Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Прогулка по Соколу и Песчаным улицам

Прогулка по Соколу и Песчаным улицам
Прогулка по Соколу и Песчаным улицам
A
Ленинградский проспект, 73
B
сквер Дивизий Московского Народного Ополчения
Аэропорт, ЦСКА (БКЛ), Панфиловская, Зорге, Сокол
27 м.
2.3 км
5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
Ленинградский проспект, 73
B
сквер Дивизий Московского Народного Ополчения
Аэропорт, ЦСКА (БКЛ), Панфиловская, Зорге, Сокол
Введение

Приглашаем вас в увлекательное путешествие по Москве. Давайте вместе открывать заново такой, казалось бы, знакомый мир московских улиц. Наши пешеходные экскурсии не только расскажут о самых интересных местах тех или иных районов, напомнят о памятных событиях и, главное, судьбах людей, с именами которых тесно переплетены страницы истории нашей страны.

Пешеходные маршруты составлены на основе материалов книжной серии «Жизнь в окружении истории», которая выходит в свет благодаря сотрудничеству издательства «Лингва-Ф» и девелоперской компанией «РГ-Девелопмент». Этот культурно-просветительский проект призван обратить внимание широкой общественности на уникальную красоту и разнообразие архитектуры столицы, ее культурное, историческое и духовное наследие. Серия посвящена той части Москвы, где «РГ-Девелопмент» при активной поддержке местных властей ведет комплексное преобразование старой промышленной территории в современные городские кварталы.

Авторы проекта надеются, что увлекательные прогулки помогут взглянуть на   Москву по-новому, гордиться ее прошлым и с оптимизмом думать о будущем.

Село Всехсвятское

Еще век назад село Всехсвятское, раскинувшееся на территории возле современной станции метро «Сокол» и доходившее до метро «Аэропорт», где были постройки для инвалидов войн, считалось дальней окраиной за пределами города.

Лев Николаевич Толстой с посохом в руках ходил в те места к своей сестре из Хамовников. Дорога занимала минимум полдня. Это потом уже он стал «циклистом», то есть велосипедистом, и мог большую часть пути проехать по специально проложенным дорожкам от Брестского (Белорусского) вокзала. Но и это было приключением не для всех. Неслучайно в районе нынешнего метро «Аэропорт» даже было кафе «Циклист» для усталых спортсменов и любителей нового двухколесного чуда.

Потом проложили трамвайные пути, что немного облегчило дорогу. Хотя трястись в шумном трамвае, да еще по жаре или, наоборот, в холод, удовольствием тоже сложно назвать. Тем не менее, еще в конце прошлого, ХХ века на «Соколе» существовала конечная остановка нескольких трамвайных маршрутов, которые потом шли до станций метро «Войковская», «Щукино» и «Строгино».

Пожалуй, полноценным московским районом это место стало даже не вследствие строительства в 1938 году станций метро и появления соседнего городка «Сокол», а уже после Великой Отечественной войны, когда началась массовая застройка территории, прилегающей к Ленинградскому проспекту, а за ним и Песчаных улиц. Деревянные одноэтажные домишки вместе с многочисленными артелями и маленькими заводиками и мастерскими постепенно отступали, а их место занимали сталинские многоэтажные дома, которые должны были всем показать, как живет народ-победитель.

Здесь, и правда, поселили победителей. Достаточно пройтись возле станций метро, и вы увидите целый ряд памятных мемориальных досок жильцам послевоенной поры. В новые дома въехали военачальники и авиаконструкторы вместе с семьями. На Песчаных улицах разместили профессорскую элиту ведущих вузов Москвы. Эти дома до сих пор так и называют: «генеральский», «писательский», «адмиральский», «профессорский»…

Это место вобрало в себя все лучшие и значимые черты города образца начала и середины ХХ века.

