Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Арбат — рабат или арба

Маршрут подготовила и составила аккредитованный экскурсовод Марина Крамская.

Арбат — рабат или арба
Арбат — рабат или арба
22 м.
1.9 км

Маршрут подготовила и составила аккредитованный экскурсовод Марина Крамская.

5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Введение

Древнее урочище Земляного города впервые упоминается в Софийском временнике 1493 года (летописный свод, составленный в Софийском соборе в Новгороде). Откуда произошло название "Арбат" доподлинно неизвестно. В ходе нашего маршрута мы попробуем порассуждать о происхождении наименования всеми известной улицы, увидим несколько зданий – объектов культурного наследия. Нашу прогулку начнем возле Храма Симеона Столпника.

Рекомендации
В путь!
Церковь Симеона Столпника на Поварской
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1631–1638, 1676–1679
Адрес:
Поварская ул., дом 5, строение 1
Эпоха:
17 век
4.16
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута
В XV веке территория современной улицы на самом деле считалась окраиной Москвы. В те времена по этой дороге ездили в Смоленск. Вполне возможно, что название улицы произошло от слова «рабад», обозначающего на арабском языке городское предместье. На этой пригородной территории уже в 1625 году стояла деревянная церковь. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришёлся на праздник Симеона Столпника. Каменная церковь была построена по указу царя Фёдора Алексеевича в 1676-1679 годах в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами. Здесь проходило венчание графа Николая Шереметева и крепостной Прасковьи Жемчуговой-Ковалевой. Одним из известных прихожан храма в последние годы своей жизни стал Николай Гоголь.
Далее мы переходим ул. Новый Арбат по пешеходному переходу, сворачиваем на улицу Арбат и идем до Староконюшенного переулка. Здесь рассмотрим еще одно предположение о происхождении названия улицы – от слова «арба», обозначающего колымажную телегу (здесь находились конюшни великокняжеского двора). В переулке мы идем до дома номер 36.
Дом Пороховщикова
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1872
Адрес:
ЦАО, Староконюшенный пер., дом 36, строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
А.Л. Гун
Эпоха:
19 век
3.58
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута
Дом Пороховщикова был построен в 1872 году архитектором А.Л.Гуном, который удостоился золотой медали в Вене за русский павильон на Всемирной выставке. Дом-изба был построен по заказу купца Александра Пороховщикова.
Далее наш путь возвращаемся на Арбат и идем к дому купчихи Филатовой. Именно здесь, в середине старого Арбата, можно вспомнить еще одну гипотезу и наименовании улицы. Когда-то здесь можно было встретить арбуя – языческого колдуна, знахаря.
Доходный дом А.Т. Филатовой
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1914
Адрес:
ЦАО, Арбат ул., дом 35
Архитекторы:
В.Е. Дубовский
Эпоха:
1910-е
3.45
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута
Сейчас это Центральный дом актера и самое высокое здание на Арбате. Архитектор В.Е.Дубовской предусмотрел в этом здании установку лифтов с зеркалами и с кожаными сидениями, мраморные лестницы с дубовыми перилами и чугунным литьём, витражи. Квартиры были большие, вмещающие 5–6 комнат. На фасаде расположены скульптуры рыцарей.
Евгений Агранович писал:
«Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Он понапрасну время тратит,
Других стараясь отыскать».
По соседству с Центральным домом актера находится театр им. Е.Б.Вахтангова.
Театр Вахтангова
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XIX-XX вв.
Адрес:
Арбат ул., дом 26
Архитекторы:
А.С. Каминский, В.П. Абросимов
Эпоха:
1900-е, 1920-е
4.10
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута
В самом сердце старого Арбата стоит красивое здание с колоннами – театр Вахтангова, знаменитый своими легкими, ироничными, но такими глубокими спектаклями. После Великой Отечественной войны, пострадавший во время бомбардировки фасад был перестроен и его главными элементами стали пилястры во всю высоту здания, покрытые каннелюрами (узкими вертикальными желобками). Перед театром был открыт памятник Е.Б. Вахтангову.
В продолжении театральной темы, пройдём до усадьбы Хованского, одной из хозяек которой была прима театра Екатерина Семенова.
Главный дом усадьбы В.А. Хованского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в.
Адрес:
ЦАО, Арбат ул., дом 37/2, строение 1
Эпоха:
18 век, 19 век
3.84
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута
Перед нами одно из старейших зданий, сохранившихся на Арбате, возведенное в конце XVIII века. В 1820-х годах домом владеет отставной корнет граф Василий Алексеевич Бобринский, внук Екатерины II и графа Григория Орлова. с 1834 по 1835 годы в этом доме жила актриса Екатерина Семенова. Александр Пушкин упоминает ее в поэме "Евгений Онегин":
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил….
Свернем в Кривоарбатский переулок и увидим Дом Мельникова. Раньше эта местность имела весьма неровный рельеф. Отсюда и еще одно значение улицы Арбат, происходящее от слова «горбат».
Дом архитектора Мельникова
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1927-1929
Адрес:
ЦАО, Кривоарбатский пер., дом 10
Архитекторы:
Эпоха:
1920-е
4.10
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута
Памятник архитектуры советского авангарда представляет собой одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки. Объемная композиция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга и образующих необычную форму в виде цифры "8".
В завершении экскурсии возвращаемся на улицу Арбат и идем в Спасопесковский переулок. Здесь мы увидим еще один уникальный храм, который поражает своим великолепием и историей.
Церковь Спаса Преображения на Песках
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1711
Адрес:
Спасопесковский пер., дом 4А
Эпоха:
18 век
5.00
Узнать об объекте больше
7
О точке маршрута
Архитектура храма Спаса Преображения на Песках характерна для московских церквей конца XVII века. Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века — перспективные порталы, оконные наличники, килевидные кокошники. С 1956 года в здании церкви размещалось объединение кукольных фильмов студии "Союзмультфильм", а в 1991 году церковь была возвращена верующим.
А заканчиваем мы прогулку на Спасопесковской площади - в самом тихом и атмосферном уголочке Арбата. Благодарим вас за интерес к истории Москвы!
Поделитесь статьей с друзьями