ENG

Завод Цинделя в Дербенях

+ -

Огромный комплекс Делового квартала Новоспасского Двора, который занимает территорию между Дербеневской улицей и одноименной набережной во владении 7 – это одно из старых текстильных предприятий города. С конца XIX века улица Дербеневская по сути стала внутрифабричной. Слева была сама фабрика, а справа - городок для проживания рабочих и служащих. На фабрике в начале XX века работало почти 4 000 человек.

А началось все с мастерской по набивке ситцев, которую в 1823 открыл в Кожевниках швейцарец Бухер. С 1847 дело вел эльзасец Эмиль Циндель, который начал свою деятельность в России в качестве рисовальщика на фабрике в селе Царёве Дмитровского уезда в 1840-х гг. Под управлением Цинделя фабрика выдвинулась на первое место среди ситценабивных предприятий России. В 1874 году было образовано Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве». Учредителями этого предприятия были также известные московские предприниматели: И.А. Лямин, К.Т. Солдатенков, А.И. Хлудов, а также Торговые дома Л.И. Кнопа, Ценхера и др. Председателем правления Товарищества стал Иван Карлович Прове, а директором правления Козьма Терентьевич Солдатенков. С 1874 года правление товарищества "Эмиль Циндель" возглавил Юлий Иванович Циндель. С 1883 года директором правления Товарищества был Герман Любимович Штекер – зять К.С. Алексеева (Станиславского) а с 1897 - Павел Петрович Воронин.

В 1870—80-х гг. арх. Залесский производил полную реконструкцию старых фабричных построек. Был построен комплекс фабричных корпусов, установлено много усовершенствованных машин и различных устройств. Предприятие очень быстро развивалось, и к концу 1899 года были построены собственные отделения крашения и мерсеризации, корпус для отбеливания и набивки тканей, а также железнодорожная ветка для отправки продукции. В последующем фабрика имела филиалы и склады не только в Москве, Наро-Фоминске и Нижнем Новгороде, но и в китайском Синанфу, Ташкенте, Коканде и Хиве. Изделия фабрики Эмиля Цинделя отличались особым изяществом рисунка и отделкой поверхности модных хлопчатобумажных полотен плательных и мебельных тканей.

Комплекс из краснокирпичных трех- и двухэтажных производственных зданий имел две проходные – с набережной и Дербеневской улицы. В центре комплекса была большая площадь, на которую выходил корпус отделки с башней с часами. Напротив - корпус с трубой - бывшая котельная, где в декабре 2011 года начал свою работу Институт русского реалистического искусства. По Дербеневской ул., д. 9, было выстроено ремесленное училище. Больница завода с амбулаторией была построена во владении 3 на углу с 1-м Дербеневским переулком. Рядом - здание клуба (д.5, теперь здесь областное казначейство). Напротив, через улицу, целый квартал (дома 6-20) занимали дома для служащих и казармы для рабочих мануфактуры. Между ними помещалась начальная школа. По Жукову переулку к Летниковской улице был фруктовый сад и огороды, снабжавшие рабочих фруктами и овощами. Последним по времени архитектором Бартом был построен новый набивной корпус по красной линии Дербеневской улицы.

Фабрика «Эмиль Циндель в Москве» работала до 1915 года. Сильно пострадало производство от антинемецкого погрома, которая устроила разъяренная толпа подвыпивших рабочих в конце мая 1915 года. Фабрика товарищества национализирована в 1918 и стала называться «Первая ситценабивная фабрика», с 1978 — «Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром», потом — акционерное общество «Ситценабивная фабрика» (Дербеневская набережная, 7). Новый набивной корпус по улице занимал завод Мосавтостекло, который выведен отсюда в 2013 году.

В начале 2000-х фабрику закрыли. В 2006 - 2008 году девелопер ЗАО «Промсвязьнедвижимость» начал реконструкцию старых зданий фабрики и приспособление ее под крупный офисный центр. Проект выполнило архитектурное бюро: «Мегастрой 2000». Фабричные здания подверглись реконструкции, довольно бережной – укреплялись их фундаменты и конструкции, весьма деликатно были надстроены мансарды, здания получили наружные открытые металлические лестницы и козырьки над входами, а дефекты кирпичной кладки на фасадах зданий закрылись бетонными пломбами с металлическим вензелем Эмиля Цинделя. В целом это очень удачный проект бережной реконструкции старой фабричной территории для нового коммерческого использования с сохранением исторической среды и всех исторических зданий.

Ирина Левина
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Памятники
Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Кожевнический пр-д, д. 3 (на территории ЗАО МОФ «Парижская коммуна»)

На бронзовой мемориальной доске перечислены имена 88 погибших в годы ВОВ работников фабрики.

