ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо

(Нет голосов)
Многие объекты промышленной архитектуры начала ХХ века вызывали ассоциации со средневековыми замками. Так производственные здания вписывались в историческую среду.
  • Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо
+ -

Вагонный сарай с котельной – с 2017 года объект культурного наследия регионального значения – выходит на красную линию Миусского переулка. Он построен в 1901–1905 гг., но вскоре, в 1910–1911 гг., получил новые пристройки с юго-западной стороны. В прямоугольном в плане здании размещались также мастерские и кладовые.

Архитектура промышленных комплексов России того времени, и Миусское трамвайное депо здесь не исключение, вызывает ассоциации со средневековыми европейскими крепостями и замками: замкнутый контур комплекса, башенки и ризалиты, «готические» элементы декора, неоштукатуренные кирпичные поверхности стен, арочные ворота. Помимо соответствия вкусу времени, это обстоятельство имело и градостроительный эффект. Сугубо технологические, казалось бы, здания вписывались, «вживлялись» в архитектурную ткань старинного города, не создавая впечатления грубого контраста с предшествующей застройкой.

В советские времена здание перестраивалось. Въездные ворота для трамваев были заложены; центральная пара ворот в 1950-е годы объединена, когда здания трамвайного парка реконструировали под троллейбусное депо. Главный фасад здания выделен ризалитом, над которым поставлен ступенчатый аттик с башенками. Въездные ворота завершены полуциркульными арками. Фасад украшен также рустованными лопатками, венчающим карнизом. В малых арках фасада сохранились первоначальные витражи. Юго-западный фасад вдоль Миусского переулка лучше других сохранил первоначальный облик.

Крыша со световыми фонарями, авторство проекта которой приписывалось знаменитому русскому инженеру В.Г.Шухову, перестроена в середине ХХ века. В интерьерах, разделенных на продольные коридоры для движения трамвайных вагонов, не сохранилось исторической отделки. Зато уцелели опорные конструкции и перекрытия начала XX века, в том числе металлические сварные несущие фермы.

При реставрации и приспособлении комплекса Миусского трамвайного депо под культурно-развлекательный центр – «фудкорт» – здание Вагонного сарая с котельной сохранило исторические габариты и объемно-планировочное решение. Часть поздних пристроек демонтировали, фасады обновили, восстановили и укрепили детали их декоративного убранства.

Константин Михайлов
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Станция метро «Белорусская» (радиальная)

Станция метро «Белорусская» (радиальная)

Дата открытия: 11.09.1938 Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена. Проектные названия: Белорусско-Балтийский вокзал, Белорусский вокзал Конструкция станции — пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Построена по типовому проекту.

3.27
Маршруты
Дорогой жизни

Дорогой жизни

9 мая 2019 года мы празднуем День Победы - 74 годовщину Победы в Великой отечественной войне. У Вас есть великолепная возможность прикоснуться к истории. Пройдите "Дорогой жизни" героев Великой Отечественной Войны вместе с нами.

3.52
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года. Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия. Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея. В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой. Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год. В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

(Нет голосов)
Дома
Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Воротниковский пер., д. 7, корп. 1, 2, 3, 4

Здесь в 1927-1950-х гг. жили и работали артисты Малого театра Рыжов, Головин, Рафаилов, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова. В корпусе №3 в 1920-1930-х гг. помещалась оперная студия К.С. Станиславского, в 1920 1940-х гг.- Центральный дом работниковискусств

(Нет голосов)
Дома
Квартирный корпус Петровско-Александровского пансиона-приюта дворянства Московской губернии

Квартирный корпус Петровско-Александровского пансиона-приюта дворянства Московской губернии

Ул. Фадеева, д. 5 и д.5, стр. 19

В двух жилых корпусах, объединенных гаражом, квартировали репетиторы и воспитатели, состоящие в штате приюта

3.44
Памятники
Погибшим выпускникам и учащимся школы N 1240 в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Погибшим выпускникам и учащимся школы N 1240 в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Б. Кондратьевский пер., д. 3 (территория ГБОУ СОШ № 1240)

(Нет голосов)
Дома
Комбинат издательства «Правда»

Комбинат издательства «Правда»

Правды ул., д. 24

Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства.

(Нет голосов)
Дома
Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская ул., д. 13, стр. 12

Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг., достраивалась и обновлялась в 1710, 1825 гг. Здание церкви - в стиле барокко, колокольня и трапезная – в стиле позднего классицизма.

3.96
Дома
Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее

4-я Тверская-Ямская ул., д. 5

Одним из украшений 4-й Тверской-Ямской улицы, не избалованной архитектурными памятниками, является дом 5, построенный в 1911 г. для Е. М. Калиновской по проекту известного московского архитектора Э. К. Нирнзее в стиле поздний модерн.

(Нет голосов)
Дома
Белорусский вокзал

Белорусский вокзал

Центральный административный округ, Белорусская

Современная площадь Тверской заставы возникла в 1742 году вместе со строительством Камер-Коллежского вала. Ещё в XVI веке здесь существовала Тверская Ямская слобода и проходил оживлённый Тверской тракт, позднее  ставший называться Петербургским.

3.46
Дома
Петровско-Александровский пансион-приют

Петровско-Александровский пансион-приют

Фадеева ул., дом 5, строение 1

Здесь содержались дети из бедных дворянских семей

3.48