История усадьбы Остафьево связана с князем Андреем Ивановичем Вяземским, который приобрел её в 1792 году. Здесь князь построил двухэтажный каменный дом в стиле классицизма с двумя боковыми флигелями, соединенными сквозной колоннадой. Архитектор дома не установлен, предположительно это Иван Старов. За домом был разбит регулярный французский сад, который переходит в английский пейзажный парк.
Николай Михайлович Карамзин, один из основателей русской исторической науки и автор «Истории государства Российского», написал здесь значительную часть своего труда.
Усадьба становится средоточием культурной жизни Российской Империи. Сюда приезжают Александр Тургенев, Василий Пушкин, Василий Жуковский, Вильгельм Кюохельбекер, Александр Грибоедов и другие, проходят встречи поэтического сообщества «Арзамас».
В Остафьево трижды приезжал Александр Пушкин, с которым Пётр Вяземский дружил еще с юности, а 1849 году здесь бывал Николай Гоголь. В этот период усадьба заслуженно получила название «Русский Парнас». Сам Пушкин называл её «местом вдохновения».
После смерти князей Вяземских усадьбу приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. В 1899 году, в честь столетия со дня рождения Пушкина, он превращает усадебный дом в общедоступный для всех и один из первых в России пушкинский музей.
В 1918 году имение было национализировано, в нем был открыт музей-усадьба Остафьево. В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана или распределена между другими музейными хранилищами страны. В 1931 году в усадьбе открыли дом отдыха Наркомата обороны. Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь, а затем дом отдыха Совета Министров СССР.
В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены. В 1989 году Остафьево снова стало музеем, и начались подготовительные работы по реставрации.
Масштабная реставрация усадьбы Остафьево началась в 2000 году и завершилась в 2016 году. Основная цель работ заключалась в восстановлении первоначального архитектурного облика здания, созданного в начале XIXвека.
Одним из первых шагов стало восстановление знаменитого бельведера — разрушенного временем купола с колоннадой. Возвращение этого архитектурного элемента стало знаковым событием, поскольку бельведер был важной деталью, придававшей зданию завершённость и монументальность.
Особое внимание было уделено Овальному залу, центру дворцовых приёмов в XIX веке. В ходе реставрации восстановили капители, лепнину и орнаменты на сводах. Исторические двери, ранее закрытые или превращённые в окна, вновь открыли, вернув залу его первоначальный вид с выходом в парк. Работы включали воссоздание оригинального декора, восстановление печей, паркетных полов и колонн. Интерьеры восстановили по архивным чертежам и описаниям.
Кроме самого дворца, реставрация коснулась и парка Остафьево. Были восстановлены аллеи, пруды и уникальная беседка «Храм Аполлона», которая ранее являлась важной архитектурной доминантой парка. Также восстановлена липовая аллея, входящая в парковый ансамбль.
Особое внимание уделялось использованию оригинальных материалов, что позволило воссоздать усадьбу с максимальной исторической точностью. Восстановление Остафьево было высоко оценено экспертами, и усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация – 2017» в нескольких номинациях.
Сегодня усадьба Остафьево функционирует как музей «Русский Парнас», предлагая посетителям возможность окунуться в атмосферу дворянской усадьбы начала XIX века и познакомиться с литературным и культурным наследием России.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.