ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Бутырский: Савеловский вокзал-Колокольня-Парк на ул.Руставели

В старину «бутырками» называли небольшие селения, отделенные от города лесом или полем. Таким селением, отделенным от Москвы широким полем, Бутырский хутор оставался вплоть до XVIII века.
3.27
4 дома 40 минут 3 км
Гид района
Маршруты по районам от Департамента культурного наследия города Москвы.
+ -

Первое упоминание о Бутырках относится к XIV веку, к временам Ивана Калиты. В XVI веке это уже поселение крестьян и ремесленников. Через нынешнюю Бутырскую улицу проходил древний путь в город Дмитров. Здесь находилась пригородная деревня Бутырка (Бутыркино), принадлежавшая боярину Никите Романовичу Захарьину, деду Михаила, первого царя из рода Романовых.

Давайте начнем наш маршрут со станции метро «Савеловская». Выйдя на улицу, мы окажемся у одного из девяти московских вокзалов – Савеловский. Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России. Со временем вокзал стал тесным для растущего потока пассажиров. С него можно было уехать в Рыбинск, Углич и Санкт-Петербург (через Сонково), причём путь в Петербург проходил по малодеятельным однопутным линиям и занимал целые сутки. В 1987 году началась реконструкция Савёловского вокзала. После реконструкции вокзал стал двухэтажным, но в общих чертах сохранил свой облик. В 1999 году все поезда дальнего следования были переведены с Савёловского вокзала на Белорусский, всерьёз ставился вопрос о его закрытии. В наше время Савёловский вокзал – единственный в Москве, обслуживающий только пригородные электрички.

Далее пройдем по Бутырской улице и по правой стороне дороги мы увидим Колокольню собора Рождества Богородицы. Может возникнуть вопрос, почему здесь находится лишь одна колокольня без храма. История церкви начинается в первой половине XVII столетия, когда окрестные земли принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову. В 1647 году, при его сыне Никите, здесь уже стояла деревянная церковь Рождества Богородицы. После смерти боярина на этих землях расквартировали Московский солдатский полк, впоследствии известный как Бутырский. Некоторое время полком командовал знаменитый сподвижник Петра Великого Патрик Гордон. На полковые деньги для солдат и офицеров в 1682-1684 годах строится новая каменная церковь Рождества Богородицы. Особенностью храма стала отдельно стоящая надвратная колокольня, выдвинутая на запад, на линию ограды церковного участка. Колокольня церкви Рождества Богородицы входила в число самых высоких и стройных шатровых колоколен Москвы. В 1935 году закрытую церковь передали заводу, который устроил в здании цех. Вскоре было снесено ненужное для завода пятиглавие и шатёр над колокольней. Есть легенда, что шатёр разобрали, чтоб он не мог служить ориентиром для фашистской авиации. В 2013 году колокольня отреставрирована по проекту Н.И.Даниленко. В 2013 году храм стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Теперь повернем на улицу Руставели, где расположились интересные Жилые дома. Архитектурный облик нынешней улицы Руставели (названа в 1958 году в честь Шота Руставели — великого грузинского поэта XII века, автора поэмы «Витязь в тигровой шкуре», прежнее название улицы - Правый проезд Бутырского Хутора) сложился в первое послевоенное десятилетие. Здесь мы можем увидеть, как быстро строилась Москва, несмотря на тяжёлое экономическое положение. Несколько кварталов в этом районе были построены немецкими военнопленными. В эти годы территория возле железной дороги со стороны Бутырки стала застраиваться жилыми зданиями. Здесь же росли корпуса мясокомбината, молочного комбината, пивоваренного завода, хладокомбината. Позднее в эту промзону вписались завод бараночных изделий, завод плавленых сырков и фабрика мороженого. С одной стороны, такое соседство с промзоной было некомфортным для жильцов, с другой, многие жилые дома были ведомственными, то есть, строились предприятиями для своих сотрудников. Новостройки оснащались своими котельными, по соседству были школы, детские сады, кинотеатр и небольшой Гончаровский парк с прудом. В Правом проезде Бутырского Хутора выделялись три ансамбля "немецких" домов. Каждый состоял из нескольких корпусов с внутренним двором. Интерьер подъездов был аскетичен, зато фасады украшались разнообразным декором. Каждый жилой комплекс был выкрашен в свой цвет - красный, зелёный и жёлтый - за что их прозвали "светофором".

