ENG

Завод Цинделя в Дербенях

+ -

Огромный комплекс Делового квартала Новоспасского Двора, который занимает территорию между Дербеневской улицей и одноименной набережной во владении 7 – это одно из старых текстильных предприятий города. С конца XIX века улица Дербеневская по сути стала внутрифабричной. Слева была сама фабрика, а справа - городок для проживания рабочих и служащих. На фабрике в начале XX века работало почти 4 000 человек.

А началось все с мастерской по набивке ситцев, которую в 1823 открыл в Кожевниках швейцарец Бухер. С 1847 дело вел эльзасец Эмиль Циндель, который начал свою деятельность в России в качестве рисовальщика на фабрике в селе Царёве Дмитровского уезда в 1840-х гг. Под управлением Цинделя фабрика выдвинулась на первое место среди ситценабивных предприятий России. В 1874 году было образовано Товарищество ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве». Учредителями этого предприятия были также известные московские предприниматели: И.А. Лямин, К.Т. Солдатенков, А.И. Хлудов, а также Торговые дома Л.И. Кнопа, Ценхера и др. Председателем правления Товарищества стал Иван Карлович Прове, а директором правления Козьма Терентьевич Солдатенков. С 1874 года правление товарищества "Эмиль Циндель" возглавил Юлий Иванович Циндель. С 1883 года директором правления Товарищества был Герман Любимович Штекер – зять К.С. Алексеева (Станиславского) а с 1897 - Павел Петрович Воронин.

В 1870—80-х гг. арх. Залесский производил полную реконструкцию старых фабричных построек. Был построен комплекс фабричных корпусов, установлено много усовершенствованных машин и различных устройств. Предприятие очень быстро развивалось, и к концу 1899 года были построены собственные отделения крашения и мерсеризации, корпус для отбеливания и набивки тканей, а также железнодорожная ветка для отправки продукции. В последующем фабрика имела филиалы и склады не только в Москве, Наро-Фоминске и Нижнем Новгороде, но и в китайском Синанфу, Ташкенте, Коканде и Хиве. Изделия фабрики Эмиля Цинделя отличались особым изяществом рисунка и отделкой поверхности модных хлопчатобумажных полотен плательных и мебельных тканей.

Комплекс из краснокирпичных трех- и двухэтажных производственных зданий имел две проходные – с набережной и Дербеневской улицы. В центре комплекса была большая площадь, на которую выходил корпус отделки с башней с часами. Напротив - корпус с трубой - бывшая котельная, где в декабре 2011 года начал свою работу Институт русского реалистического искусства. По Дербеневской ул., д. 9, было выстроено ремесленное училище. Больница завода с амбулаторией была построена во владении 3 на углу с 1-м Дербеневским переулком. Рядом - здание клуба (д.5, теперь здесь областное казначейство). Напротив, через улицу, целый квартал (дома 6-20) занимали дома для служащих и казармы для рабочих мануфактуры. Между ними помещалась начальная школа. По Жукову переулку к Летниковской улице был фруктовый сад и огороды, снабжавшие рабочих фруктами и овощами. Последним по времени архитектором Бартом был построен новый набивной корпус по красной линии Дербеневской улицы.

Фабрика «Эмиль Циндель в Москве» работала до 1915 года. Сильно пострадало производство от антинемецкого погрома, которая устроила разъяренная толпа подвыпивших рабочих в конце мая 1915 года. Фабрика товарищества национализирована в 1918 и стала называться «Первая ситценабивная фабрика», с 1978 — «Ситценабивная фабрика объединения Мосхлоппром», потом — акционерное общество «Ситценабивная фабрика» (Дербеневская набережная, 7). Новый набивной корпус по улице занимал завод Мосавтостекло, который выведен отсюда в 2013 году.

В начале 2000-х фабрику закрыли. В 2006 - 2008 году девелопер ЗАО «Промсвязьнедвижимость» начал реконструкцию старых зданий фабрики и приспособление ее под крупный офисный центр. Проект выполнило архитектурное бюро: «Мегастрой 2000». Фабричные здания подверглись реконструкции, довольно бережной – укреплялись их фундаменты и конструкции, весьма деликатно были надстроены мансарды, здания получили наружные открытые металлические лестницы и козырьки над входами, а дефекты кирпичной кладки на фасадах зданий закрылись бетонными пломбами с металлическим вензелем Эмиля Цинделя. В целом это очень удачный проект бережной реконструкции старой фабричной территории для нового коммерческого использования с сохранением исторической среды и всех исторических зданий.

Ирина Левина
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Мария Виноградова   21 января 2019 16:15

    В каких нафиг Дербенях? Что за бредовое название статьи? Не местная видимо Ирина.
    Это мой родной район. Моя улица. Наша улица называется Дербеневская и район "дербенями" никто не называл НИКОГДА. Дербень, дербеневка, еще куда не шло, но такое придумать просто ужас, расстроили.
    Назвали бы "Мануфактура на Дербеневской" или тому подобное.

Интересное рядом

Здания
Дом с палатами XVII века

Дом с палатами XVII века

Ул. Кожевническая, д. 11/13

В начале прошлого века здесь располагался приют для приходящих детей.

