ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Николы в Голутвине

3.35
Реставрация этого храма длилась более тридцати лет
  • Церковь Николы в Голутвине
+ -

Ансамбль храма включает в себя здание церкви Святителя Николая Чудотворца в Голутвине, колокольню, дом священника, ограду и ворота.

Каменная церковь была построена в 1686—1692 гг. на месте деревянной церкви Рождества Богородицы, о которой есть упоминания от 1625 г. Первым с южной стороны главного храма в 1686 г. был возведен придел св. Николая. Первоначальный вариант каменной церкви представлял собой компактное, асимметричное в плане сочетание объемов. Церковь — пятиглавый четверик с трехчастной апсидой (главный престол — Рождества Богородицы). К нему и южному приделу (св. Николая), объединенным трапезной, присоединялась колокольня. Оконные наличники были завершены кокошниками, покоящимися на полуколонках, стены венчал богатый кирпичный декор.

Отдельно стоящую трехъярусную колокольню построили в 1769 г. Она была завершена шестигранным шатром со скошенными углами и небольшой главкой. Надвратная колокольня стала доминантой храмового комплекса. Она отмечала южный конец ограды, в то время как северный замыкали нарядные трехчастные ворота и причтовый дом.

Первая крупная перестройка церкви была предпринята в 1772 г., когда трапезная и южный придел получили декоративную отделку в стиле барокко. А весь объем здания завершили белокаменным карнизом. К 1822 г. на месте причтового дома появился одноэтажный дом священника с подвалом и мезонином, декорированный по образцу ампирных построек послепожарного времени.

В 1823 г. по проекту архитектора Ф. М. Шестакова трапезную расширили северным приделом в стиле ампир. Придел был освящен во имя Тихвинской Богоматери. Тогда же на западном фасаде, перед входом, построили притвор, а большой свод, перекрывающий трапезную, был сооружен с опорой на два столба.

В 1839 г. внешнему облику храма придали черты господствующего стиля: декор XVII в. был стесан, стены оштукатурили и оформили в стиле ампир.

В 1863 г. внутри четверика появилась новая роспись. Работы по росписи проводились также в 1885 и 1899 гг.

В 1923 г. церковь была закрыта. В 1930-е гг. храм был обезображен: сломаны пять глав и разобрана колокольня. В 1960‑е вместе с оградой и воротами разобрали и дом священника.

В 1976 г. началась постепенная реставрация храма. К 1999 г. реставрационные работы были окончательно завершены.

Источник:

«Москва, которая есть. 100 примеров научной реставрации», 2012 год

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Маршруты
Урок в Москве: Гоголевский бульвар
3.69
Дома
Дом Е.С. Лобковой

Дом Е.С. Лобковой

Толмачевский Б. пер., д. 5, стр. 7

Нечасто в московских домах устраивали лоджию в мезонине.

(Нет голосов)
Дома
Жилой корпус «для семейных» экспериментального РЖСКТ «Показательное строительство»

Жилой корпус «для семейных» экспериментального РЖСКТ «Показательное строительство»

Гоголевский бул., д. 8, стр. 1

Выстроенный на остатках древнего храма дом-коммуна нового типа — с активно используемой крышей, продуманной планировкой — неоднократно принимал у себя Б.Л. Пастернака.

3.38
Дома
Городская усадьба В.Е.Дровосекова - В.М.Бостанджогло

Городская усадьба В.Е.Дровосекова - В.М.Бостанджогло

Б. Знаменский пер., д. 19, корп. 1

Небольшой дом в византийском стиле перестроен А.С. Каминским в 1874 году из старого особняка.

3.19
Памятники
Третьяков П. М.

Третьяков П. М.

Лаврушинский пер., д. 10 (перед зданием Третьяковской галереи)

(Нет голосов)
Музеи
Инженерный корпус

Инженерный корпус

В комплекс музея в Лаврушинском переулке входит Инженерный корпус. Название здания, построенного во время последней реконструкции, связано с размещением в нем инженерно-технических служб, обеспечивающих деятельность музея (климат, охрана).

