ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Николы в Голутвине

3.35
Реставрация этого храма длилась более тридцати лет
  • Церковь Николы в Голутвине
+ -

Ансамбль храма включает в себя здание церкви Святителя Николая Чудотворца в Голутвине, колокольню, дом священника, ограду и ворота.

Каменная церковь была построена в 1686—1692 гг. на месте деревянной церкви Рождества Богородицы, о которой есть упоминания от 1625 г. Первым с южной стороны главного храма в 1686 г. был возведен придел св. Николая. Первоначальный вариант каменной церкви представлял собой компактное, асимметричное в плане сочетание объемов. Церковь — пятиглавый четверик с трехчастной апсидой (главный престол — Рождества Богородицы). К нему и южному приделу (св. Николая), объединенным трапезной, присоединялась колокольня. Оконные наличники были завершены кокошниками, покоящимися на полуколонках, стены венчал богатый кирпичный декор.

Отдельно стоящую трехъярусную колокольню построили в 1769 г. Она была завершена шестигранным шатром со скошенными углами и небольшой главкой. Надвратная колокольня стала доминантой храмового комплекса. Она отмечала южный конец ограды, в то время как северный замыкали нарядные трехчастные ворота и причтовый дом.

Первая крупная перестройка церкви была предпринята в 1772 г., когда трапезная и южный придел получили декоративную отделку в стиле барокко. А весь объем здания завершили белокаменным карнизом. К 1822 г. на месте причтового дома появился одноэтажный дом священника с подвалом и мезонином, декорированный по образцу ампирных построек послепожарного времени.

В 1823 г. по проекту архитектора Ф. М. Шестакова трапезную расширили северным приделом в стиле ампир. Придел был освящен во имя Тихвинской Богоматери. Тогда же на западном фасаде, перед входом, построили притвор, а большой свод, перекрывающий трапезную, был сооружен с опорой на два столба.

В 1839 г. внешнему облику храма придали черты господствующего стиля: декор XVII в. был стесан, стены оштукатурили и оформили в стиле ампир.

В 1863 г. внутри четверика появилась новая роспись. Работы по росписи проводились также в 1885 и 1899 гг.

В 1923 г. церковь была закрыта. В 1930-е гг. храм был обезображен: сломаны пять глав и разобрана колокольня. В 1960‑е вместе с оградой и воротами разобрали и дом священника.

В 1976 г. началась постепенная реставрация храма. К 1999 г. реставрационные работы были окончательно завершены.

Источник:

«Москва, которая есть. 100 примеров научной реставрации», 2012 год

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Станция метро «Кропоткинская»

Станция метро «Кропоткинская»

Дата открытия: 15.05.1935
Открыта составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектное название: Кропоткинские ворота
Прежнее название: Дворец Советов (до 08.10.1957)
Проект переименования: Пречистенка (1991, 1992), Храм Христа Спасителя

3.51
Дома
Городская усадьба В.Е.Дровосекова - В.М.Бостанджогло

Городская усадьба В.Е.Дровосекова - В.М.Бостанджогло

Б. Знаменский пер., д. 19, корп. 1

Небольшой дом в византийском стиле перестроен А.С. Каминским в 1874 году из старого особняка.

3.19
Маршруты
Урок в Москве: Гоголевский бульвар
3.63
Дома
Доходный дом Я.М. Филатова

Доходный дом Я.М. Филатова

Остоженка ул., д.3/14

По легенде, дом построен как памятник борьбы с алкоголизмом
    

3.9
Памятники
Третьяков П. М.

Третьяков П. М.

Лаврушинский пер., д. 10 (перед зданием Третьяковской галереи)

(Нет голосов)
Дома
Усадьба XIX в.

Усадьба XIX в.

ул. Большая Полянка, д.53, стр.1

Сад этой городской усадьбы когда-то сдавался в аренду и тут размещалась настоящая оранжерея.

(Нет голосов)
Дома
Дом Е.С. Лобковой

Дом Е.С. Лобковой

Толмачевский Б. пер., д. 5, стр. 7

Нечасто в московских домах устраивали лоджию в мезонине.

