Жилой дом XVIII-XIX вв.

Жилой дом XVIII-XIX вв.

В 1875 году здание перестраивается по проекту архитектора М.А.Арсеньева. Именно в этот период в архитектуру всего усадебного комплекса вносятся существенные коррективы, сохранившиеся до наших дней: надстраивается третий этаж, фасад приобретает декор в стиле эклектики второй половины XIX столетия.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.
Архитекторы:
М.И. Арсеньев
Назначение постройки
Жилой дом

Информация о здании

Впервые данный объект культурного наследия упоминается в 1775 году на «Прожектированном плане Москвы» как каменный дом. За всю историю существования владение многократно переходило от одного собственника к другому. В 1820 году оно нанесено на план в качестве каменного двухэтажного главного усадебного дома. В 1872–1873 годах к зданию со стороны двора пристраиваются двухэтажные каменные помещения, в 1873-м появляется антресольный этаж.

В 1875 году здание перестраивается по проекту архитектора М.А.Арсеньева. Именно в этот период в архитектуру всего усадебного комплекса вносятся существенные коррективы, сохранившиеся до наших дней: объединяются главный дом и соседний флигель (ныне перестроен), надстраивается третий этаж, фасад приобретает декор в стиле эклектики второй половины XIX столетия. Те же декоративные приемы нашли отражение в облике ограды и фланкировавших ее павильонов. Предположительно тогда же сформировалось и убранство интерьеров, также выдержанное в эклектическом духе.

После капитальной перестройки особняк в экспликациях обозначен четырехэтажным, примыкающий флигель – трехэтажным,с подвалом. Вероятно, верхним этажом считается мансарда, появившаяся здесь в период 1870-х годов. Здание имеет кроме парадного еще два входа: один – со стороны прилегающего сада, расположенного по красной линии улицы Покровка, и другой – со стороны внутреннего двора. Подвалы имеют отдельные входы и не сообщаются с надземными этажами. В советское время здание подверглось многочисленным перестройкам, в ходе которых его первоначальный облик был искажен. Отсутствие ухода за памятником, осуществление самовольных переделок, аварийное состояние сетей стали причинами как потери несущей способности частей сооружения, так и утраты исторических интерьеров. Насыщенность и богатство художественного убранства фасадов по большей части были утрачены. Декоративные павильоны, фланкировавшие ограду, разобраны. Несмотря на это, художественное оформление интерьеров сохранялось до 2000-х годов.

Задачей реставраторов стало сохранение и воссоздание обнаруженных в процессе работ первоначальных конструктивных и декоративных элементов здания. В результате проведенных работ были восстановлены объемно-пространственная композиция здания, подлинное декоративное оформление и колористика фасадов второй половины XIX века. Отреставрированы балконы с металлическим ограждением и козырьки входных групп.

Проект подразумевал воссоздание исторических интерьеров помещений первого этажа и парадной анфилады второго этажа. По старым технологиям с использованием аутентичных материалов воссозданы лепной декор и устройство изразцовых каминов и печей. Паркетные полы выполнены из ценных пород древесины, столярные заполнения оконных и дверных проемов восстановлены в максимальном приближении к историческим образцам. Колористическое решение интерьеров соответствует периоду второй половины XIX столетия.

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Музей-квартира А. М. Васнецова
icon
г. Москва, Фурманный пер., д. 6
Чистые пруды
Остатки укреплений Белого города
icon
Экспонируемый in situ (на своем изначальном месте) фрагмент московского Белого (Царева) города – единственный осязаемый след крепости, одной из самых крупных в России.
Подсосенский переулок
icon
Один из районов столицы, который до сих пор напоминает о купеческой Москве
Подсосенский переулок
5
Гааз Ф. П. (ограда памятника)
icon
Федор Петрович Гааз (1780—1853) — московский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор», основатель Александровской (ранее Полицейской) больницы.