ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба Баевых

(Нет голосов)
К концу XIX столетия владение на месте современного дома 52 на 1-й Мещанской улице перешло купеческому семейству Баевых.
+ -

После пожара 1812 г. деревянная застройка на Большой (Первой) Мещанской улице постепенно сменяется каменными, преимущественно двухэтажными домами. По соседству с обширной усадьбой Ф. Ф. Набилкова между Протопоповским и Капельским переулками на месте современного дома 52 располагался ампирный особняк, принадлежавший в 1816 г. московскому купцу В. И. Ерофееву. За домом находились дворовые постройки и сад. Позже вдова Ерофеева выстроила по боковым границам участка два флигеля.
В 1867 г., когда усадьба числилась за потомственной почетной гражданкой А. И. Епишкиной, фасады главного дома были переделаны архитектором В. Штромом в формах эклектики.
К концу XIX столетия владение перешло купеческому семейству Баевых. В 1893 г. Иван Денисович ‒ старший, Козьма Денисович и Иван Денисович ‒ младший учредили фирму «Иван Денисович Баев ‒ старший с братьями» по продаже готовой обуви. Торговый дом и контора располагались на Маросейке. Глава семьи И. Д. Баев, купец первой гильдии, выборный московского купеческого сословия, храмоздатель, много жертвовал на благотворительность и состоял попечителем богоугодных заведений не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и даже в Сибири.
Во владении на 1-й Мещанской обитал большой клан Баевых. Особенной многочисленностью отличалось семейство Козьмы Денисовича, который проживал в доме с детьми и внуками. К. Д. Баев после смерти старшего брата возглавил торговый дом. С 1901 г. он был гласным Московской городской думы, как и брат, состоял попечителем в различных благотворительных обществах.
Ввиду постоянно расширяющегося семейства Баевы разворачивают активное строительство. В 1896 г. по проекту В. И. Чагина на свободном участке владения по красной линии 1-й Мещанской улицы ими был выстроен двухэтажный особняк с антресолями в эклектичном стиле (стр. 1). Новое здание соединялось с главным домом переходом с зимним садом в уровне второго этажа. Главным выразительным элементом фасада являлся асимметрично расположенный эркер с кронштейнами в виде волют. Нижний этаж был отделан глубоким ленточным рустом, а между этажами протянут фриз с меандровым орнаментом. Сегодня особняк занимает посольство Замбии.
В 1910 г. наследники усадьбы Иван Денисович – младший и трое сыновей Козьмы Денисовича обращаются к архитектору И. С. Кузнецову. С Кузнецовым Баевых связывало многолетнее сотрудничество, за время которого были выстроены: торгово-складской корпус в Большом Златоустинском переулке, Дом призрения в Ермаковском переулке (ныне ‒ ул. Короленко) и доходные дома в Трубниковском и Капельском переулках.
На 1-й Мещанской улице по проекту И. С. Кузнецова был возведен трехэтажный дом в стиле неоклассицизм с длинным крылом вдоль боковой границы владения (стр. 3) и комплексом служб во дворе. Вход был оформлен ордерной композицией, а фасад украшен рельефным фризом на античный сюжет. В квартиры вела парадная лестница с чугунным ажурным ограждением. На каждом этаже здания располагалось по одной многокомнатной квартире. В квартирах имелись водопровод и канализация. Интерьеры дома были оформлены в разных исторических стилях и отличались изысканным скульптурным и живописным декором. В 1914 г. третий этаж дома был отведен под лазарет на 50 кроватей. Надворные постройки включали кладовые, конюшню, кучерскую, каретный сарай, прачечную, сушильню и прочие хозяйственные службы.
В 1950-е гг. трехэтажное здание было надстроено двумя этажами, и в процессе надстройки оставшиеся элементы интерьеров третьего этажа были полностью утрачены.
В истории усадьбы был еще один значительный эпизод. В 1929 г. из Ленинграда возглавить 3-ю архитектурную мастерскую Моссовета приехал выдающийся архитектор И. А. Фомин, один из авторов проектов дома общества «Динамо» на Лубянке, «дома-паровоза» на Красных Воротах и одноименной станции метро. Во дворе усадьбы Баевых находился одноэтажный корпус, возведенный по проекту И. С. Кузнецова (стр. 4). Фомину для организации мастерской и проживания было предложено надстроить второй этаж, что и было сделано. В квартире 43 была устроена мастерская и три жилые комнаты, в которых расположилась семья Фомина. Остальные квартиры заняли сотрудники мастерской.
После смерти Фомина в 1936 г. в знак признания его заслуг квартиру оставили за семьей архитектора. Здесь работала его дочь – известный художник-график Ираида Фомина, а затем его внучка – художник-монументалист Александра Фомина. Сейчас здесь живут и работают его правнуки, тоже художники. В квартире-мастерской сохранились не только интерьеры, мебель, работы мастера, но и необыкновенная творческая атмосфера, привлекавшая несколько поколений художников и архитекторов.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

3.3
Памятники
Памятник создателям первого спутника Земли

Памятник создателям первого спутника Земли

Рижская пл. (у входа на станцию м. «Рижская»)

Успешный запуск искусственного спутника Земли вошел в историю как первый шаг завоевания человечеством космического пространства.

(Нет голосов)
Территории
Садовая-Сухаревская улица

Садовая-Сухаревская улица

«Восемь с половиной» впервые показали именно здесь.

(Нет голосов)
Дома
Детская больница св. Ольги

Детская больница св. Ольги

Орлово-Давыдовский пер., д. 2А

Детей, пришедших на прием, было принято кормить завтраками. Больные дети, наблюдавшиеся амбулаторно, получали бесплатные лекарства

3.59
Дома
Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Ул. Большая Спасская, д. 19а., стр. 1

Среди известных владельцев был славист, гофмейстер высочайшего двора, действительный статский советник, камергер Аполлон Александрович Майков

3.25
Территории
Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь

Некогда самая, пожалуй, шумная площадь.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Трифона в Напрудном

Церковь Трифона в Напрудном

Ул. Трифоновская, д. 38, стр. 1

Маленькая церковь словно потерялась в окружении многоэтажных зданий. Неудивительно, что местные жители называют её «часовней».

3.59
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Дом Кирхгоф

Дом Кирхгоф

Мещанская улица, дом 1/17, стр.2

Многоэтажный доходный дом построен по проекту арх. Н.Ларионова в 1875 г.

3.44
Дома
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

2-й Крестовский пер., д. 17, стр.1

Намоленный храм, не закрывавшийся в советские годы и хранящий бесценные реликвии

3.23
Дома
Здание Набилковской богадельни

Здание Набилковской богадельни

Протопоповский пер., д. 25, стр. 1

Может быть, вдохновившись примером своего бывшего барина, опекавшего Странноприимный дом, Набилковы тоже решили оставить о себе добрую память и создать благотворительное учреждение.

2.93
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4