Завершим нашу прогулку в парке на ул. Руставели В конце 1950-х гг. во время застройки района на северо-западном участке будущего парка организован пруд прямоугольной формы. В дальнейшем проложены аллеи и дорожки, сделана рядовая посадка из липы по периметру парка. Липы высажены в начале 1960-х гг. Позднее в парке устроена крытая сцена с площадкой для проведения массовых мероприятий. В парке в 1968 году установлен Памятный знак по поводу испытаний электрического плуга в 1921 году. В начале 2000-х гг. в парке проведены благоустроительные работы, проложены и отремонтированы аллеи и площадки, оборудованы детские площадки, устроен фонтан в парадной регулярной части со стороны улицы Руставели. Сегодняшний Парк - это филиал Лианозовского ПКиО является местом отдыха жителей района.

  • 1

    Савеловский вокзал

    Давайте начнем наш маршрут со станции метро «Савеловская». Выйдя на улицу, мы окажемся у одного из девяти московских вокзалов – Савеловский. Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России. Строительство началось от станции Лосиноостровская Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги к станции Бескудниково, откуда начиналась сама Савёловская дорога. Вокзал начали строить на окраине Москвы, у Бутырской заставы, за пределами Москвы, где земля была недорогой. Окончание его строительства намечалось на зиму 1899 года, однако, работы неожиданно остановились. Дело в том, что Московско-Виндавская железная дорога предложила продать ей уже построенный участок Бескудниково – Савёлово и построить вокзал в другом месте. Но летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога была выкуплена в казну, сделка по продаже не состоялась и вокзал продолжили строить на старом месте. Руководил работами инженер А.С. Сумароков. Есть предположение, что именно он был автором проекта вокзала. Сам вокзал представлял собой скромное одноэтажное здание, лишь центральная часть была двухэтажной. Его строительство закончилось в 1902 году. До этого поезда отправлялись с Ярославского вокзала и переходили на Савёловскую железную дорогу по соединительной линии Бескудниково – Лосиноостровская. Движение поездов от нового вокзала, названного Бутырским, было торжественно открыто 10 (23) марта 1902 года. Вокзал стал самым «молодым» в Москве. Московская городская дума, понимая значение вокзала и предполагая существенный рост цен на прилегающие к нему земли, в 1900 году изменила границы Москвы и Московского уезда и включила вокзал в состав города. За всё время своего существования Савёловский вокзал считался самым тихим, а Савёловское направление – самым глухим. Ильф и Петров пишут о нём в «Двенадцати стульях»: «Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большее расстояние по этой линии – сто тридцать верст». Со временем вокзал стал тесным для растущего потока пассажиров. С него можно было уехать в Рыбинск, Углич и Санкт-Петербург (через Сонково), причём путь в Петербург проходил по малодеятельным однопутным линиям и занимал целые сутки. В 1987 году началась реконструкция Савёловского вокзала. После реконструкции вокзал стал двухэтажным, но в общих чертах сохранил свой облик. В 1999 году все поезда дальнего следования были переведены с Савёловского вокзала на Белорусский, всерьёз ставился вопрос о его закрытии. В наше время Савёловский вокзал – единственный в Москве, обслуживающий только пригородные электрички. В 2004 – 2010 годах Савёловский вокзал обслуживал поезда-экспрессы в аэропорт Шереметьево. ...Подробнее

    Далее пройдем по Бутырской улице и по правой стороне дороги мы увидим Колокольню собора Рождества Богородицы.
  • 2