Здесь расположен конференц-зал для научных симпозиумов и пресс-конференций.

Второй и третий этажи Инженерного корпуса предназначены для регулярных выставок классического и современного искусства, отечественных и зарубежных мастеров. В частности, в залах Инженерного корпуса осуществляется проект «Золотая карта России», цель которого – представить в Москве собрания региональных музеев страны.

Особый вход с Малого Толмачевского переулка ведет в зал лектория, рассчитанный на проведение лекций с демонстрацией слайдов и видеофильмов. Отсюда же можно попасть в детскую студию Третьяковской галереи и в Храм-музей Святителя Николая в Толмачах.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба XIX в.

Усадьба XIX в.

ул. Большая Полянка, д.53, стр.1

Сад этой городской усадьбы когда-то сдавался в аренду и тут размещалась настоящая оранжерея.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Я.М. Филатова

Доходный дом Я.М. Филатова

Остоженка ул., д.3/14

По легенде, дом построен как памятник борьбы с алкоголизмом
    

3.9
Музеи
Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15» занимается организацией, проведением и сопровождением экспозиционно-выставочных и иных мероприятий, осуществляемых Творческим Союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств. Центр является многофункциональным просветительским учреждением, в котором осуществляется публичный показ музейных предметов, предметов искусства, арт-объектов, инсталляций и других видов художественного выражения.

На площадке экспонируются представители традиционного и современного искусства – профессиональные авторы Москвы и многих других регионов Российской Федерации.

Среди выставок центра:

  • персональная выставка Люси Чарской «Москва, Лондон, Нью-Йорк, Париж» – цикл из 30 работ, выполненных в технике классической акварели, представляющих три полноценные серии, посвященных Москве. Также на выставке была представлена нью-йоркская серия работ;
  • юбилейная выставка заслуженного художника России Павлова Владимира, посвященная 70-летнему юбилею художника и 50-летию творческой деятельности;
  • выставочный проект Елены Болотских «Визуализация невидимого. Нумерология России: 17, 37, 41, 53, 61, 91, 100» – авторский выставочный проект, посвящённый знаковым вехам русской истории;
  • «Творческие горизонты Анатолия Кияйкина» – выставка живописца и графика, заслуженного художника России. Одной из самых заметных исторических картин является полотно художника «Ферапонтово. Никонов Крест». Широкую известность получил его графический триптих «Победа. Не в силе Бог, но в правде. Псков. 1242 год. 5 апреля», в котором художник даёт авторскую трактовку событий времён Александра Невского;
  • «Анатомия белого» Карины Казарян – выставка работ московской художницы и дизайнера Карины Казарян, выполненных в технике «белого рельефа», возможности которой она исследует с 2001 года. Стиль «белого рельефа», буквально «по наследству» переданный Карине ее крестным отцом, художником и скульптором Рудольфом Хачатряном, сочетает в себе рисунок и рельеф, свет и тень, природные формы и абстракцию.

Список всех выставочных мероприятий размещен на сайте центра.

(Нет голосов)
Дома
Народная обсерватория

Народная обсерватория

Крымский Вал, д. 9, стр. 5

В 1950-е годы была попытка создать учреждение нового типа, сочетающего функции просвещения и отдыха.

3.66
Дома
Приют для вдов и сирот

Приют для вдов и сирот

Лаврушинский пер., д. 3/8 стр. 2

Преимущественное право на приём в приют было у вдов, малолетних детей и незамужних дочерей русских художников, произведения которых находились в городской художественной галерее имени П. и С. М. Третьяковых.

3.25
Дома
Станция метро «Кропоткинская»

Станция метро «Кропоткинская»

Дата открытия: 15.05.1935
Открыта составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектное название: Кропоткинские ворота
Прежнее название: Дворец Советов (до 08.10.1957)
Проект переименования: Пречистенка (1991, 1992), Храм Христа Спасителя

3.51