Открыть в приложении
Скачать
close

Ламанова Н.П.

Ламанова Н.П.

художник-модельер
star-icon
3.7
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
26 декабря 1861 г., село Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии
Дата и место смерти:
15 октября 1941 г., Москва
Сфера деятельности:
ЭкономПромышленность
Эпоха
Российская империя 18-19 век

Превью

Выдающийся русский модельер,
Поставщица Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны,
театральный художник-технолог,
создатель теории промышленного моделирования при советской власти.
Одна из первых модельеров России, поддержавших идею Поля Пуаре об отказе от корсета в женских костюмах.

Рождение и образование

Надежда Петровна Ламанова родилась 26 (14 по старому стилю) декабря 1861 года
в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии
 
Её родители, Пётр Михайлович Ламанов и Надежда Александровна Лишева, происходили из дворянских семей потомственных военных. В семье было пятеро дочерей.
 
По окончании Мариинской гимназии в Нижнем Новгороде в 22 года Надежда переехала в Москву, где поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой. После года обучения Ламанова стала «моделистом» в ателье мадам Войткевич, в котором в то время одевались все известные дамы Москвы, в том числе и известные актрисы.

Собственное дело

Спустя год модельер решает открыть собственное дело. И оно стало очень успешным: с каждым разом желающих заказать у неё платье становилось всё больше. И если в самом начале в ателье работало 11 мастериц, то спустя 4 года их было уже 38.
У Ламановой одевался весь свет Москвы и Санкт-Петербурга: от аристократок до дам-буржуа.
Ателье продолжало увеличиваться, оно уже насчитывало 300 мастериц. Сама модельер ездила каждый год в Париж, чтобы закупать там материалы для своих платьев: Ламанова тратила на закупки до полумиллиона рублей, когда среднее месячное жалованье городского жителя того времени составляло примерно 35 рублей.
 
В 1908 году по заказу Надежды Петровны Ламановой архитектор Никита Лазарев построил доходный дом по адресу Тверской бульвар, 10.
Были предусмотрены жилые комнаты для владельцев, ателье, мастерские, благотворительная школа для девочек.
Это был первый модный палаццо в Москве.
Сейчас в нём располагается Государственная компания ТАСС.
 
В 1898 году Н. П. Ламанова досрочно получает высокое звание Поставщицы ЕЯ Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, родной сестры императрицы, а в 1904 — Поставщицы ЕЯ Императорского Величества Александры Фёдоровны.
Русский модельер выступала против бездумного копирования моды, предпочитая индивидуальный стиль в одежде и самобытность.
Её талант признавали не только в России, но и ведущие дома моды Европы, о чём свидетельствуют воспоминания Великих княгинь.
 
Самая большая коллекция костюмов, истинных шедевров, хранится в Государственном Эрмитаже.
Также есть костюмы в музеях России:
в Государственном историческом музее (г. Москва), в Звенигородском архитектурном и художественном музее (г. Звенигород), в Музее МХАТ (г. Москва), в Музее декоративно-прикладного искусства (г. Москва), в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей (г. Москва).
А также в Метрополитене Нью-Йорка (США) и в музее Сермланд в Швеции.
Её костюмы есть в частных коллекциях Александра Васильева, Ольги Извольской, Марии Рогозиной, Татьяны Абрамовой.
 
Платья Ламановой были не только роскошными и удобными, но и подчеркивали все достоинства его обладательниц. 
Ламанова считала, что любую женщину с любой комплекцией можно сделать красивой с помощью костюма.С этой задачей она справлялась безупречно. «Одеваться нужно только у Ламановой», — повторяли многие её современницы.
Она одна из первых поддержала идею отказа от корсетов, которую в то время продвигал её друг — французский кутюрье Поль Пуаре.
 