Рекомендации
В путь!
Станция метро «Сокол»
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1936-1938
Адрес:
Ленинградский проспект, 73
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
К.Н. Яковлев, Ю.Н. Яковлев
Эпоха:
1930-е
3.52
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута
Начнем мы наше путешествие от станции метро «Сокол», на нечетной стороне Ленинградского проспекта, у западного выхода в сторону улицы Алабяна.
В 1920-х годах на окраине села в Большой Всехсвятской роще был построен первый в Москве кооперативный жилой поселок «Сокол», сохранившийся до наших дней. Именно он дал название возведённой рядом станции метрополитена, да и всему району. А «Сокол» – потому что сначала его хотели построить в Сокольниках. Место застройки изменили, а название осталось.
В 1930-е годы на Ленинградском проспекте появилась первая в столице троллейбусная линия. А уже 11 сентября 1938 года в составе второй очереди строительства Московского метрополитена (зеленая ветка) открылись станции метро «Аэропорт» и «Сокол». Причем «Сокол» до 1964 года была конечной, из центра сюда можно было доехать от станции «Площадь Свердлова» (нынешняя «Театральная»). Строительство осуществлялось открытым способом, то есть на поверхности, а не путем прорубки туннеля. В тот же день открыли и метродепо на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе. В 1992 году станцию «Сокол» хотели переименовать, планировалось назвать ее «Всехсвятское», по имени располагавшегося здесь ранее села, но затем это предложение отвергли.
Первый – восточный – вестибюль станции был построен на четной стороне проспекта. Архитекторы восточного вестибюля – братья Юрий и Константин Яковлевы. «Сокол» – единственная спроектированная братьями станция метро, хотя они же строили Смоленский метромост через Москву-реку. Юрий Яковлев пропал без вести на фронте в 1941 году. Его брат Константин продолжал строить и после войны, но сосредоточился на мостах.
Восточный вестибюль станции «Сокол» имеет раздельные вход и выход на торцах полукольца, в виде которого он и построен. В центре этого полукольца расположена небольшая ваза-фонтан из полированного коричневого гранита, неизменно привлекающая внимание жителей. Здесь назначают встречи, здесь дышат прохладой в жаркие летние дни.
От торцевых дверей спускаются лестницы в небольшой подземный кассовый зал. На гранитной стене в кассовом зале вестибюля сохранилась памятная надпись: «Метрополитен имени В.И. Ленина. Станция Сокол». Но, если присмотреться, то можно увидеть следы от более ранней надписи: «Метрополитен имени Л.М. Кагановича…». В военные годы станция «Сокол», как и другие станции московского метро, была бомбоубежищем.
После Великой Отечественной войны началось активное строительство жилых кварталов на нечетной стороне Ленинградского проспекта. Увеличившийся пассажиропоток потребовал возведения еще одного вестибюля метро. Так в 1949 году у станции «Сокол» появился западный вестибюль. Он соединен со станцией длинным подземным переходом.
Увы, при реконструкции в 2009 году первоначальный проект Валентины Поликарповой, Виктора Андреева и инженеров-конструкторов Николая Кабанова и Николая Ушакова был сильно изменен: заменены деревянные входные двери, в проеме устроены магазины, а внутри поменялся цвет плитки. Позже прошла еще одна реставрация, и многие утраченные элементы вернулись, хотя и не все. Так, навсегда исчезли бронзовые торшеры с мраморным основанием на лестницах и ромбовидный орнамент из цветного мрамора в галереях.
Сама станция «Сокол» построена по индивидуальному проекту и представляет собой колонную двухпролетную платформу мелкого заложения. Глубина станции всего 10 метров. Ее своды опираются на один ряд расширяющихся кверху колонн и стены тоннеля, образуя с завершением верхней части колонн купола с нишами. В карнизах куполов скрыты светильники. Путевые стены облицованы биробиджанским мрамором. Пол выложен красным и серым гранитом. Подходные коридоры украшены мозаикой из агамзалинского оникса, добываемого на месторождении в Армении, и белого мрамора «коелга», получившего свое название по месту добычи – село Коелга Челябинской области. На колоннах станции напротив схода с лестниц были установлены часы, которые, к сожалению, не сохранились.
Путевые стены станции украшены четырьмя огромными панно из белого мрамора. По первоначальному плану на них должны были быть выбиты строки из сталинской Конституции, повествующие о правах советского гражданина: «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых», «Право на обеспеченную старость». Но задумка так и не была исполнена.
