Савеловский: особняк Келлера-Фабрика Свобода-Церковь Митрофана Воронежского

Савеловский: особняк Келлера-Фабрика Свобода-Церковь Митрофана Воронежского

40 ч. 24 м.2 км
История Савёловского и соседнего Бутырского районов во многом является общей — в современный Савёловский район вошла западная часть Бутырок. Это находит своё отражение в топонимах, например Савёловский вокзал находится на территории района Бутырский, а Бутырский рынок на территории района Савёловский.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Село Бутырки (в старину «бутырками» назывались мелкие селения, отделённые от крупных полем или лесом) лежало на древней дороге из Москвы в Дмитров, в настоящее время это Бутырская улица и Дмитровское шоссе. В истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. В 1886 г. по Бутырской улице от Бутырской заставы до академии стал ходить «паровичок» — маленький паровоз с пятью-шестью вагончиками трамвайного типа. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок (мозаичное изображение на эту тему можно найти на путевых стенах станции метро «Савёловская»). В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель Константин Паустовский.

В 1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором в конце Бутырской улицы прошла соединительная железнодорожная ветка между Николаевской (Октябрьской) и Александровской (Белорусской) железной дорогами. Ветка специально предназначалась для передачи царских поездов с одной дороги на другую, почему и называлась Царской. В 1897—1899 годах параллельно Бутырской улице была проложена Савёловская железная дорога к Верхней Волге, а в 1902 в начале улицы появился Савёловский вокзал. В 1899 году из депо на Нижней Масловке вышел первый московский электрический трамвай, его маршрут пролегал от современной Пушкинской площади, через Бутырскую заставу, по Масловке в Петровский парк.


Особняк Г.Б. Келлера

Знакомство с районом начинается с выхода со станции метро Савеловская линии (выход 6). Пройдем по Бутырской улице до Нижней Масловки, повернем направо. Затем свернем направо на Вятскую. По адресу дом №35 познакомимся с Особняком Г.Б. Келлера. Двухэтажный дом является ярким образцом жилой застройки в стиле модерн начала XX века. Это одно из немногих исторических зданий на Вятской улице, сохранившихся до наших дней. Оно было построено в стиле модерн в 1909 году (архитектор — Михаил Черкасов) по заказу фабриканта и торговца Густава Келлера. Немецкий подданный владел фабрикой по отливке типографских валиков и магазинами, торговавшими типографскими принадлежностями — литографскими камнями, красками, а также шрифтами. Фабрика Келлера располагалась в соседнем с жилым особняком одноэтажном строении. Оно, как и другие хозяйственные помещения на территории владения промышленника, до наших дней не сохранилось.


Клуб фабрики «Свобода»

Далее мы видим Клуб при Фабрике «Свобода» (дом №41а). Клуб был построен в 1927—1929 по проекту архитектора Константина Мельникова, когда на клубные здания такого масштаба и программы был особенный спрос со стороны профсоюзов рабочих. Именно поэтому, когда парфюмерной фабрике «Свобода» (ранее «Ралле») профсоюза химиков потребовалось новое здание клуба, было выбрано место в соседнем от фабрики квартале южнее по Вятской улице. Там с 1910-х находился благоустроенный Финляндский сад с прудом, по описаниям современников «это был небольшой уютный парк с беседками, песчаными аллеями – зеленый оазис для прогулок с детьми». Непосредственно на месте нынешнего клуба находилась читальня и амбулатория, построенная в 1916 году на средства Н. Финляндского (отсюда и название сада), и в 1918 сгоревшая.


Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°»

Рядом по этой же стороне улицы находится Административный корпус парфюмерной фабрики Товарищества "А.Ралле и К". Здание по Вятской улице, входящее в состав исторической застройки корпусов парфюмерной фабрики Ралле, возникло в 1930-е гг. после объединения двух ранее самостоятельных владений. Каждое из них состоит из двух исторических участков, планировочные границы которых формировались еще во второй половине XVII в. Первые документальные материалы об истории застройки здания относятся к 1831 г. В это время на участке по красной линии Вятской улицы был поставлен одноэтажный деревянный жилой дом, большая же часть участка была занята садом. Аналогичная планировочная структура в 1830-е гг. сложилась и на соседних участках. Ныне существующее двухэтажное каменное здание построено в 1903 г. по проекту архитектора Л. О. Васильева греческим подданным И. С. Заграфиди для организации картонажной фабрики И. С. Заграфиди. Первый этаж занимало машинное производство, а второй – ручное и склад. Позднее в этом здании разместилась фабрика художественных плакатов и переплетных изделий А. Ф. Заборского.