В 1901 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил Надежду Петровну Ламанову для сотрудничества в МХТ.
Началось долгое и яркое служение театру, продлившееся целых 40 лет. За это время она сотрудничала и с другими театрами, с такими, как театр Евгения Вахтангова, театр Красной Армии, театр Революции, Музыкальный театр Станиславского и многими другими. Константин Сергеевич называл Надежду Петровну «Шаляпиным от моды».
Она одевала знаменитых актрис: Ольгу Книппер-Чехову, Марию Савину, Марию Андрееву, Марию Ермолову, Алису Коонен, Аллу Тарасову, Ангелину Степанову, Александру Хохлову, Киру Головко, Веру Карахан, балерину Екатерину Гельцер, знаменитую возлюбленную Владимира Маяковского Лилю Брик.
Некоторые из них оставили яркие воспоминания об этом.
Благодаря ей появилась новая профессия — художник-технолог театрального костюма.
 
Надежда Петровна Ламанова стала одним из первых художников по костюмам в истории советского кино. Она создала костюмы к кинофильмам «Поколение победителей» Веры Строевой, «Цирк»Григория Александрова, «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита» Якова Протазанова.
 
Во время советской власти Надежда Ламанова смогла ещё ярче воплотить свой талант, создав теорию промышленного моделирования, и вывела собственную формулу создания костюма: «для чего? для кого? И всё это синтезируется в «как» (форма) из чего?».
В первые годы организовала Мастерские современного костюма, получила звание академика Академии Художественных наук, была профессором ВХУТЕМАСа. Пропагандировала простоту в одежде, красоту и функциональность. Многие её идеи современны и по сей день.
 
В 1920-х годах модельер сотрудничала с журналами «Ателье», «Искусство в быту» и «Красная Нива», на страницах которых совместно со своей подругой скульптором Верой Мухиной разрабатывала новые модели платьев.
В 1925 году коллекция костюмов, созданная под руководством Ламановой из полотняных крестьянских полотенец, получила наивысшее признание — Гран-При на Всемирной международной выставке современных и промышленных искусств в Париже «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Костюмы, представленные на выставке, были выполнены совместно с её единомышленницами Верой Мухиной и Евгенией Прибыльской из самых простых материалов (бязи, бумазеи, солдатского сукна), а фурнитура была сделана из соломы, гороха и дерева. Самобытные наряды в русском стиле конкурировали с пышными европейскими творениями знаменитых кутюрье. Сама Надежда Петровна Ламанова получила почётный диплом выставки. Затем последовали международные награды на международных выставках в Лейпциге и Нью-Йорке. Это было мировое признание.
 
15 октября 1941 года Надежда Петровна Ламанова с родной сестрой приехала во МХАТ и узнала печальные новости. Часть труппы театра уехала в эвакуацию, а в Минске, где были гастроли, сгорели все костюмы. Ситуация была неопределённой, сёстры решили переждать на даче в Подмосковье и направились по Большой Дмитровке к метро. Рядом с амбулаторией Большого театра её сразил сердечный приступ. Смерть оказалась мгновенной. Сотрудники театра сделали невозможное. Тело было доставлено в Скорую Склифосовского для освидетельствования, а затем в Донской монастырь, где после отпевания произвели кремирование.
Прах захоронили на Ваганьковском кладбище. Надежда Петровна не дожила до 80 лет два месяца.
 
Так закончилась уникальная и полная творчества жизнь гениального русского кутюрье Надежды Петровны Ламановой.
 
О Надежде Петровне Ламановой не даёт забыть Дом моды Славы Зайцева. С 1994 года проводится конкурс профессиональных художников-модельеров её имени, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреатами конкурса в разные годы становились такие известные сегодня модельеры, как Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие.
 
В 2021 году был проведён крайдфандинг по сбору средств на мемориальную доску выдающемуся русскому модельеру Виртуальным музеем lamanova.com. 
Совместно с Домом актёра имени А. А. Яблочкиной впервые в нашей стране будет установлена мемориальная доска отечественному кутюрье на народные деньги по адресу: г. Москва, Тверской бульвар, 10.
Авторы доски — Андрей и Павел Наличи.
Распечатать статью

Связанные объекты (3)

Доходный дом Н.П. Ламановой
icon
АрбатскаяПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка
icon
Сейчас сложно найти границу между 12 и 10 домом, а в начале XIX века это были два разных владения.