улице

Маршрут разработан руководителем Департамента культурного наследия города Москвы. Одна из первых улиц Москвы, преображенная программой благоустройства, Пятницкая объединяет несколько веков истории города. Стоит только отвлечься от городской суеты, дать волю своему любопытству и оглядеться по сторонам.

3.27
Дома
Городская усадьба Смирновых

Городская усадьба Смирновых

Берсеневская наб., д. 16, стр. 9

Владелец этой усадьбы прикупил участок рядом для обустройства водочного завода.

3.27
Дома
Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв.  (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Дом жилой (палаты) XVIII-XIX вв. (ныне музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Вишняковский пер., д. 12, стр. 1

"Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами..."

3.4
Дома
Ведомственный дом МОГЭС

Ведомственный дом МОГЭС

Садовническая ул., 11 строение 10

МОГЭС или ГЭС-1 им. Смидовича старейшая московская электростанция. Здесь работали такие светила отечественной энергетики как Г. М. Кржижановский, а директором ГЭС-1 был Классон. Инженерский состав станции проживал в ведомственных домах ГЭС-1, рядом на Садовнической.

3.35
Дома
Особняк В.С. Татищева

Особняк В.С. Татищева

Ул. Новокузнецкая, д. 12-14, стр. 8

Два двухэтажных особняка начала ХХ века по Новокузнецкой улице сейчас объединены одной оградой и имеют общий адрес, это территория посольства Индонезии. Но до 1917 года они были двумя самостоятельными владениями.

3.67
Дома
Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова

Берсеневская наб., 18-20-22 строение 2

Небольшой ярко-красный дом с белыми деталями на фасаде и небольшим мезонином стоит на Берсеневской набережной обособленно, в стороне от других. Даже в наши дни, словно «придавленным» соседней громадой советского «Дома на набережной», это здание останавливает на себе взгляд прохожего, особенно с Патриаршего моста. В былые же времена эти старинные палаты играли ведущую роль во всей местности.

3.92