Церковь свт. Митрофана Воронежского

Далее повернем на 4-й Вятский переулок и затем направо на Петровско-Разумовский проезд. В конце проезда расположилась Церковь святого Митрофана Воронежского. К концу XIX в. на территории Петровского парка располагались два детских приюта. Приют имени принца П. Г. Ольденбургского был учрежден в 1880 г. Елизаветинский приют был открыт и освящен 4 мая 1893 г. в присутствии великой княгини Елизаветы Федоровны на пересечении Царской улицы (ныне – 2-я Хуторская) и Петровско-Разумовского проезда. Чуть позже, в 1901 г., здесь был открыт третий приют имени великой княгини Анастасии Николаевны для девочек старше восьми лет. По инициативе и на средства купца и казначея Московского совета детских приютов М. С. Грачева для 80 воспитанников Ольденбургского и Елизаветинского приютов был выстроен «каменный храм со звонницей во имя святителя Митрофана Воронежского». Проект храма был выполнен архитектором Г. А. Кайзером, перестраивавшим для Грачева усадьбу Грачевка.

После революции, несмотря на многочисленные попытки закрыть храм, службы в нем продолжались до начала 1930-х гг. В 1922 г. был закрыт приют, а в 1934 г. и сам храм. В 1990 г. здание было передано Русской православной церкви, здесь возобновились богослужения. Силами прихода по проекту архитектора С. Я. Кузнецова был восстановлен храм. Сегодня его облик несколько иной: вместо пятиглавия и шатрового завершения храм венчает одна глава на высоком барабане и четырехскатная кровля. Изменились форма и пропорции верхнего яруса колокольни, ставшего восьмигранным. Была демонтирована поздняя пристройка и восстановлена полуциркульная апсида. В киотах появились мозаичные изображения Митрофана (над входом в храм в колокольне), Спаса и преподобномученицы Елизаветы (на южном и северном фасадах.) Храм был заново расписан. Сегодня здесь продолжаются традиции патронажа над юными воспитанниками, при храме действует Елизаветинское сестричество.

Приятным завершением прогулки будет посещение Савеловского парка.

Автор статьи: Гид района
Распечатать статью

Точки маршрута

Особняк Г.Б.Келлера

Годы постройки

1909

Стиль

Модерн

Адрес

САО, Вятская ул., дом 35

Ближайшие станция метро

Савеловская

Архитекторы

М.М. Черкасов

Назначение постройки

Особняк

Узнать об объекте больше
Особняк Г.Б.Келлера
1
Знакомство с районом начинается с выхода со станции метро Савеловская линии (выход 6). Пройдем по Бутырской улице до Нижней Масловки, повернем направо. Затем свернем направо на Вятскую. По адресу дом №35 познакомимся с Особняком Г.Б. Келлера. Двухэтажный дом является ярким образцом жилой застройки в стиле модерн начала XX века. Это одно из немногих исторических зданий на Вятской улице, сохранившихся до наших дней. Оно было построено в стиле модерн в 1909 году (архитектор — Михаил Черкасов) по заказу фабриканта и торговца Густава Келлера. Немецкий подданный владел фабрикой по отливке типографских валиков и магазинами, торговавшими типографскими принадлежностями — литографскими камнями, красками, а также шрифтами. Фабрика Келлера располагалась в соседнем с жилым особняком одноэтажном строении. Оно, как и другие хозяйственные помещения на территории владения промышленника, до наших дней не сохранилось. Густав Келлер прожил в своем особняке до 1914 года. В советское время в доме находился райком комсомола Тимирязевского района, а позднее — отделение ГИБДД. Главный фасад здания ассиметричен. Ризалиты украшены аттиками — декоративными стенками с тройными нишами. На втором этаже здания — большие полукруглые окна. Асимметричность главного фасада подчеркивает расположение оконных проемов относительно центральной оси. Они обрамлены прямоугольными наличниками и филенками. На северном фасаде четыре окна (по два на каждом этаже) — они там появились уже в советское время.
Next step
Далее мы видим Клуб при Фабрике «Свобода» (дом №41а).

