Пятиэтажный дом Госстраха, спроектированный лидером конструктивистов, архитектором Моисеем Гинзбургом в 1926 году, интересен не только своей внешней элегантной архитектурной пластикой, но и рациональной внутренней структурой.
Помимо комфортабельных квартир в нем есть и общежитие на крыше, и терраса для прогулок, и магазин на первом этаже. Такое совмещение жилых единиц разных классов являло собой один из реальных путей решения острейшей жилищной проблемы. Ведь даже многие правительственные чиновники, переехавшие из Петербурга в Москву, жили вплоть до конца 1920-х годов в гостиницах (а в Кремле — до 1950-х!).
На каждом этаже дома Госстраха находится по четыре квартиры, и этим здание не отличается от дореволюционных доходных домов; со стороны двора его постройка вместе с соседним домом образует традиционный двор-колодец.
Из этого типа зданий Гинзбург взял важную составляющую — вариативность, и потому все квартиры были сделаны разными по конфигурации. В каждой есть ванные комнаты, уборные, кухни. Продуманы многие бытовые детали, характерные для дореволюционного времени, но тогда еще не забытые, например, двухстворчатые входные двери, через которые удобно вносить мебель. Каждая передняя устроена так, чтобы в ней поместился шкаф для одежды и если в одной квартире есть панорамное угловое окно, то в остальных это преимущество компенсируется балконами. Общежитие наверху за счет своей компактности позволило разбить обширную террасу на кровле. Гордясь своим произведением, архитектор опубликовал его в журнале «Современная архитектура» во всех деталях.
По существу это было первое жилое здание Москвы, построенное по канонам современной архитектуры, — со свободными плоскостями фасадов, эксплуатируемой кровлей, большими окнами и балконами с легкими металлическими ограждениями, но социально он оставался еще жильем старого, «буржуазного» типа — в 1934 году архитектор, подводя итоги своим жилищным экспериментам, последовавшим за постройкой дома Госстраха отмечал, что для буржуазного образа жизни в индивидуальной квартире все возможное было уже освоено в дореволюционных доходных домах, соответственно Гинзбург лишь адаптировал уже устоявшийся тип к новому стилю.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.