В декабре 1961 года на станции метро «Сокол» впервые в Московском метрополитене была испытана система оборота состава без участия локомотивных бригад. За станцией есть ответвления от главных путей. Они ведут в депо «Сокол», которое обслуживает Замоскворецкую линию. Кроме того, эти ответвления иногда используют для оборота составов. Особенностью главного путепровода также является то, что на пути к «Войковской» после проезда стации «Сокол» он не прямой, а поворачивает направо. Это нетипично для московского метро. Но ввиду недостаточной ширины станции именно так строители были вынуждены расположить служебные пути.
Станция «Сокол» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, после ядерной войны на станции была построена животноводческая ферма. Также станция упоминается в романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» – на «Соколе» находится главный офис организации Светлых.
В настоящее время станция «Сокол» – выявленный объект культурного наследия.
Давайте немного отойдем от метро, буквально на десять шагов, и посмотрим на пожарное депо и каланчу, находящиеся слева от вестибюля метро (если встать к нему лицом).
Пожарное депо с каланчой на «Соколе»
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1927—1928
Адрес:
Ленинградский пр-т, д. 71а
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
А.В. Куровский
Эпоха:
1920-е
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута
Пожарное депо – одна из первых и самых необходимых послереволюционных построек села Всехсвятского, застроенного преимущественно деревянными домами. Еще до революции в 1901 году во Всехсвятском была основана первая пожарная сельская дружина. В 1917 году село вошло в состав Москвы, а в 1920-е годы в нем размещались 22-е отделение милиции и Октябрьское пожарное депо, построенное в 1927–1929 годах. Принадлежащая депо пожарная каланча долгое время была самым высоким зданием в районе. В то время с башни можно было увидеть пожар в радиусе нескольких километров, а сегодня – лишь окна соседних домов. Да и сама каланча лучше видна с противоположной стороны проспекта.
Автор проекта Октябрьского пожарного депо – архитектор Александр Куровский. Построенное в стиле конструктивизма депо включало гараж для автомобилей и пожарную каланчу. По проекту Куровского были возведены и другие аналогичные постройки, например, на шоссе Энтузиастов. Интересно, что противопожарные каланчи в больших городах СССР строились вплоть до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу избыточной. А каланча на Ленинградском проспекте стала последней из таких построек в столице.
В середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является соседствующий с ним Храм Всех Святых. Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма.
Ныне в здании по-прежнему располагается действующая пожарная часть № 19. Но сегодня каланчу уже не используют по назначению, хотя она и вызывает неизменный интерес у прохожих.
Вернемся к вестибюлю метро и обогнем его справа. Сразу за станцией открывается вид на Храм Всех Святых.
Церковь Всех Святых во Всехсвятском
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1733—1736
Адрес:
САО, Ленинградский просп., дом 73а
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
18 век, 19 век
3.42
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута
Сегодня этот храм можно назвать самой старой сохранившейся постройкой села Всехсвятское. Его возвели в 1733–1736 годах на месте более старого каменного храма, заложенного в 1683 году. А еще он тесно связан с зарождением российско-грузинской дружбы, поскольку земли, на которых стоит храм, несколько столетий принадлежали грузинским князьям, принимавшим в своем дворце царствующих особ и развивавшим экономику и культуру Всехсвятского. Архитектура церкви относится к так называемому анненскому барокко – периоду царствования Анны Иоановны – и характеризуется богатым декоративным убранством. Ордерные элементы – пилястры и трехчетвертные колонны – использовались для усиления рельефа стен. Праздничность придавали контрастные цветовые сочетания в их отделке.
Пока велись строительные работы по возведению храма, рядом была устроена «полотняная» церковь во имя Богоявления Господня. Это был временный шатер, в котором можно было проводить службы. Службы в храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году из уважения к владельцам поместья и их культуре велись на грузинском языке. А до начала XX века в храме проводились как русские, так и грузинские церковные обряды. Около храма существовало грузинское кладбище, остатки которого можно увидеть и сегодня. Правда, это уже не само кладбище, а собранные в одном месте надгробные плиты. Среди них – пирамидальное надгробие на могиле князя Ивана Багратиона, отца полководца и героя войны 1812 года Петра Багратиона. Погост просуществовал до 1982 года, пока не попал под ликвидацию, как и многие другие старые кладбища Москвы.
В 1798 году Храм Всех Святых был поновлен, а в 1812 году подвергся разорению наполеоновским войском: французские солдаты устроили в нем стойло для лошадей. Но уже на следующий год храм восстановили и вновь освятили.