Клуб фабрики «Свобода», 1927-29 гг., арх. К.С.Мельников

Годы постройки

1927-1929

Стиль

Авангард

Адрес

САО, Вятская ул., дом 41А

Ближайшие станция метро

ДмитровскаяСавеловская

Архитекторы

К.С. Мельников

Назначение постройки

Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
5
Клуб фабрики «Свобода», 1927-29 гг., арх. К.С.Мельников
2
Клуб был построен в 1927—1929 по проекту архитектора Константина Мельникова, когда на клубные здания такого масштаба и программы был особенный спрос со стороны профсоюзов рабочих. Именно поэтому, когда парфюмерной фабрике «Свобода» (ранее «Ралле») профсоюза химиков потребовалось новое здание клуба, было выбрано место в соседнем от фабрики квартале южнее по Вятской улице. Там с 1910-х находился благоустроенный Финляндский сад с прудом, по описаниям современников «это был небольшой уютный парк с беседками, песчаными аллеями – зеленый оазис для прогулок с детьми». Непосредственно на месте нынешнего клуба находилась читальня и амбулатория, построенная в 1916 году на средства Н. Финляндского (отсюда и название сада), и в 1918 сгоревшая. За основу проекта Мельниковым была взята сферическая форма, напоминающая собой цистерну или сигару (отношение ширины к длине, как 1:2), помещенная на корпусе 1-го этажа. Эта сигара разрезалась на две равные части падающей стеной. Одна часть обслуживалась сценой, вторая — кинематографической будкой и экраном. В случае необходимости стена поднималась и помещения театра и кинематографа сливались в одно целое, образуя зрительный зал вместимостью 1000 человек. Но Константину Мельникову не удалось в полной мере реализовать всего задуманного в силу различных обстоятельств. В результате сферическая цистерна превратилась в граненную, а пандусы, ведущие в проекте эту цистерну, были заменены на лестницы. Также по первоначальному проекту клуб при фабрике «Свобода» имел несколько входов, но в реализованном варианте вход в здание был решен только со стороны Вятской улицы. Дальнейшая судьба здания оказалась печальной. После войны, без ведома Мельникова клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, был переделан по моде времени: окна были заложены, лестницы удалены, а здание перекрашено. Таким клуб простоял до 2000-х. В 2003—2004, уже после закрытия ДК, была произведена реставрация клуба и зданию наконец вернули первоначальный вид, хоть и с небольшими неточностями. Однако интерьеры клуба полностью переделаны в эклектике, и таким образом на данный момент утрачены полностью. Сейчас клуб занимает один из самых известных банкетных залов в Москве «Суриковъ Холл».
Next step
Рядом по этой же стороне улицы находится Административный корпус парфюмерной фабрики Товарищества А.Ралле и К.

Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°» (с 1930 г. ‒ фабрика «Свобода»), 1899 г., архитектор О. Ф. Дидио

