ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба. Главный дом

3.02
Когда-то территория, на которой расположена городская усадьба купца Е.Ф.Киппена, входила в огромное владение боярина Петра Лопухина, дяди царицы Евдокии Лопухиной.
  • Усадьба. Главный дом
+ -

Городская усадьба купца Е.Ф.Киппена включает в себя целый комплекс зданий. Когда-то территория, на которой она расположена, входила в огромное владение боярина Петра Лопухина, дяди царицы Евдокии Лопухиной. В середине ХVIII века его разделили. В его южной части теперь стоит здание лютеранской кирхи Петра и Павла. А раньше там были древние палаты с пристройкой 1763 года, смыкавшейся с домом № 5/8, строение 5. При его реставрации в 1980-е годы был обнаружен фрагмент стены с наличником эпохи барокко, оставшийся от этой пристройки. Его можно увидеть, если войти в правый подъезд дома № 5 и пройти направо по коридору. Бывшая наружная стена соседнего дома стала внутренней в доме № 5 – и такое в Москве бывает!

Большая часть северной половины бывшего владения Лопухиных перешла в 1817 году к купцу Е.Кинену (в некоторых исторических источниках – Киппену). В 1817−1819 гг. купец отстроил заново главный дом усадьбы, включив в его южное крыло старый усадебный дом. До середины ХIХ века стройка в усадьбе не прекращалась – появлялись новые флигели, перестраивались старые.

Усадьба Киппена – объект культурного наследия федерального значения.

Главный дом находится в глубине двора. По центральной его оси расположены парадные ворота. От них виден монументальный тосканский колонный портик главного дома.

Завершается портик почти гладким антаблементом и крупным фронтоном. По бокам портика − два входа, накрытые широкими коваными навесами. На втором этаже над входами размещены эркеры. Они появились в 1844 году вместе с новыми лепными профилями на фасаде и несколько огрубляют первоначальный замысел архитектора. В то же время усадебный дом благодаря этим изменениям приобрел вид городского особняка середины ХIХ века, что придавало ему «модный» облик.

Низкий цоколь с арочными полуподвальными окнами зрительно приподнимает портик, используя рельеф местности.

На заднем фасаде дома уцелели пилястровый портик и тонкие белокаменные детали 1810-х годов.

От первоначальной внутренней планировки сохранились лишь незначительные следы – дом неоднократно перестраивался.

В 1844 году петербургский купец К.Х.Толль перестроил правый флигель усадьбы, надстроив второй этаж. А коллежский регистратор А.И.Чернов выстроил в 1857 году левый флигель. В конце XIX века усадьбой владел купец Ф.Н.Конкин.

В настоящее время усадебный дом занимает Московский Союз художников.

Олег Фочкин
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Дом архитектора В.И. Чагина

Дом архитектора В.И. Чагина

Большая Лубянка ул., д. 24/15 стр. 1

В этом пряничном домике мирно уживались общество грамотности, взаимного страхования от огня и «электричка»!

3.52
Здания
Церковь Зачатия праведной Анны, что в углу

Церковь Зачатия праведной Анны, что в углу

Москворецкая набережная, д. 3

Один из приделов этого храма напоминает нам о дне падения ордынского ига.

4.01
Здания
Дом Черткова

Дом Черткова

Ул. Мясницкая, д.7

Особняк на Мясницкой – адрес первой бесплатной частной библиотеки в России

3.63
Здания
Городская усадьба Е.И. Вандышниковой – Э.М. Банза

Городская усадьба Е.И. Вандышниковой – Э.М. Банза

Воронцово поле ул., д. 3, стр. 1

История превращения скромного дома с мезонином в двухэтажный особняк.

3.14
Здания
Дом беседующих змей

Дом беседующих змей

Ул. Воронцово поле, д.6-8

Украшающие дом вазоны-светильники со змеями обусловили его неофициальное название.

3.58
Здания
Церковь Введения в Барашах

Церковь Введения в Барашах

Барашевский пер., д. 8/2, стр. 4

Рядом с церковью в XVII веке находились особые государевы хоромы.

3.66
Здания
Церковь Георгия на Псковской горе

Церковь Георгия на Псковской горе

Варварка ул., д.12

Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской,  Варварка ул., д. 12, строение 1, построена в 1657 г. Колокольня и трапезная в 1818 г. В архитектуре присутствуют стили «Русское узорочье» и псевдоготика.

3.44
Музеи
Галерея Гари Татинцяна

Галерея Гари Татинцяна

Галерея ориентирована на работу с концептуальным западным искусством, русским авангардом начала XX века, фотографией и дизайном. Первое выставочное пространство в Москве было открыто в 2005 году на улице Ильинка. В сентябре 2013 года открылось новое пространство галереи на Серебрянической набережной персональной выставкой немецкого художника Ансельма Рейле. С этого момента в галерее регулярно проходят выставки современных художников, в том числе групповая выставка Джона Миллера, Тони Мателли и Олафа Брёнинга; персональная выставка Вима Дельвуа (параллельно с экспозицией работ Дельвуа в ГМИИ им. А. С. Пушкина); персональная выставка Ли Уфана, выставка Евгения Чубарова и многих других художников.

(Нет голосов)
Здания
Церковь Успения в Печатниках

Церковь Успения в Печатниках

Ул. Сретенка, д . 3

По одной из версий, именно в этой церкви художник Пукирев стал свидетелем брака старика и девушки, что впоследствии нашло отражение в картине «Неравный брак».

3.49
Здания
Станция метро "Китай-город"

Станция метро "Китай-город"

метро "Китай-город"

«Китай-город» (до 5 ноября 1990 года — «Площадь Ногина») — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиях.

(Нет голосов)
Здания
Бывший доходный дом

Бывший доходный дом

улица Сретенка, 1

(Нет голосов)
Здания
Доходный дом 1905 года с подвалом XVIII века

Доходный дом 1905 года с подвалом XVIII века

Подсосенский пер., д. 8 стр. 2

Четырехэтажный доходный дом был построен в 1905 году по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского.

3.3