В 1846 году в верхней надалтарной части храма по эскизу художника Федора Бруни была создана фреска «Собор Святых Отец». В 1860 году в теплой церкви был сделан позолоченный иконостас. Главный престол освящен в честь праздника Дня Всех Святых. Боковые приделы – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Во второй половине XIX – начале XX века церковь дважды расширялась и перестраивалась (в 1886 году архитектором Александром Петровичем Поповым и в 1902–1903 годах архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским). Свод церкви был полностью перестроен и стал выше почти на четыре метра.
В апреле 1908 года ризница была ограблена, из храма тогда унесли множество вещей, имевших художественную ценность. В 1917 году Храм Всех Святых оказался в черте Москвы. В 1923-м были попытки закрыть церковь и передать соседней фабрике под клуб. Однако церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев. Но в 1939 году храм закрыли, а его пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. После чего внутри здания разместился склад. В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года его вновь освятили.
Во многом открытию храма поспособствовала сподвижница великой княгини Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава детского туберкулезного санатория «Ромашка» Ольга Ивановна Богословская. Она ходила на прием к Калинину, писала всем, включая Сталина и грузинских деятелей культуры, упирая на то, что храм изначально стал центром российско-грузинской дружбы. И в итоге добилась своего, а благодарные прихожане избрали тогда женщину старостой храма. По словам старожилов и служителей церкви, в храме неоднократно бывал Сталин.
В 1960-х годах в храме была возобновлена живопись, в 1979 году вновь стала действующей колокольня. В советское время у храма было очень много прихожан – в 70-х годах прошлого века это был храм с одним из самых больших приходов в городе после кафедрального Елоховского собора.
Во второй половине 2000-х годов в храме проходила реставрация, однако она не сказалась на колокольне, которую часто сравнивают со знаменитой Пизанской башней, поскольку она наклонена на пять градусов. Возможно, это произошло из-за подмыва здания водами речки Таракановки, заключенной в коллектор, что нарушило поземное равновесие, без того хрупкое из-за песчаной основы, да и влияние метрополитена также нельзя исключать.
Выходим с территории храма и идем за него, мимо автобусных остановок, пересекая дорогу. Мы подходим к территории исторического Парка героев Первой мировой войны, более известного как Братское кладбище.
Давайте прогуляемся по нему, изучив стенд с планом, многочисленные памятники, и дойдем до часовенки в противоположном конце парка.
Мемориально-парковый комплекс героев Первой Мировой войны
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута
Городской парк на Новопесчаной улице очень любят местные жители. Здесь большая детская площадка, постоянно слышится детский смех, прямо на дорожки в надежде на угощение выбегают белки. В центре парка разрушается здание бывшего кинотеатра «Ленинград», который был очень популярен в последней четверти ХХ века, а сейчас вызывает ностальгические воспоминания и является предметом тяжб и массовых споров. Кинотеатр был построен в 1959 году по типовому проекту архитекторов Гельмана, Новикова, Покровского и инженера Кривицкого. Облицовка здания красным и белым кирпичом образует сетчатый рисунок, напоминающий орнамент Дворца дожей в Венеции. Но парком этот зеленый массив стал только в советские годы. Ранее здесь располагалось Братское кладбище.
Братское кладбище было открыто 15 февраля 1915 года по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны в 400 метрах от Храма Всех Святых. С 1915 по 1924 год на Братском кладбище было погребено 17 с половиной тысяч российских воинов православного, католического, лютеранского, мусульманского и иных вероисповеданий. Это подданные Франции, Бельгии, Сербии, Чехии, Словакии, Польши и других стран, воевавшие в русской армии; военнопленные Германии, Австрии и Венгрии, скончавшиеся от ран и болезней; юнкера и кадеты, погибшие в октябре-ноябре 1917 года в Москве; жертвы красного террора и военнопленные белогвардейцы, бойцы РККА и красные военные летчики. Наряду с солдатскими захоронениями часть кладбища была выделена под могилы сестер милосердия. Здесь же были расстреляны глава Госсовета Щегловитов и министр внутренних дел Маклаков, которых заставили рыть себе могилы, да и многие другие люди, чьих имен мы уже не узнаем.