Годы постройки

1899,1903

Стиль

Кирпичный стиль

Адрес

САО, Вятская ул., дом 47, строение 3

Ближайшие станция метро

ДмитровскаяСавеловская

Архитекторы

Л.О. ВасильевО.Ф. Дидио

Назначение постройки

Административное здание, Промышленный комплекс

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°» (с 1930 г. ‒ фабрика «Свобода»), 1899 г., архитектор О. Ф. Дидио
3
Здание по Вятской улице, входящее в состав исторической застройки корпусов парфюмерной фабрики Ралле, возникло в 1930-е гг. после объединения двух ранее самостоятельных владений. Каждое из них состоит из двух исторических участков, планировочные границы которых формировались еще во второй половине XVII в. Первые документальные материалы об истории застройки здания относятся к 1831 г. В это время на участке по красной линии Вятской улицы был поставлен одноэтажный деревянный жилой дом, большая же часть участка была занята садом. Аналогичная планировочная структура в 1830-е гг. сложилась и на соседних участках. Ныне существующее двухэтажное каменное здание построено в 1903 г. по проекту архитектора Л. О. Васильева греческим подданным И. С. Заграфиди для организации картонажной фабрики И. С. Заграфиди. Первый этаж занимало машинное производство, а второй – ручное и склад. Позднее в этом здании разместилась фабрика художественных плакатов и переплетных изделий А. Ф. Заборского. Вероятно, в связи с расширением производства в 1905 г. к основному зданию со стороны двора по проекту архитектора А. Макарова был пристроен одноэтажный каменный корпус. После начала Первой мировой войны эвакуированное в Москву Пабианицкое акционерное общество химической промышленности, принадлежащее немецким предпринимателям Л. В. Швейкарту и Э. Э. Фрейлихду, для размещения своих предприятий выкупило два владения на Вятской улице: территорию фабрики анонимного общества прядилен из коконовых отходов (Вятская ул., д. 27) и рассматриваемое владение. Для размещения производства в 1916 г. правление акционерного общества предпринимает по проекту архитектора В. В. Гостынского крупную перестройку существующих здесь зданий. Был надстроен третьим этажом основной фабричный корпус, а также значительно расширены производственные здания, расположенные вдоль северной границы владения. С южной стороны к этим зданиям был пристроен новый одноэтажный объем. Одновременно были построены новые объемы для биологической станции и фильтров, необходимых для химического производства. Данный проект не был осуществлен в полном объеме. Он предполагал также строительство казарм для рабочих в западной части владения и разбивку в этой зоне регулярного сада. Аналогичный сад планировалось разбить перед главным зданием фабрики. В 1932-1933 гг. в западной части двух ранее самостоятельных владений был построен детский сад без учета исторически сложившихся границ. В результате образовалось новое владение (Писцовая ул., д. 10), включившее западную часть соседнего участка (Вятская ул., д. 35). Бывшее здание фабрики, располагавшееся по Вятской ул., д. 37, с 1940-х гг. занято училищем, а в настоящие время Колледжем художественных ремесел. В 1970-е гг. на вновь образованном владении (Писцовая ул., д. 10) построили новый корпус городской больницы № 24, основное здание которой расположено в центральной части города, на Страстном бульваре. Рассматриваемое владение, планировочные границы которого окончательно сформировались в 1970-е гг., является фрагментом историко-градостроительной среды данного квартала. Владение сохранило элементы объемно-пространственной композиции начала ХХ в.
Next step
Далее повернем на 4-й Вятский переулок и затем направо на Петровско-Разумовский проезд. В конце проезда расположилась Церковь святого Митрофана Воронежского.

Церковь свт. Митрофана Воронежского

Годы постройки

XIX в.

Стиль

Древнерусское зодчество

Адрес

САО, Хуторская 2-я ул., дом 40

Ближайшие станция метро

ДмитровскаяПетровский парк (БКЛ)