(Нет голосов)
Дома
Народная обсерватория

Народная обсерватория

Крымский Вал, д. 9, стр. 5

В 1950-е годы была попытка создать учреждение нового типа, сочетающего функции просвещения и отдыха.

3.66
Дома
Приют для вдов и сирот

Приют для вдов и сирот

Лаврушинский пер., д. 3/8 стр. 2

Преимущественное право на приём в приют было у вдов, малолетних детей и незамужних дочерей русских художников, произведения которых находились в городской художественной галерее имени П. и С. М. Третьяковых.

3.25
Музеи
Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15» занимается организацией, проведением и сопровождением экспозиционно-выставочных и иных мероприятий, осуществляемых Творческим Союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств. Центр является многофункциональным просветительским учреждением, в котором осуществляется публичный показ музейных предметов, предметов искусства, арт-объектов, инсталляций и других видов художественного выражения.

На площадке экспонируются представители традиционного и современного искусства – профессиональные авторы Москвы и многих других регионов Российской Федерации.

Среди выставок центра:

  • персональная выставка Люси Чарской «Москва, Лондон, Нью-Йорк, Париж» – цикл из 30 работ, выполненных в технике классической акварели, представляющих три полноценные серии, посвященных Москве. Также на выставке была представлена нью-йоркская серия работ;
  • юбилейная выставка заслуженного художника России Павлова Владимира, посвященная 70-летнему юбилею художника и 50-летию творческой деятельности;
  • выставочный проект Елены Болотских «Визуализация невидимого. Нумерология России: 17, 37, 41, 53, 61, 91, 100» – авторский выставочный проект, посвящённый знаковым вехам русской истории;
  • «Творческие горизонты Анатолия Кияйкина» – выставка живописца и графика, заслуженного художника России. Одной из самых заметных исторических картин является полотно художника «Ферапонтово. Никонов Крест». Широкую известность получил его графический триптих «Победа. Не в силе Бог, но в правде. Псков. 1242 год. 5 апреля», в котором художник даёт авторскую трактовку событий времён Александра Невского;
  • «Анатомия белого» Карины Казарян – выставка работ московской художницы и дизайнера Карины Казарян, выполненных в технике «белого рельефа», возможности которой она исследует с 2001 года. Стиль «белого рельефа», буквально «по наследству» переданный Карине ее крестным отцом, художником и скульптором Рудольфом Хачатряном, сочетает в себе рисунок и рельеф, свет и тень, природные формы и абстракцию.

Список всех выставочных мероприятий размещен на сайте центра.

(Нет голосов)
Музеи
Инженерный корпус

Инженерный корпус

В комплекс музея в Лаврушинском переулке входит Инженерный корпус. Название здания, построенного во время последней реконструкции, связано с размещением в нем инженерно-технических служб, обеспечивающих деятельность музея (климат, охрана).

Здесь расположен конференц-зал для научных симпозиумов и пресс-конференций.

Второй и третий этажи Инженерного корпуса предназначены для регулярных выставок классического и современного искусства, отечественных и зарубежных мастеров. В частности, в залах Инженерного корпуса осуществляется проект «Золотая карта России», цель которого – представить в Москве собрания региональных музеев страны.

Особый вход с Малого Толмачевского переулка ведет в зал лектория, рассчитанный на проведение лекций с демонстрацией слайдов и видеофильмов. Отсюда же можно попасть в детскую студию Третьяковской галереи и в Храм-музей Святителя Николая в Толмачах.

(Нет голосов)
Дома
Жилой корпус «для семейных» экспериментального РЖСКТ «Показательное строительство»

Жилой корпус «для семейных» экспериментального РЖСКТ «Показательное строительство»

Гоголевский бул., д. 8, стр. 1

Выстроенный на остатках древнего храма дом-коммуна нового типа — с активно используемой крышей, продуманной планировкой — неоднократно принимал у себя Б.Л. Пастернака.

3.38