    Колокольня Собора Рождества Богородицы

    Может возникнуть вопрос, почему здесь находится лишь одна колокольня без храма. История церкви начинается в первой половине XVII столетия, когда окрестные земли принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову. В 1647 году, при его сыне Никите, здесь уже стояла деревянная церковь Рождества Богородицы. После смерти боярина на этих землях расквартировали Московский солдатский полк, впоследствии известный как Бутырский. Некоторое время полком командовал знаменитый сподвижник Петра Великого Патрик Гордон. На полковые деньги для солдат и офицеров в 1682-1684 годах строится новая каменная церковь Рождества Богородицы. Особенностью храма стала отдельно стоящая надвратная колокольня, выдвинутая на запад, на линию ограды церковного участка. Колокольня церкви Рождества Богородицы входила в число самых высоких и стройных шатровых колоколен Москвы. Её шатёр был украшен четырьмя ярусами слухов, окошек на гранях шатра. Вынос колокольни на линию ограды был важен с архитектурной точки зрения, так она активно включалась в дальние перспективы, открывавшиеся при взгляде вдоль улицы. Сама церковь была пятиглавой, её стены завершались широкими спокойными полукружиями кокошников. Своды храма покоятся на двух столпах, трапезная была четырёхстолпной. В 1935 году закрытую церковь передали заводу, который устроил в здании цех. Вскоре было снесено ненужное для завода пятиглавие и шатёр над колокольней. Есть легенда, что шатёр разобрали, чтоб он не мог служить ориентиром для фашистской авиации. В 1970 году между колокольней и основным объёмом храма был построен большой цех. Ради этого строительства была снесена трапезная церкви. Так выдающийся памятник XVII века был разделён на две части огромным промышленным зданием. Нижние ярусы колокольни остались стоять на улице, в них хранили дворницкий инвентарь. В 1998 году то, что осталось от колокольни было возвращено верующим. Через год бывшую колокольню превратили в церковь Дмитрия Донского. С востока была пристроена апсида, а в бывших воротах начались службы. В 2013 году колокольня отреставрирована по проекту Н.И.Даниленко. В 2013 году храм стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ". ...Подробнее

    Теперь повернем на улицу Руставели, где расположились интересные Жилые дома.
  • 3

    Жилой дом, 1947 г., арх. Я.Г.Лихтенберг (с фонтаном и трансформаторной подстанцией)

    Архитектурный облик нынешней улицы Руставели (названа в 1958 году в честь Шота Руставели — великого грузинского поэта XII века, автора поэмы «Витязь в тигровой шкуре», прежнее название улицы - Правый проезд Бутырского Хутора) сложился в первое послевоенное десятилетие. Здесь мы можем увидеть, как быстро строилась Москва, несмотря на тяжёлое экономическое положение. Несколько кварталов в этом районе были построены немецкими военнопленными. В эти годы территория возле железной дороги со стороны Бутырки стала застраиваться жилыми зданиями. Здесь же росли корпуса мясокомбината, молочного комбината, пивоваренного завода, хладокомбината. Позднее в эту промзону вписались завод бараночных изделий, завод плавленых сырков и фабрика мороженого. С одной стороны, такое соседство с промзоной было некомфортным для жильцов, с другой, многие жилые дома были ведомственными, то есть, строились предприятиями для своих сотрудников. Новостройки оснащались своими котельными, по соседству были школы, детские сады, кинотеатр и небольшой Гончаровский парк с прудом. В Правом проезде Бутырского Хутора выделялись три ансамбля "немецких" домов. Каждый состоял из нескольких корпусов с внутренним двором. Интерьер подъездов был аскетичен, зато фасады украшались разнообразным декором. Каждый жилой комплекс был выкрашен в свой цвет - красный, зелёный и жёлтый - за что их прозвали "светофором". ...Подробнее