Архитекторы

Г.А. Кайзер
Узнать об объекте больше
Церковь свт. Митрофана Воронежского
4
К концу XIX в. на территории Петровского парка располагались два детских приюта. Приют имени принца П. Г. Ольденбургского был учрежден в 1880 г. «для призрения 25 круглых сирот обоего пола всех сословий, в возрасте от 1 года до 5 лет» и находился по адресу: Петровский парк, угол Старого и Нового шоссе, собственный дом. Елизаветинский приют был открыт и освящен 4 мая 1893 г. в присутствии великой княгини Елизаветы Федоровны на пересечении Царской улицы (ныне – 2-я Хуторская) и Петровско-Разумовского проезда. Чуть позже, в 1901 г., здесь был открыт третий приют имени великой княгини Анастасии Николаевны для девочек старше восьми лет. По инициативе и на средства купца и казначея Московского совета детских приютов М. С. Грачева для 80 воспитанников Ольденбургского и Елизаветинского приютов был выстроен «каменный храм со звонницей во имя святителя Митрофана Воронежского». Проект храма был выполнен архитектором Г. А. Кайзером, перестраивавшим для Грачева усадьбу Грачевка. В «Московских церковных ведомостях» за 1895 г. встречается упоминание о Митрофановской церкви: «Вновь сооруженный храм сделан в древнерусском стиле с 5 главами, вершины которых увенчаны зеркальными в металлической оправе крестами. С западной стороны к храму примыкает невысокая колокольня». Фасады небольшого однопрестольного храма с двухъярусной колокольней насыщены декоративными элементами древнерусского зодчества. Оконные проемы с килевидными наличниками и выступающие столбы с треугольными навершиями обрамляют муфтированные колонки. По всему периметру здания идут аркатурные пояса, поребрик и ширинки. Храм и колокольню венчали шатры, барабаны угловых главок и верхний ярус колокольни были украшены кокошниками. После смерти М. С. Грачева его вдова Варвара Николаевна устроила в северной части храма фамильный склеп. Однако перед закрытием храма она перенесла прах супруга на Введенское кладбище, где и поныне находится его могила. В память о муже в 1911 г. В. Н. Грачева подает митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру прошение о постройке на собственные средства дома причта, на ремонт и содержание которого также жертвует капитал. Двухэтажное здание дома причта было возведено в 1912 году. После революции, несмотря на многочисленные попытки закрыть храм, службы в нем продолжались до начала 1930-х гг. В 1922 г. был закрыт приют, а в 1934 г. и сам храм. Территорию приюта занимали Машиностроительный завод им. Калинина, общежития Метростроя, авиационный завод «Горизонт». Здание церкви в разное время использовалось под заводские нужды или пустовало. За это время храм был обезглавлен, сломан верхний ярус колокольни. Со стороны апсиды сделана пристройка, полностью утрачены интерьеры. В 1990 г. здание было передано Русской православной церкви, здесь возобновились богослужения. Силами прихода по проекту архитектора С. Я. Кузнецова был восстановлен храм. Сегодня его облик несколько иной: вместо пятиглавия и шатрового завершения храм венчает одна глава на высоком барабане и четырехскатная кровля. Изменились форма и пропорции верхнего яруса колокольни, ставшего восьмигранным. Была демонтирована поздняя пристройка и восстановлена полуциркульная апсида. В киотах появились мозаичные изображения Митрофана (над входом в храм в колокольне), Спаса и преподобномученицы Елизаветы (на южном и северном фасадах.) Храм был заново расписан. Сегодня здесь продолжаются традиции патронажа над юными воспитанниками, при храме действует Елизаветинское сестричество.
Next step
Приятным завершением прогулки будет посещение Савеловского парка.

Связано с маршрутом (4)

Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°» (с 1930 г. ‒ фабрика «Свобода»), 1899 г., архитектор О. Ф. Дидио
icon
Здание по Вятской улице, входящее в состав исторической застройки корпусов парфюмерной фабрики Ралле, возникло в 1930-е гг. после объединения двух ранее самостоятельных владений. Каждое из них состоит из двух исторических участков, планировочные границы которых формировались еще во второй половин
Клуб фабрики «Свобода», 1927-29 гг., арх. К.С.Мельников
icon
Один из самых неизвестных рабочих клубов, построенных архитектором Константином Мельниковым
САО, Вятская ул., дом 41А
ДмитровскаяСавеловская
5
audioGuideОткрыть аудиогид
Особняк Г.Б.Келлера
icon
Здание особняка Келлера — образец жилой застройки в стиле модерн. Это единственное строение, сохранившееся от некогда обширного владения промышленника и торговца Густава Келлера. В памятнике нашли отражение как передовые приемы архитектуры, так и инженерно-технические достижения начала XX века. Кроме того, на первом этаже особняка были предусмотрены две квартиры для сдачи внаем.
САО, Вятская ул., дом 35
Савеловская
Городок Художников на Масловке (Верхняя Масловка, дома 1 и 3)
icon
В конце 1920-х гг. на Верхней Масловке на месте сгоревших павильонов «Межрабпом-Русь» (бывшего киноателье купца М. Трофимова и инженера М. Алейникова) началось возведение архитектурного ансамбля городка художников.
Верхняя Масловка ул., д. 1, д. 3
ДинамоПетровский парк (БКЛ)
star-icon
3.4