История многих захоронений на Братском кладбище печальна и поэтична. Так сегодня здесь восстановлена могила первой из похороненных на этом кладбище сестер милосердия Ольги Иннокентьевны Шишмарёвой. 19-летняя сестра милосердия 1-го Сибирского передового врачебно-госпитального отряда Всероссийского союза городов, дочь Троицко-Савского городского головы была тяжело ранена осколком немецкого снаряда на передовых позициях близ города Опочно во время перемирия в марте 1915 года и умерла от ран в Варшаве 28 марта того же года. На похоронах Ольги на Братском кладбище присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Рядом с могилой Шишмарёвой чудом сохранилась после уничтожения кладбища могила героя Первой мировой войны Сергея Шлихтера. Будучи студентом 2-го курса историко-филологического факультета Императорского Московского университета, с начала Первой мировой он работал в лазарете. 1-го ноября 1914 года в качестве брата милосердия 1-го Сибирского передового отряда Всероссийского союза городов уехал на фронт. Там он пробыл в течение года. Существует легенда, что Сергей Шлихтер незадолго до своей гибели завещал похоронить себя на Братском кладбище рядом со своей фронтовой подругой Ольгой Шишмарёвой. Поэтому могилы Шишмарёвой и Шлихтера расположены всего в паре метров друг от друга.
Надгробие на могиле Сергея было установлено в начале 1920-х годов. Есть версия, что разрушить его не дал отец Сергея – большевистский функционер и соратник Ленина.
Рядом могила еще одной сестры милосердия – девятнадцатилетней Веры Семеновой. Она служила в медико-санитарном отряде и получила смертельное ранение во время германской бомбардировки под городом Ковелем.
В 1932 году кладбище снесли. Центральная его часть была превращена в парк, а в северо-восточной части поставили парники, оставшуюся территорию предполагалось застроить. Однако память осталась. Несмотря на то, что от могильных плит сохранился только памятник Шлихтеру, большая часть погребений в земле не была затронута. Это стало предтечей к тому, чтобы на бывшей территории кладбища периодически стали появляться неофициальные надгробия и кресты. За их установкой стояли активисты движения «Память», отношение к которому всегда было неоднозначным.
Вандалы время от времени совершали акты надругательства над православными крестами, памятниками и плитами, воздвигнутыми на территории Братского кладбища, вскрывали и оскверняли захоронения, выбрасывая человеческие кости из могил. По одной из версий памятники и могилы громили из-за того, что на этом месте некие коммерческие структуры хотели возвести торговый комплекс, аттракционы, увеселительные и игровые заведения.
Однако до недавнего времени Братский некрополь на Соколе был единственным мемориалом героям Первой мировой войны в Москве. Только в 2014 году на Поклонной горе был установлен внушительный монумент, посвященный столетию этой войны. Тогда же Правительство Москвы выполнило работы по приведению в порядок мемориально-паркового комплекса в районе станции метро «Сокол». Были отреставрированы обелиск павшим за свободу и независимость Родины и другие памятные знаки. А еще в конце прошлого века – в 1998 году – на территории парка была построена часовня Спаса Преображения Господня, к которой мы и направляемся.
Для того чтобы найти часовню, нужно пройти по главной аллее парка. Часовня будет видна на небольшом возвышении с правой стороны по ходу движения.
Часовня Спаса Преображения на Братском воинском кладбище
Годы постройки:
1998
Адрес:
ул. Новопесчаная, 12 строение 2
Ближайшие станции метро:
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута
30 апреля 2015 года в мемориально-парковом комплексе состоялась торжественная церемония перезахоронения праха великого князя Николая Николаевича (Младшего) и его супруги Анастасии Николаевны.
Николай Николаевич Романов, командовавший русской армией в начале Первой мировой войны, скончался в эмиграции во Франции, но хотел, чтобы его похоронили на родине, рядом с офицерами и солдатами русской армии. Через несколько десятилетий прах великокняжеской четы был доставлен из Франции в Россию. После отпевания в Донском монастыре останки великокняжеской семьи захоронили на территории мемориала героев – в построенной ранее часовне Спаса Преображения Господня.
Великий князь Николай Николаевич, внук Николая I, верховный главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в начале Первой мировой войны скончался в 1929 году в возрасте 72 лет во Франции. В 1935 году вместе с ним в Каннах была похоронена и его супруга – великая княгиня Анастасия (Стана) Николаевна, дочь короля Черногории, в первом браке княгиня Романовская герцогиня Лейхтенбергская. Во время Первой мировой войны она была сестрой милосердия.
С началом Первой мировой войны император назначил великого князя главнокомандующим русской армией. Под его руководством велись успешные бои с австровенграми, армия заняла Галицию и Буковину. За это он получил от царя Георгиевскую саблю. Русские войска, возглавляемые великим князем, отвлекли немцев от Парижа, и город был спасен. В общей сложности великий князь заслужил более десяти орденов, включая Андрея Первозванного…