    Завершим нашу прогулку в парке на ул. Руставели
  • 4

    Парк на ул. Руставели

    В конце 1950-х гг. во время застройки района на северо-западном участке будущего парка организован пруд прямоугольной формы. В дальнейшем проложены аллеи и дорожки, сделана рядовая посадка из липы по периметру парка. Липы высажены в начале 1960-х гг. Позднее в парке устроена крытая сцена с площадкой для проведения массовых мероприятий. В начале 2000-х гг. в парке проведены благоустроительные работы, проложены и отремонтированы аллеи и площадки, оборудованы детские площадки, устроен фонтан в парадной регулярной части со стороны улицы Руставели. Парк создавался регулярно-пейзажным, представляет собой участок прямоугольной формой, ограниченный со всех сторон уличными проездами, с прудом в северо-западной части. Парковая планировка носит смешанный характер - парадная входная зона имеет регулярную планировку с четкой осью симметрии, остальная часть выполнена пейзажной с прогулочными дорожками и площадками оформленными куртинами различных насаждений. Сегодняшний Парк - это филиал Лианозовского ПКиО является местом отдыха жителей района. Здесь проходят праздники, торжественные мероприятия городского и районного значения, проводятся фестивали и выставки. Центральный вход в парк осуществляется с ул. Руставели, далее продолжается Главная аллея, которая заканчивается площадкой с фонтаном. В парке имеется большое количество детских оборудованных площадок и площадок отдыха. Центром композиции парка является площадь, находящаяся на некотором возвышении относительно прилегающей территории, оформленная фонтаном. В отделке фонтана применен природный камень. От центральной оси, оформленной цветочными рабатками, отходят перпендикулярно расположенные к ней аллеи. Точки пересечения закреплены клумбами. Остальная территория парка имеет свободную планировку с периметральной прогулочной дорожкой. Некоторые дорожки в парке имеют мягкое покрытие из гранитных высевок, что придает парку наиболее привлекательный вид. В парке в 1968 году установлен Памятный знак по поводу испытаний электрического плуга в 1921 году. ...Подробнее

    На этом наша прогулка по Бутырскому району закончена!
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Завод "Борец"

Завод "Борец"

Ул. Складочная, д. 6 стр. 2

Этот машиностроительный завод стал «борцом» после революции неслучайно.

3.59
Памятники
Работникам московского машиностроительного завода «Знамя»

Работникам московского машиностроительного завода «Знамя»

Б. Новодмитровская ул., д. 23

(Нет голосов)
Здания
Колокольня Собора Рождества Богородицы

Колокольня Собора Рождества Богородицы

ул. Бутырская, д. 56

3.3
Маршруты
Бутырский: Савеловский вокзал-Колокольня-Парк на ул.Руставели

Бутырский: Савеловский вокзал-Колокольня-Парк на ул.Руставели

В старину «бутырками» называли небольшие селения, отделенные от города лесом или полем. Таким селением, отделенным от Москвы широким полем, Бутырский хутор оставался вплоть до XVIII века.

3.27
Здания
Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.

3.28
Здания
Жилой дом, 1947 г., арх. Я.Г.Лихтенберг (с фонтаном и трансформаторной подстанцией)

Жилой дом, 1947 г., арх. Я.Г.Лихтенберг (с фонтаном и трансформаторной подстанцией)

ул. Руставели, д. 9 стр. 1

(Нет голосов)
Памятники
Работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне

Работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне

Б. Новодмитровская ул., д. 28

3.1
Памятники
Киров С. М.

Киров С. М.

Руставели ул., д. 10

(Нет голосов)
Памятники
Рабочим и служащим завода «Станколит», погибшим в Великой Отечественной войне

Рабочим и служащим завода «Станколит», погибшим в Великой Отечественной войне

Складочная ул., д. 1, стр. 17

(Нет голосов)
Здания
Миусское кладбище

Миусское кладбище

Сущевский Вал ул., д. 19

Основано во время эпидемии чумы в столице и получило свое название в честь местности Миусы, располагающейся неподалеку.

3.3