ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба. Главный дом

3.02
Когда-то территория, на которой расположена городская усадьба купца Е.Ф.Киппена, входила в огромное владение боярина Петра Лопухина, дяди царицы Евдокии Лопухиной.
  • Усадьба. Главный дом
+ -

Городская усадьба купца Е.Ф.Киппена включает в себя целый комплекс зданий. Когда-то территория, на которой она расположена, входила в огромное владение боярина Петра Лопухина, дяди царицы Евдокии Лопухиной. В середине ХVIII века его разделили. В его южной части теперь стоит здание лютеранской кирхи Петра и Павла. А раньше там были древние палаты с пристройкой 1763 года, смыкавшейся с домом № 5/8, строение 5. При его реставрации в 1980-е годы был обнаружен фрагмент стены с наличником эпохи барокко, оставшийся от этой пристройки. Его можно увидеть, если войти в правый подъезд дома № 5 и пройти направо по коридору. Бывшая наружная стена соседнего дома стала внутренней в доме № 5 – и такое в Москве бывает!

Большая часть северной половины бывшего владения Лопухиных перешла в 1817 году к купцу Е.Кинену (в некоторых исторических источниках – Киппену). В 1817−1819 гг. купец отстроил заново главный дом усадьбы, включив в его южное крыло старый усадебный дом. До середины ХIХ века стройка в усадьбе не прекращалась – появлялись новые флигели, перестраивались старые.

Усадьба Киппена – объект культурного наследия федерального значения.

Главный дом находится в глубине двора. По центральной его оси расположены парадные ворота. От них виден монументальный тосканский колонный портик главного дома.

Завершается портик почти гладким антаблементом и крупным фронтоном. По бокам портика − два входа, накрытые широкими коваными навесами. На втором этаже над входами размещены эркеры. Они появились в 1844 году вместе с новыми лепными профилями на фасаде и несколько огрубляют первоначальный замысел архитектора. В то же время усадебный дом благодаря этим изменениям приобрел вид городского особняка середины ХIХ века, что придавало ему «модный» облик.

Низкий цоколь с арочными полуподвальными окнами зрительно приподнимает портик, используя рельеф местности.

На заднем фасаде дома уцелели пилястровый портик и тонкие белокаменные детали 1810-х годов.

От первоначальной внутренней планировки сохранились лишь незначительные следы – дом неоднократно перестраивался.

В 1844 году петербургский купец К.Х.Толль перестроил правый флигель усадьбы, надстроив второй этаж. А коллежский регистратор А.И.Чернов выстроил в 1857 году левый флигель. В конце XIX века усадьбой владел купец Ф.Н.Конкин.

В настоящее время усадебный дом занимает Московский Союз художников.

Олег Фочкин
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом 1905 года с подвалом XVIII века

Доходный дом 1905 года с подвалом XVIII века

Подсосенский пер., д. 8 стр. 2

Четырехэтажный доходный дом был построен в 1905 году по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского.

3.3
Музеи
Галерея Гари Татинцяна

Галерея Гари Татинцяна

Галерея ориентирована на работу с концептуальным западным искусством, русским авангардом начала XX века, фотографией и дизайном.Первое выставочное пространство в Москве было открыто в 2005 году на улице Ильинка. В сентябре 2013 года открылось новое пространство галереи на Серебрянической набережной персональной выставкой немецкого художника Ансельма Рейле. С этого момента в галерее регулярно проходят выставки современных художников, в том числе групповая выставка Джона Миллера, Тони Мателли и Олафа Брёнинга; персональная выставка Вима Дельвуа (параллельно с экспозицией работ Дельвуа в ГМИИ им. А. С. Пушкина); персональная выставка Ли Уфана, выставка Евгения Чубарова и многих других художников.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Зачатия праведной Анны, что в углу

Церковь Зачатия праведной Анны, что в углу

Москворецкая набережная, д. 3

Один из приделов этого храма напоминает нам о дне падения ордынского ига.

4.01
Дома
Церковь Успения в Печатниках

Церковь Успения в Печатниках

Ул. Сретенка, д . 3

По одной из версий, именно в этой церкви художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак».

3.49
Дома
Дом фарфора

Дом фарфора

Мясницкая ул., д.8/2

«Дом фарфора» и сейчас, как во времена М.С. Кузнецова, привлекает пешеходов сервизами в витринах.

3.8
Дома
Церковь Георгия на Псковской горе

Церковь Георгия на Псковской горе

Варварка ул., д.12

Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской,  Варварка ул., д. 12, строение 1, построена в 1657 г. Колокольня и трапезная в 1818 г. В архитектуре присутствуют стили «Русское узорочье» и псевдоготика.

3.44
Дома
Городская усадьба Е.И. Вандышниковой – Э.М. Банза

Городская усадьба Е.И. Вандышниковой – Э.М. Банза

Воронцово поле ул., д. 3, стр. 1

История превращения скромного дома с мезонином в двухэтажный особняк.

3.14
Дома
Дом беседующих змей

Дом беседующих змей

Ул. Воронцово поле, д.6-8

Украшающие дом вазоны-светильники со змеями обусловили его неофициальное название.

3.36
Дома
Церковь Введения в Барашах

Церковь Введения в Барашах

Барашевский пер., д. 8/2, стр. 4

Рядом с церковью в XVII веке находились особые государевы хоромы.

3.56
Дома
Дом Черткова

Дом Черткова

Ул. Мясницкая, д.7

Особняк на Мясницкой – адрес первой бесплатной частной библиотеки в России

3.66
Дома
Дом архитектора В.И. Чагина

Дом архитектора В.И. Чагина

Большая Лубянка ул., д. 24/15 стр. 1

В этом пряничном домике мирно уживались общество грамотности, взаимного страхования от огня и «электричка»!

3.52