Рейтинг: 3.48
Здания
Крутицкое подворье

Крутицкое подворье

Ул. Крутицкая, д. 11, 13

Крутицкое подворье - дворцовый ансамбль с двумя церквями, включает изразцовый Крутицкий теремок (надвратная палатка над святыми воротами) - уникальное архитектурное строение, находящееся под охраной ЮНЕСКО.

Рейтинг: 3.87
Здания
Крутицкие казармы

Крутицкие казармы

ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 3

После передачи Жандармскому корпусу в 1798 г. часть зданий Крутицкого архиерейского подворья использовалась для содержания политических заключённых, самый знаменитый из которых – А.И.Герцен (семь месяцев в 1834–1835 гг.). В корпусе, выстроенном по проекту арх. Е.Д.Тюрина, на одни сутки в 1953 г. был заключен Л.П.Берия.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Кожевнический пр-д, д. 3 (на территории ЗАО МОФ «Парижская коммуна»)

На бронзовой мемориальной доске перечислены имена 88 погибших в годы ВОВ работников фабрики.

(Нет голосов)
Здания
ДК ЗИЛ

ДК ЗИЛ

Восточная улица, д. 4

Крупнейшая постройка лидеров конструктивизма и крупнейший рабочий клуб, занявший место сломанного Симонова монастыря.

Рейтинг: 3.64
Здания
Городская усадьба Скворцовых

Городская усадьба Скворцовых

Ул. Кожевническая, д. 13, с. 1

Год строительства особняка крупно выведен в орнаменте на кусочке ограды справа от дома.

Рейтинг: 3.48
Здания
Деревянный дом купца Д.С.Виноградова

Деревянный дом купца Д.С.Виноградова

Крутицкий 2-й пер., д. 14

Дом с почти полуторавековой историей является ценным образцом деревянного зодчества.

Рейтинг: 3.25
Здания
Храм Воскресения в Крутицком подворье

Храм Воскресения в Крутицком подворье

Крутицкая ул., дом 17, строение 2

Храм является памятником сразу нескольких эпох — XV, XVI, XVII и XVIII веков и входит в ансамбль Крутицкого подворья.

Рейтинг: 3.3
Музеи
Галерея «Пересветов переулок»

Галерея «Пересветов переулок»

Галерея «Пересветов переулок» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась на Автозаводской в 1987 году. В конце 80-х годов в галерее проходили акции андеграунда, концептуальные выставки и перформансы Клуба авангардистов (КЛАВА) и импровизированные шоу Ордена Куртуазных Маньеристов 1990-х. За годы существования галерея «Пересветов переулок» стала площадкой для таких художников как Авдей Тер-Оганьян, Владимир Дубосарский, Айдан Салахова, Валерий Кошляков, Кирилл Кто и др. В роли кураторов площадки в разные годы выступали Иван Лунгин, Лиза Плавинская и Лариса Гринберг. В октябре 2018 года в галерею пришла новая кураторская команда (арт-активистка Дарья Серенко, поэтесса Оксана Васякина, художница Александра Киселева, переводчица Софья Сно). Команда галереи опирается в своей работе на реляционное искусство, стараясь сделать пространство инклюзивным на всех уровнях существования институции, начиная с доступной среды и заканчивая проектными коллаборациями с инициативами, которые не маркируют себя как художественные. Это влияет на выставочный план и событийную программу галереи: так в феврале 2019 года действовала выставка-лаборатория для подростков «P.S. 18–», в которой команда галереи выступала не в качестве непосредственных кураторов процесса, а медиаторов. Такие условия дали подросткам возможность самим стать художниками и кураторами, осуществив «захват» выставочного зала на полтора месяца.  В марте 2019 года на площадке галереи прошел первый в России фестиваль, посвященный женщинам с инвалидностью, «Женщины. Инвалидность. Феминизм», организаторами которого выступили женщины с инвалидностью. В мае кураторы вместе с художницей Катей Муромцевой открыли выставочный проект «Лучше хором»: были выставлены работы художниц, живущих и работающих в областных домах для престарелых. Это были работы-ответы известным художникам-концептуалистам – Булатову, Пепперштейну и Кабакову. Отзывы посетителей выставки были оформлены в виде писем-открыток в Товарковский дом для престарелых.

(Нет голосов)
Здания
Церковь Троицы в Кожевниках

Церковь Троицы в Кожевниках

2-й Кожевнический пер., д. 6

В этом храме венчался основатель Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин.

Рейтинг: 3.19
Здания
Палаты Кожевенной слободы

Палаты Кожевенной слободы

Кожевническая ул., д. 19, стр. 6

В 1970-х годах эти палаты хотели снести для… устройства насосной станции.

Рейтинг: 3.4
Здания
Жилой дом Крашенинниковых

Жилой дом Крашенинниковых

Кожевническая ул., д. 20, стр. 19

Это здание — пример типичной застройки Кожевнической улицы начала XIX века. Фасад сохранился до наших дней практически в том виде, в котором его построили в 1810-е годы.

Рейтинг: 3.44