ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Колокольня Собора Рождества Богородицы

Ул. Бутырская, д. 56
3.3
Наглядный памятник отношения к наследию при советской власти.
  • Колокольня Собора Рождества Богородицы
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
+ -

Колокольня Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, всегда вызывает много вопросов у тех, кто её видит. Невозможно логически объяснить, почему перед большим промышленным зданием, далеко выступая вперёд, на улицу, стоит колокольня без церкви. Она – наглядный памятник отношения к наследию при советской власти.

История церкви начинается в первой половине XVII столетия, когда окрестные земли принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову. В 1647 году, при его сыне Никите, здесь уже стояла деревянная церковь Рождества Богородицы. После смерти боярина на этих землях расквартировали Московский солдатский полк, впоследствии известный как Бутырский. Некоторое время полком командовал знаменитый сподвижник Петра Великого Патрик Гордон. На полковые деньги для солдат и офицеров в 1682-1684 годах строится новая каменная церковь Рождества Богородицы. Особенностью храма стала отдельно стоящая надвратная колокольня, выдвинутая на запад, на линию ограды церковного участка.

Колокольня церкви Рождества Богородицы входила в число самых высоких и стройных шатровых колоколен Москвы. Её шатёр был украшен четырьмя ярусами слухов, окошек на гранях шатра. Колокольня так понравилась москвичам, что в 1689 году при церкви Николы Явленного (Арбат, 16) была построена почти полная её копия, не сохранившаяся до нашего времени. Вынос колокольни на линию ограды был важен с архитектурной точки зрения, так она активно включалась в дальние перспективы, открывавшиеся при взгляде вдоль улицы.

Сама церковь была пятиглавой, её стены завершались широкими, спокойными полукружиями кокошников. Своды храма покоятся на двух столпах, трапезная была четырёхстолпной.

В 1935 году закрытую церковь передали заводу, который устроил в здании цех. Вскоре было снесено ненужное для завода пятиглавие и шатёр над колокольней. Есть легенда, что шатёр разобрали, чтоб он не мог служить ориентиром для фашистской авиации. В 1970 году между колокольней и основным объёмом храма был построен большой цех. Ради этого строительства была снесена трапезная церкви. Так выдающийся памятник XVII века был разделён на две части огромным промышленным зданием. Нижние ярусы колокольни остались стоять на улице, в них хранили дворницкий инвентарь.

В 1998 году то, что осталось от колокольни было возвращено верующим. Через год бывшую колокольню превратили в церковь Дмитрия Донского. С востока была пристроена апсида, а в бывших воротах начались службы. 

В 2013 году колокольня отреставрирована по проекту Н.И. Даниленко. Главный архитектор проекта реставрации рассказала, что колокольня была восстановлена в точности по историческим материалам, и особо подчеркнула, что высотная часть колокольни соответствует историческому облику. По словам архитектора, доподлинно известно, что при строительстве колокольни было использовано 162 кирпича, и ровно столько же получилось при реставрации. Как отметила Н.И.Даниленко, в ходе работ был укреплён фундамент и несущие стены. Кроме того, был в точности восстановлен изразцовый фриз XVII века по четырём сохранившимся фрагментам. В настоящее время здание колокольни занимает приходская община Русской православной церкви.

В 2013 году храм стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Работникам московского машиностроительного завода «Знамя»

Работникам московского машиностроительного завода «Знамя»

Б. Новодмитровская ул., д. 23

(Нет голосов)
Памятники
Работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне

Работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне

Б. Новодмитровская ул., д. 28

3.1
Дома
Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.

3.25
Дома
Клуб при фабрике «Свобода»

Клуб при фабрике «Свобода»

Ул. Вятская, д. 41а

Один из самых неизвестных рабочих клубов, построенных архитектором Константином Мельниковым

5
Дома
Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°» (с 1930 г. ‒ фабрика «Свобода»), 1899 г., архитектор О. Ф. Дидио

Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°» (с 1930 г. ‒ фабрика «Свобода»), 1899 г., архитектор О. Ф. Дидио

Вятская ул., дом 47, строение 3

Здание по Вятской улице, входящее в состав исторической застройки кор-пусов парфюмерной фабрики Ралле, возникло в 1930-е гг. после объеди-нения двух ранее самостоятельных владений. Каждое из них состоит из двух исторических участков, планировочные границы которых формиро-вались еще во второй половин

3.3
Дома
Особняк Г.Б.Келлера

Особняк Г.Б.Келлера

Вятская ул., дом 35

Здание особняка Келлера —  образец жилой застройки в стиле модерн. Это единственное строение, сохранившееся от некогда обширного владения промышленника и торговца Густава Келлера. В памятнике нашли отражение как передовые приемы архитектуры, так и инженерно-технические достижения начала XX века. Кроме того, на первом этаже особняка были предусмотрены две квартиры для сдачи внаем.

(Нет голосов)