ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба Жемочкиных

улица Большая Ордынка, дом 21/16, строение 9
объект культурного наследия федерального значения
3.2
Её название соединило фамилии купцов Долговых, строителей усадьбы, и последнего перед 1917 годом владельца, Николая Ивановича Жемочкина, торговавшего кожей и приводными ремнями.
  • Усадьба Жемочкиных
+ -

Купеческая усадьба занимала угол Большой Ордынки и Климентовского переулка. Её название соединило фамилии купцов Долговых, строителей усадьбы, и последнего перед 1917 годом владельца, Николая Ивановича Жемочкина, торговавшего кожей и приводными ремнями.. По обычаю XVII - XVIII веков, главный дом усадьбы поставлен в глубине владения, перед ним простирается обширный парадный двор. Он отделён от улицы каменной оградой с решёткой в формах московского ампира начала XIX века. Ограда с небольшими скруглениями по краям, сделанными для расширения тротуара, то есть для удобства въезда на парадный двор, было снесена в ХХ веке и восстановлена в прежних формах. Пилоны ворот украшены лепным фризом и карнизом большого выноса, они служат пропилеями, подготавливающими въезжающего в усадьбу к восприятию парадного двора.

Главный дом усадьбы построен в 1770-е годы в стиле раннего классицизма. При строительстве здания были использованы стены сводчатого подклета. Они относятся к рубежу XVII - XVIII веков. Первоначальная архитектура здания была очень проста -не было ни портика, ни фронтона. Окна двух этажей были объединены плоскими вертикальными нишами. При реставрации ХХ века первоначальная декорация дома была воссоздана на южном фасаде здания. Чтобы его посмотреть, надо войти во двор со стороны Климентовского переулка. Там же можно увидеть восточный, садовый фасад дома с белокаменной полукруглой лестницей.

Долгое время строительство здания связывали с архитектором В. И. Баженовым. Он был женат на дочери хозяина дома, А. И. Долгова. Однако архитектура здания не несёт характерных примет творчества В. И. Баженова.

После пожара Москвы в 1812 году дом перестроили. Перестройка фасада была связана не только с необходимым ремонтом, но и с изменением архитектурной моды. Центр фасада был выделен пилястровым портиком с фронтоном. Гладкие стены, прорезанные проёмами окон, служат спокойным фоном для высококачественной лепнины. Она сосредоточена в верхних частях здания, во фронтоне, во фризе на антаблементе, между этажей. После перестройки усадьба стала одним из лучших образцов московского ампира. Обычно постройки этого стиля и такого высокого качества связывают с архитектором О. И. Бове. После 1812 года он возглавлял комиссию, утверждавшую фасады зданий в восстанавливающейся Москве.

Дом Долговых составляет ансамбль со стоящей на противоположной стороне Ордынки церковью Божьей Матери Всех Скорбящих радости. Интересен вид на дом Долговых с церковного двора, издали, и вид на храм с парадного двора дома Долговых, от портика.

Вначале ХХ века здание арендовала Третья женская гимназия. После 1917 года дом стал жилым, в нём жило около 250 человек. С середины ХХ века усадьбу занимал Институт востоковедения РАН. Сейчас же здесь располагается Институт Латинской Америки РАН.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

3.68
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских.

Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины

Новокузнецкая ул., д.38, стр.1.

Храм имеет очень интересную ограду, характерную для более раннего периода псевдорусского стиля.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Дома
Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв.   Конец  XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Якиманка Малая ул., д. 24

Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.

(Нет голосов)
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Палаты князя Щербатова

Палаты князя Щербатова

Раушская наб., 22

Во дворе комплекса зданий «Мосгортранса» трехэтажное здание с основного фасада, вдоль набережной, имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле конца XVII века. Это результат реставрации начала 2002-2004 годов: старинные палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой XIX века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Находка стала одним из важнейших краеведческих открытий в Москве за последние десятилетия.

3.44
Дома
Особняк П.А. Бачуриной — И.Е. Смирнова

Особняк П.А. Бачуриной — И.Е. Смирнова

Ул. Новокузнецкая, д. 40

Дом, известный как место покушения на Б. Березовского, — фрагмент дореволюционной застройки Новокузнецкой. Кажущийся «монолит» — две части, две эпохи, два архитектора, для каждого из которых постройка стала экспериментом.

3.33
Дома
Дом Г. М Кржижановского

Дом Г. М Кржижановского

Садовническая ул., 30

В середине длинной Садовнической улицы стоит ухоженный жилой дом. Из ряда соседей он выделяется небольшим балконом в центре и двумя эркерами, помещенными на последнем, третьем, этаже. Пример того, как могла бы выглядеть рядовая застройка старой Москвы сейчас, если бы к старым домам относились так же бережно. Охранной грамотой для этого дома послужил один из жильцов — старый большевик и инженер Глеб Максимилианович Кржижановский, живший  на втором этаже с 1919 по 1959 годы.

3.02
Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Памятники
Памятник ополченцам Замоскворечья

Памятник ополченцам Замоскворечья

Новокузнецкая ул., д. 33 (сквер)

Памятник установлен на месте формирования дивизий ополчения.

(Нет голосов)
Дома
Церковь святого Николая в Заяицком

Церковь святого Николая в Заяицком

Раушский 2-й пер., дом 1, стр. 8

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

3.3