Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки
Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки
САО, Ленинградский просп., дом 31, строение 9
Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.
3.56
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1882
Архитекторы:
А.С. Каминский, М.В. Головинова
Эпоха:
19 век
Информация о здании

На шумном и оживленном Ленинградском проспекте, чуть в стороне от дороги, находится небольшое, изящной архитектуры, здание, украшенное изразцами – бывший Царский павильон Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, которая в 1882 году открылась в Москве на территории Ходынского поля. Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

Сначала выставку планировали провести в 1881 году, но из-за убийства императора Александра II отложили на год; открытие выставки в 1882 году оказалось приуроченным к торжествам коронации императора Александра III.

Организация выставки отличалась невиданным размахом – ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. На отведенной под выставку территории возник живописный городок, в создании которого принимали участие крупнейшие петербургские и московские зодчие (окончательный проект был выработан московскими архитекторами Александром Степановичем Каминским и Августом Вебером). В бесчисленных павильонах экспонировались важнейшие достижения тех лет, выставка охватывала различные области промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, здравоохранения, военного и морского дела, а также кустарных промыслов. В отдельных частных павильонах представляли свою продукцию ведущие предприятия России. Впервые на выставке был устроен художественный отдел - в специальном павильоне экспонировались более 900 работ известных русских художников и скульпторов, среди которых Василий Верещагин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Поленов и другие.

Центром выставки был, созданный по проекту Каминского и Вебера, колоссальный Главный павильон, построенный из металла и стекла – расположенный у главного входа, он открывал выставку и служил ее своеобразной визитной карточкой. Он состоял из восьми трёхнефных павильонов, расположенных звездообразно и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, и в плане был похож на колесо со спицами. Справа и слева к нему примыкали длинные павильоны, где размещались машинный, художественный и учебный отделы. Большинство павильонов выставки представляли собой временные сборно-разборные сооружения, которые после закрытия разобрали и перевезли в новые места - Центральный павильон, например, был использован для следующей Всероссийской выставки, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Особой постройкой являлся Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей. Он был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский.

Здание павильона отличает сложная объемно-пространственная композиция (что было характерно для древнерусского гражданского строительства), оно как будто составлено из нескольких самостоятельных объемов, каждое из которых имеет оригинальное завершение. Вход в здание выполнен в виде стилизованного крыльца с высокой шатровой кровлей. Фасады павильона оформлены с использованием элементов и приемов древнерусской архитектуры (оконные наличники, полуколонки, ниши-ширинки) и богато декорированы полихромными изразцами, выполненными по оригинальным авторским рисункам, что придает всему зданию нарядный и праздничный вид.

Оформление интерьеров павильона также отличается богатством и изяществом. Все помещения – покои императора и императрицы, кабинет, столовая, гостиная – украшены изысканной лепниной и резьбой по дереву с использованием декоративных элементов восточной, европейской и древнерусской архитектуры.

Царский павильон дошел до нас в неизменном виде, полностью сохранилось и богатое убранство внутренних помещений.

Сейчас в здании бывшего павильона располагается ресторан «Паризьен».

Автор статьи: Мария Подъяпольская
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(7)
Московское отделение Союза художников России
г. Москва, ул. Беговая, д. 7
Беговая
Конные скульптурные группы
Ленинградский пр-т, д. 27 (въезд на Беговую аллею)
Боткин С. П.
2-й Боткинский пр-д, д. 5 (у центрального входа на территорию ГБУЗ г. Москвы ГКБ им. С. П. Боткина)
Динамо, Беговая
Святой Пантелеймон
2-й Боткинский пр-д, д. 3
Динамо, Беговая
Улица Зои Воскресенской
улица Зои Воскресенской