Открыть в приложении
Скачать
close

Галерея «На Шаболовке»

Галерея «На Шаболовке»

г. Москва, ул. Серпуховский Вал, д. 24, корп. 2
Шаболовская
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
calendar
пн: выходной
вт: 11:00-20:00
ср: 11:00-20:00
чт: 11:00-20:00
пт: 11:00-20:00
сб: 11:00-20:00
вс: 11:00-20:00
price
Полный: 100 руб.
Льготный: 50 руб.
По Социальной карте школьника и учащегося колледжа или карте «Москвёнок»: вход свободный
Социальные сети

Информация о музее

Работа выставочного зала ориентирована на знакомство населения с культурой русского авангарда.

Галерея-мастерская «На Шаболовке» расположена в центре Хавско-Шаболовского жилмассива, построенного в 30-е годы XX в. В 2017 году дом, в котором находится галерея, признан памятником архитектуры. В истории российской культуры эпоха авангарда — самое яркое, прорывное, уникальное время. Наследие этой эпохи — визитная карточка России для всего мира, но не для нашей страны. Нам хотелось бы, чтобы это искусство перестало быть только «экспортным» и стало бы востребованной и ценной частью культуры не только для специалистов.

Галерея проводит выставочные проекты музейного уровня, привлекая в качестве партнеров ведущие музеи Москвы: Музей В.Маяковского, Музей Москвы, Музей Кино и др. Такие крупные проекты как «Булгаков против Маяковского», «Конструктивизм детям» и «Сюрреализм в стране большевиков» продемонстрировали публике малоизвестные и ранее не выставлявшиеся экспонаты из частных собраний. Выставки вызвали большой интерес среди профессионального сообщества и жителей Москвы.    

На базе галереи в 2017 году начали действовать Музей авангарда и Центр авангарда – исследовательско-просветительский, краеведческий проект привлекающий жителей района к изучению и сохранению своей истории. Результаты этой работы во многом способствовали участию галереи в качестве одного из организаторов первого ежегодного фестиваля «Дни авангарда», который прошел в разных районах Москвы.

Одна из ключевых задач галереи – новые подходы к изучению и репрезентации советского довоенного искусства, выставочные, просветительские и исследовательские проекты. Выставки «Сюрреализм в стране большевиков» 2016 года, «Советская античность» 2019, «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве» 2021, и «Жуки и гусеницы: насекомая культура 1920-1940-х» 2021 открывают неожиданные связи и закономерности внутри раннесоветской культуры. Кураторы этих выставок - Александра Селиванова и Надя Плунгян. Такие исследования нередко выходят за границы искусства как такового, обнаруживая его связи с другими областями интеллектуальной деятельности: так, выставка «Кристаллография Малевича и Леонидова» (2019–2020) доказывает влияние научных открытий в области кристаллографии на авангардных художников и архитекторов.

В целом галерея часто обращается к малоизвестным широкой публике, но значимым явлениям культуры и истории, которые позволяют лучше понять художественные тенденции первых советских десятилетий. На выставке «Гастев. Как надо работать» (2019) было представлено многоплановое наследие поэта и исследователя, организатора Центрального института труда и основателя системы НОТ в СССР Алексея Гастева, а на выставке «Эксперимент Ладовского» (2017), посвященной психотехнической лаборатории ВХУТЕИНа, впервые реконструированы оптические инструменты для испытания «пространственной одаренности» студентов. Впервые на выставке «Агитпоезда» (2017) был широко представлен этот художественный и социальный феномен первых лет советской власти в формате многоуровневого и насыщенного полилога разных видов искусства – книжной и станковой графики, живописи, скульптуры и кинематографа. 

Ряд выставок можно считать монографическими, помещающими наследие художников, архитекторов, скульпторов первой половины 20 века в международный культурный контекст (к примеру, выставка «Меер Айзенштадт. К синтезу искусств» 2019 года). На выставке «ИЗОСТАТ» (2018) была продолжена основная линия работы галереи – выявление социального измерения и скрытого исторического контекста через восстановление материалов о жизни и работе Всесоюзного института изобразительной статистики. 

Галерея активно участвует в жизни местного сообщества и регулярно устраивает соседские мероприятия: празднование дня рождения Шуховской башни и Дня радио, уличные выставки, концерты, экскурсии по району, кинопоказы, свопы и чаепития в галерее. Музей авангарда выполняет роль общественного центра района, места аккумуляции культурной памяти места и историй жителей. Так, в сентябре 2021 года прошел День города на Шаболовке, в рамках которого также была начата совместная расчистка и реконструкция старого номера дома (№15) Хавско-Шаболовского жилмассива.