(Нет голосов)
Территории
Замоскворечье

Замоскворечье

Этот уголок старой Москвы прекрасно описан здешним уроженцем, великим русским драматургом А.Н. Островским, прозванным «Колумбом» Замоскворечья.

(Нет голосов)
Дома
Дом с палатами XVII века

Дом с палатами XVII века

Ул. Кожевническая, д. 11/13

В начале прошлого века здесь располагался приют для приходящих детей.

Рейтинг: 3.44
Дома
ДК ЗИЛ

ДК ЗИЛ

Восточная улица, д. 4

Крупнейшая постройка лидеров конструктивизма и крупнейший рабочий клуб, занявший место сломанного Симонова монастыря.

Рейтинг: 3.55
Дома
Палаты Кожевенной слободы

Палаты Кожевенной слободы

Кожевническая ул., д. 19, стр. 6

В 1970-х годах эти палаты хотели снести для… устройства насосной станции.

Рейтинг: 3.27
Дома
Церковь Троицы в Кожевниках

Церковь Троицы в Кожевниках

2-й Кожевнический пер., д. 6

В этом храме венчался основатель Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин.

Рейтинг: 3.2
Музеи
Институт русского реалистического искусства

Институт русского реалистического искусства

Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) - частный проект, возрождающий общественные традиции российского меценатства. Музейно-выставочный комплекс ИРРИ открылся в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. Художественное собрание ИРРИ на сегодняшний день по праву считается одной из лучших коллекций живописи национальной реалистической школы ХХ века.

Три этажа выставочного пространства общей площадью более 4500 квадратных метров, представляют зрителям экспозицию почти 500 произведений русского и советского искусства.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Скворцовых

Городская усадьба Скворцовых

Ул. Кожевническая, д. 13, с. 1

Год строительства особняка крупно выведен в орнаменте на кусочке ограды справа от дома.

Рейтинг: 3.2
Музеи
Галерея «Пересветов переулок»

Галерея «Пересветов переулок»

Галерея-мастерская «Пересветов переулок» – площадка ГБУК «Объединение «Выставочные залы Москвы».

«Пересветов переулок» – это территория художественного эксперимента, один из легендарных центров артистической жизни Москвы.

Галерея «Пересветов переулок» существует на Автозаводской уже почти три десятка лет. Шумные перформансы и эпатирующие акции андеграунда в 1980-е; необычные и зпоминающиеся выставки и мероприятия «КЛАВы» (знаменитого клуба авангардистов) в начале 1990-х; импровизированные и многоцветные мероприятия с «Орденом куртуазных маньеристов» в середине 1990-х; концептуальные, философские размышления на выставках начала XXI века; свобода, независимость, раскованность и в то же время притягательность современных авторов.

В настоящее время кураторами галерея являются Иван Лунгин и Елизавета Плавинская.

«Новые кураторы имеют большой опыт выставочной деятельности. Сын знаменитого режиссера Павла Лунгина художник Иван Лунгин проводил свои персональные выставки в России, Италии, Франции, в 2009 году за проект Ex Barricadas стал номинантом Премии Кандинского, вошел в список самых перспективных художников The Art Newspaper Russia 2014 года. Елизавета Плавинская начинала заниматься кураторской работой в 1998 году в галерее «Улица Оги», позже открыла свою «Галерею Лизы Плавинской» на «Арт-Стрелке», просуществовавшую до 2009 года. Была куратором выставки Московской биеннале современного искусства «Искусство против искусства» в 2013 году, а также посвященного графике проекта «Бумага. Оттиск. Инсталляция» в галерее «КультПроект». Продолжает преподавать в Британской высшей школе дизайна».

В феврале 2017 года Лиза Плавинская и Ваня Лунгин представили первую выставку «Работа над ошибками. Пересвет off/on» в качестве новых кураторов галереи. В экспозиции работы современных российских художников, которые размышляют об ошибках, их осмыслении и переосмыслении в искусстве, фотографии, истории науки и человеческой жизни.

(Нет голосов)
Дома
Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь

Крестьянская пл., 10 строение 13

Новая и страшная страница в истории монастыря была открыта в 1918 г.: комплекс оказался передан в ведение ВЧК под концентрационный лагерь.

Рейтинг: 3.68
Дома
Симонов монастырь

Симонов монастырь

Восточная ул., д. 4

Симонов монастырь утрачен в советское время более чем на две трети.

Рейтинг: 3.33
Дома
Крутицкое подворье

Крутицкое подворье

Ул. Крутицкая, д. 11, 13

Крутицкое подворье - дворцовый ансамбль с двумя церквями, включает изразцовый Крутицкий теремок (надвратная палатка над святыми воротами) - уникальное архитектурное строение, находящееся под охраной ЮНЕСКО.

Рейтинг: 3.61