Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Москве. Давайте вместе открывать заново такой, казалось бы, знакомый мир московских улиц. Наши пешеходные экскурсии не только расскажут о самых интересных местах тех или иных районов, напомнят о памятных событиях и, главное, судьбах людей, с именами которых тесно переплетены страницы истории нашей страны.
Пешеходные маршруты составлены на основе материалов книжной серии «Жизнь в окружении истории», которая выходит в свет благодаря сотрудничеству издательства «Лингва-Ф» и девелоперской компанией «РГ-Девелопмент». Этот культурно-просветительский проект призван обратить внимание широкой общественности на уникальную красоту и разнообразие архитектуры столицы, ее культурное, историческое и духовное наследие. Серия посвящена той части Москвы, где «РГ-Девелопмент» при активной поддержке местных властей ведет комплексное преобразование старой промышленной территории в современные городские кварталы.
Авторы проекта надеются, что увлекательные прогулки помогут взглянуть на Москву по-новому, гордиться ее прошлым и с оптимизмом думать о будущем.
Еще век назад село Всехсвятское, раскинувшееся на территории возле современной станции метро «Сокол» и доходившее до метро «Аэропорт», где были постройки для инвалидов войн, считалось дальней окраиной за пределами города.
Лев Николаевич Толстой с посохом в руках ходил в те места к своей сестре из Хамовников. Дорога занимала минимум полдня. Это потом уже он стал «циклистом», то есть велосипедистом, и мог большую часть пути проехать по специально проложенным дорожкам от Брестского (Белорусского) вокзала. Но и это было приключением не для всех. Неслучайно в районе нынешнего метро «Аэропорт» даже было кафе «Циклист» для усталых спортсменов и любителей нового двухколесного чуда.
Потом проложили трамвайные пути, что немного облегчило дорогу. Хотя трястись в шумном трамвае, да еще по жаре или, наоборот, в холод, удовольствием тоже сложно назвать. Тем не менее, еще в конце прошлого, ХХ века на «Соколе» существовала конечная остановка нескольких трамвайных маршрутов, которые потом шли до станций метро «Войковская», «Щукино» и «Строгино».
Пожалуй, полноценным московским районом это место стало даже не вследствие строительства в 1938 году станций метро и появления соседнего городка «Сокол», а уже после Великой Отечественной войны, когда началась массовая застройка территории, прилегающей к Ленинградскому проспекту, а за ним и Песчаных улиц. Деревянные одноэтажные домишки вместе с многочисленными артелями и маленькими заводиками и мастерскими постепенно отступали, а их место занимали сталинские многоэтажные дома, которые должны были всем показать, как живет народ-победитель.
Здесь, и правда, поселили победителей. Достаточно пройтись возле станций метро, и вы увидите целый ряд памятных мемориальных досок жильцам послевоенной поры. В новые дома въехали военачальники и авиаконструкторы вместе с семьями. На Песчаных улицах разместили профессорскую элиту ведущих вузов Москвы. Эти дома до сих пор так и называют: «генеральский», «писательский», «адмиральский», «профессорский»…
Это место вобрало в себя все лучшие и значимые черты города образца начала и середины ХХ века.