ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Пимена в Новых Воротниках

Нововоротниковский пер., дом 3, стр. 1
3.66
В 1927 -1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен.
  • Церковь Пимена в Новых Воротниках
+ -

Спрятанный в небольшом Нововоротниковском переулке между двумя крупными улицами, этот храм выделяется ярко-красным цветом своих фасадов. Особый интерес представляют его интерьеры, созданные лучшими мастерами своей эпохи – они сохранились в целости и сохранности с начала ХХ века.

Эта местность с середины XVII века называлась «Новыми Воротниками» и её главная церковь – «Новым Пименом», словно напоминая о своем старом месте – рядом с Тверской улицей, на перекрестке Воротниковского и Старопименовского переулков, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». Населяли эту слободу воротники – привратники при городских воротах. С ростом города они были переселены за Земляной вал, чтобы освободить территорию для стрельцов. На новом месте в 1672 году они создали церковь во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого – в память о прежнем храме. Вскоре новая церковь переняла название у придела и под ним вошла в историю Москвы. После разрушительного пожара 1691 года началось возведение новой каменной Пименовской церкви, законченное в 1702 году.

Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов» – одной из наиболее распространенных черт нового архитектурного направления. При нем существовала трапезная, которая в 1770‑х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.

О создании Владимирского придела повествует одно местное предание. Один слепой мальчик играл однажды неподалеку от церкви и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это момент пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой и вдруг прозрел. Он увидел, что предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная в камне икона Владимирской Богоматери. В её честь и был создан новый придел.

Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится его существующая ограда. В 1881‑1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и полностью перестраивается трапезная: по проекту архитектора К.М. Быковского её  приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.

Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897‑1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.

Часть утвари Пименовской церкви была утрачена в 1922 году во время кампании по «изъятию церковных ценностей», однако сам храм на протяжении всей советской эпохи никогда не закрывался, что и позволило ему сохранить свое убранство и интерьеры нетронутыми. В 1927‑1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Сегодня храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры, имеющий открытый доступ для всех желающих и отлично сохраняющий свои бесценные сокровища.

Прочитать статью об этом доме в "Московском журнале"  

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей Театра Образцова

Музей Театра Образцова

Музей Театра Образцова занимает особое место на музейной карте России и мира. Начавшись некогда с выставки на балконе в первом здании театра на площади Маяковского, теперь он является крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире – более четырех тысяч единиц хранения. Ни в одном кукольном музее мира нет столь полной и объемной коллекции, связанной с творчеством плеяды мастеров искусства, литературы, театра во главе с С. В. Образцовым. Здесь отражён процесс художественного сотворчества выдающихся деятелей искусства играющих кукол стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, результатом которого стало создание профессионального театра кукол XX века. Музей открыт для всех. Цена входного билета – 200 рублей. Дети до 7 лет имеют право на бесплатное посещение Музея. Зрители с билетом на спектакль за вход в Музей дополнительно не платят. Обзорные и театрализованные экскурсии проводятся по предварительной записи.

(Нет голосов)
Музеи
Музей русской гармоники А. Мирека

Музей русской гармоники А. Мирека

Единственный музей гармоник в нашей стране и один из четырех в мире: здесь можно увидеть реконструкцию первой в мире гармоники (1783 г.), заглянуть в мастерскую русского гармонного мастера, побывать в традиционном московском трактире, посетить концерты современных исполнителей на гармонике, баяне, аккордеоне. В настоящее время неделимый фонд музея насчитывает свыше 2000 единиц хранения. В него входят коллекции музыкальных инструментов, документов, фотографий, афиш, нотных изданий, грампластинок, учебных материалов. Особую ценность представляет коллекция музыкальных инструментов, содержащая свыше 150 ед.хр. среди них русские гармоники XIX-нач.XX вв., инструменты советского времени: баяны, монофоны, аккордеоны, в том числе мемориальные, зарубежные образцы: губные гармоники, концертино, бандеоны, аккордеоны, фисгармония и пианола (механическое пианино). Увлекательные программы – костюмированные экскурсии, музыкальные чаепития, – знакомят посетителей с историей возникновения и развития гармоник, с разнообразием удивительных язычковых инструментов, дают возможность послушать их исторически достоверное живое звучание в исполнении музыкантов профессионалов, которые одновременно являются экскурсоводами. С 2017 г. Музей русской гармоники Альфреда Мирека является филиалом Мемориального музея А.Н. Скрябина.

(Нет голосов)
Здания
Театр кукол С.В.Образцова

Театр кукол С.В.Образцова

ул. Садовая-Самотечная, д. 3

В 1980-е гг. Дом на Самотеке – Театр кукол С.В.Образцова – был одной из главных достопримечательностей Москвы.

2.93
Здания
Главный корпус Промышленного училища МХТИ

Главный корпус Промышленного училища МХТИ

Миусская площадь, д. 9, стр. 1

Торжественная закладка здания по проекту М. Геппенера состоялась 23 мая 1898 года

3.3
Здания
Жилой дом РЖСКТ "Советский композитор"

Жилой дом РЖСКТ "Советский композитор"

ул. Чаянова, д. 10 стр. 1

Стены квартир в этом доме были невероятной толщины, чтобы композиторы не мешали друг другу.

3.68
Здания
Здание Народного университета им. А.Л. Шанявского

Здание Народного университета им. А.Л. Шанявского

Миусская площадь, д. 6, стр. 7

Народный университет был вузом, подобных которому не существовало ни в России, ни за рубежом.

3.39
Здания
Центральный Академический театр Советской Армии

Центральный Академический театр Советской Армии

Суворовская пл., д. 2

У этого театра – самая большая сцена в Европе. Здесь можно воссоздать сражения даже с участием танков.

3.56
Здания
Городская усадьба Протасовых – Малич

Городская усадьба Протасовых – Малич

Садовая-Самотечная ул., дом 6, стр. 1

Одна из малоизвестных работ сразу двух замечательных московских зодчих: Франца Осиповича Шехтеля и Густава Августовича Гельриха.

3.38
Здания
Бутырский тюремный замок

Бутырский тюремный замок

Новослободская ул., д.45

Бутырский тюремный замок,  арх. М. Ф. Казаков, построен в 1794 г. в стиле замковой архитектуры эпохи средневековья, близкой романтизму второй половины XVIII века.

(Нет голосов)
Места
Триумфальная площадь

Триумфальная площадь

Когда-то на этом месте был земляной вал с оборонительным рвом. Через них на Тверской дороге-тракте для проезда в город прикопали насыпь и поставили охранников-караульщиков. Местность называлась Тверские ворота Земляного города.

(Нет голосов)
Здания
Церковь Знамения за Петровскими воротами

Церковь Знамения за Петровскими воротами

Колобовский 1-й пер., д. 1, стр. 2

Редкий для Москвы случай: придел церкви увенчан не одной, а пятью главами.

3.3