Ещё одно важное направление работы галереи – это защита и сохранение архитектурного наследия авангардной эпохи. В 2014 году галерея активно поддерживала группу активистов, защищавших Шуховскую башню от сноса. В 2021 году галерея инициировала проект восстановления исторического облика зданий Хавско-Шаболовского жилмассива. В настоящее время уже четырем домам, среди которых дом-коммуна Вольфензона, вернули их первоначальный цвет.

Галерея входит в состав Объединения «Выставочные залы Москвы».

Распечатать статью

Интересное рядом (10)

Хавско-Шаболовский жилмассив: Шаболовка
icon
АСНОВА считала большой удачей создание комплекса на Шаболовке, где удалось на практике продемонстрировать творческие принципы рационализма.
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»
icon
Это здание принято называть первым домом-коммуной в СССР
ЮАО, Лестева ул., дом 18
Шаболовская
star-icon
3.8
Варваринский сиротский приют
icon
Первый телецентр появился вовсе не на пустом месте – он расположился в здании одного из местных благотворительных учреждений.
ЮАО, Шаболовка ул., дом 37
star-icon
3.4
Особняк Г.И. Симоно, 1898 г., архитектор Р.И.Клейн, П.Н.Позднеев
icon
Особняк шелкового магната Г.И.Симоно.
ЦАО, Шаболовка ул., дом 26, строение 14
Шаболовская
Загородный дом графа А.Г. Орлова
icon

Согласно одной версии, название образовалось просто из-за необычного внешнего облика.

ЮАО, Михайловский Верхн. 2-й пр., дом 2
ШаболовскаяПлощадь ГагаринаТульская
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Хавско-Шаболовский жилмассив: Серпуховский вал
icon
В течение 1926-1938 гг. на всех малоосвоенных территориях севернее Серпуховского Вала были возведены новые комплексы жилой застройки в архитектурных формах, свойственных периоду конструктивизма.
ЮАО, Лестева ул., дом 11, ЮАО, Лестева ул., дом 13, корпус 3, ЮАО, Лестева ул., дом 15, корпус 1, ЮАО, Лестева ул., дом 15, корпус 2, ЮАО, Лестева ул., дом 17, корпус 1, ЮАО, Лестева ул., дом 19, корпус 1, ЮАО, Лестева ул., дом 19, корпус 2, ЮАО, Лестева ул., дом 21, корпус 2, ЮАО, Лестева ул., дом 21/61, корпус 1, ЮАО, Серпуховский Вал ул., дом 22, корпус 2, ЮАО, Серпуховский Вал ул., дом 22, корпус 3, ЮАО, Серпуховский Вал ул., дом 24, корпус 1, ЮАО, Серпуховский Вал ул., дом 24, корпус 2, ЮАО, Серпуховск
Шаболовская
Радио-башня Шухова
icon
Башня стала первой постройкой советской власти в стране. Годы постройки: 1920 – 1922 гг.
Шухова ул.
Шаболовская
Хавско-Шаболовский жилмассив
icon
Хавско-Шаболовский жилмассив – жилой комплекс, выстроенный в стиле рационализм, единственный реализованный проект жилого района периода экспериментального строительства конца 20-х гг. XX столетия группой АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), расположен в Даниловском районе Южного административногоокруга города Москвы и ограниченулицами ‒ Шаболовкой, Лестева, Хавской и Серпуховским Валом.
Шаболовка ул.
Шаболовская
Даниловское кладбище
icon
На кладбище находится могила причисленной к лику святых Матроны Московской. В 1998 году ее мощи перенесены в Покровский монастырь, но поток паломников на Даниловское кладбище к первоначальному захоронению не стал меньше.
ЮАО, Рощинский 4-й пр., дом 30, строение 2, ЮАО, Рощинский 4-й пр., дом 30, строение 4, ЮАО, Рощинский 4-й пр., дом 30, строение 5, ЮАО, Рощинский 4-й пр., дом 30, строение 6
НагатинскаяВерхние Котлы
audioGuideОткрыть аудиогид
Донской: Радио-башня Шухова-Донской монастырь-Дача Орлова-Дом-коммуна-Комплекс Медведниковской богадельни
icon
Своё название этот район получил по Донскому монастырю, строительство которого завершило создание оборонительной линии монастырей вокруг Москвы, а также возникшей около него Донской слободы.