ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба Шамшуриных

3.19
В усадьбе сохранилась планировка участка, созданная в первой половине XVIII века. В глубине владения стоит главный трёхэтажный дом, перед которым раскинулся большой двор.  По сторонам двора, вдоль границ участка, поставлены два флигеля. Раньше за главным домом находился сад, чаще всего сады бывали с баней, беседкой и, с конца XIX века, с игровыми площадками. Такая планировка была обычной для богатых усадеб Москвы.
  • Усадьба Шамшуриных
+ -

В усадьбе сохранилась планировка участка, созданная в первой половине XVIII века. В глубине владения стоит главный трёхэтажный дом, перед которым раскинулся большой двор. По сторонам двора, вдоль границ участка, поставлены два флигеля. Раньше за главным домом находился сад, чаще всего сады бывали с баней, беседкой и, с конца XIX века, с игровыми площадками. Такая планировка была обычной для богатых усадеб Москвы.

Главный дом усадьбы был построен в первой половине XVIII века. Тогда он был двухэтажным, первый этаж по высоте ниже второго. Фасады дома были украшены в стиле барокко, но не стоит думать, что здесь были пышные наличники и множество колонн. Это был скромный вариант стиля, соответствовавший возможностям и вкусам состоятельных, но не сверхбогатых людей. От первоначальной отделки дома до нас дошёл в изменённом виде карниз между первым и вторым этажами. В XVIII веке дом казался выше, сейчас часть первого этажа скрыта выросшим за столетия культурным слоем. На заднем фасаде дома, в одном из окон первого этажа, сохраняется железная решётка «кубоватого» рисунка. Такие решётки из изогнутых металлических прутьев использовались в XVII веке - начале XVIII века. Возможно, что эта часть дома была построена именно тогда. Правда, решётку, как материальную ценность, могли взять из другого старого дома при его разборке и использовать при новом строительстве.

В главном доме сохранились своды в двух этажах. Эти красивой формы перекрытия помещений когда-то были украшены тягами, картушами, карнизами, розетками по центру свода или в месте крепления люстры. Сохранились небольшие фрагменты этого лепного убранства.

В начале XIX века дом надстроили третьим этажом. Тогда же убранство фасада в стиле барокко поменяли на строгие и простые формы классицизма. Из-за большой высоты сводов второго этажа третий этаж оказался поднят на значительную высоту. Между вторым и третьим этажами на фасаде образовался большой промежуток.

В ХХ столетии с фасада дома исчезли последние декоративные элементы и теперь он не имеет признаков какого бы то ни было стиля.

Два флигеля по сторонам парадного двора сохраняют своды и стены XVIII – начала XIX века. Можно подняться на второй этаж южного флигеля и осмотреть красивые сводчатые перекрытия небольших помещений.

В конце XIX– начале ХХ веков усадьбой владела семья Шамшуриных. Основным занятием купцов Шамшуриных была торговля москательным товаром и табаком. Главная контора их фирмы и магазин находились поблизости, на Балчуге. Там можно было купить разнообразные краски, растворители, клей, обои, как бы сказали сейчас, товары бытовой химии.

Александр Фёдорович Шамшурин владел этой усадьбой до 1917 года. Кроме своего бизнеса, или, как говорили в старой России, своего дела, он занимался и общественной работой. А. Ф. Шамшурин был почётным старшиной Московских детских приютов и старостой в своем приходе, в церкви Богоматери Всех Скорбящих радости.

С 1934 года в доме Шамшуриных разместился Московский речной техникум, во второй половине ХХ века преобразованный в один из факультетов Академии водного транспорта. Поэтому красивая решётка середины ХХ столетия, ограждающая парадный двор, украшена якорями и другими символами судоходства.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Особняк П.А. Бачуриной — И.Е. Смирнова

Особняк П.А. Бачуриной — И.Е. Смирнова

Ул. Новокузнецкая, д. 40

Дом, известный как место покушения на Б. Березовского, — фрагмент дореволюционной застройки Новокузнецкой. Кажущийся «монолит» — две части, две эпохи, два архитектора, для каждого из которых постройка стала экспериментом.

3.33
Дома
Церковь святого Николая в Заяицком

Церковь святого Николая в Заяицком

Раушский 2-й пер., дом 1, стр. 8

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

3.3
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Дом Г. М Кржижановского

Дом Г. М Кржижановского

Садовническая ул., 30

В середине длинной Садовнической улицы стоит ухоженный жилой дом. Из ряда соседей он выделяется небольшим балконом в центре и двумя эркерами, помещенными на последнем, третьем, этаже. Пример того, как могла бы выглядеть рядовая застройка старой Москвы сейчас, если бы к старым домам относились так же бережно. Охранной грамотой для этого дома послужил один из жильцов — старый большевик и инженер Глеб Максимилианович Кржижановский, живший  на втором этаже с 1919 по 1959 годы.

3.02
Дома
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины

Новокузнецкая ул., д.38, стр.1.

Храм имеет очень интересную ограду, характерную для более раннего периода псевдорусского стиля.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник ополченцам Замоскворечья

Памятник ополченцам Замоскворечья

Новокузнецкая ул., д. 33 (сквер)

Памятник установлен на месте формирования дивизий ополчения.

(Нет голосов)
Дома
Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв.   Конец  XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Якиманка Малая ул., д. 24

Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Дома
Палаты князя Щербатова

Палаты князя Щербатова

Раушская наб., 22

Во дворе комплекса зданий «Мосгортранса» трехэтажное здание с основного фасада, вдоль набережной, имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле конца XVII века. Это результат реставрации начала 2002-2004 годов: старинные палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой XIX века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Находка стала одним из важнейших краеведческих открытий в Москве за последние десятилетия.

3.44
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских.

Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

3.68