В начале XX века Николай Николаевич был одним из немногих в царской семье, кто пытался оказывать политическое влияние на императора. В воспоминаниях современников о нем можно встретить разные высказывания. Например, по мнению одних, русская кавалерия именно благодаря Николаю Николаевичу в тот период стала одной из самых лучших в мире, а сам великий князь был достаточно популярен в армии. Другие отмечают, что в отношениях с подчиненными он был чрезмерно строг и властолюбив. У него даже было прозвище «Лукавый». Так его называла вся кавалерия от генерала до солдата, заимствовав это прозвище из слов молитвы: «...избави нас от лукавого». Императорская чета именовала дядю Николая II «Николаша».
В то же время современные историки сходятся на том, что переоценка великим князем своих способностей привела в итоге к ряду крупных военных ошибок, а попытки отвести от себя соответствующие обвинения повлекли раздувание германофобии и шпиономании, отчасти сыгравшей не последнюю роль в печально известном немецком погроме в мае 1915 года Москве.
В декабре 1916 года состоялось тайное совещание заговорщиков под председательством князя Львова. Предполагалась, что Николай II будет свергнут, а всероссийский престол займет Николай Николаевич, но он отказался от сделанного предложения, заявив, что «мужик» и «солдат» не поймут насильственного переворота. Однако после отречения Николая II великий князь был готов снова стать во главе всей русской армии, а его персону опять рассматривали как одного из основных кандидатов на престол императора. Но Временное правительство отказало великому князю. Тогда он оставил военную деятельность и уехал в крымское имение Дюльбер, принадлежавшее младшему брату Петру Николаевичу. В имении он жил во время событий октябрьского переворота и в период германской оккупации Крыма в 1918 году, ни с кем не общаясь и никого не принимая.
В 1919-м, когда Красная армия подошла к Крыму, Николай Николаевич покинул Россию вместе с императрицей Марией Фёдоровной и другими членами российского Императорского дома. Сначала он уехал в Италию, а затем во Францию, где возглавил Русский общевоинский союз и жил на вилле под фамилией Борисов.
Осмотрев часовню и стоящие рядом памятники, мы выходим из парка, переходим дорогу и поворачиваем направо, на улицу Сальвадора Альенде. Перед нами сквер с богатой историей. Давайте оглядимся.
Старый Сиреневый сад Л.А. Колесникова
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута
После крепостной реформы 1861 года Всехсвятское стало волостным центром. Земли села распродавались и приспосабливались под дачи. В начале XX века одна из дач принадлежала семье селекционера-самоучки Леонида Колесникова, там он занимался выведением новых сортов сирени. Небольшой участок его посадок сирени и сейчас еще можно увидеть на пересечении улицы Сальвадора Альенде и Песчаного переулка. Сад быстро стал популярным – даже в годы войны сюда приходили солдаты перед отправкой на фронт. Ухаживать за сиренью Колесникову помогали друзья, знакомые и пионеры из соседних школ. Бывали здесь Алексей Толстой, Никита Хрущев, Юрий Гагарин.
Леонид Колесников никогда не учился ботанике. В годы Первой мировой войны, а затем и Гражданской он был шофером, водил военную машину. Колеся по фронтовым дорогам, он не раз оказывался на территории разоренных и разграбленных усадеб, где вокруг разрушенных домов в барских парках по-прежнему благоухала сирень. Очарованный необыкновенными цветами, Колесников решил собрать свою коллекцию сирени. Так механик и будущий начальник автобазы на досуге стал селекционером. Он всерьез взялся за изучение редких дореволюционных каталогов, ездил в ботанические сады, питомники, продолжал объезжать заброшенные барские усадьбы в поисках саженцев.
Возделываемый Леонидом Колесниковым возле собственного дома на правом берегу реки Таракановки сиреневый сад быстро увеличивался в размерах, и уже к 1923 году селекционеру удалось создать самую большую в стране коллекцию сирени, включающую сотни различных сортов. Он также часто рассылал черенки и семена выведенных растений, но никогда не брал за это денег. «Красота не продается. Ее можно только дарить», – объяснял Колесников.
В 1952 году селекционер за свою необыкновенную сирень был удостоен Сталинской премии. К тому времени в его саду было уже около 300 различных сортов сирени.
Спустя 12 лет в другом конце Москвы – в Калошино (ныне это район Измайлово) – был создан опытно-показательный питомник, директором которого стал Леонид Колесников. Он передал государству всю выращенную им сирень – около пяти тысяч кустов, которые были перевезены на новое место. Появившийся парк – Сиреневый сад – до сих пор каждую весну привлекает тысячи гостей, которые стекаются, чтобы подивиться этой удивительной красоте и устроить фотосессию на фоне прекрасных соцветий. А сад, который Леонид Колесников заложил в районе метро «Сокол», долгое время пребывал в запустении. Сейчас его возрождают – в 2019 году на улице Сальвадора Альенде в рамках программы «Мой район» благоустроили сквер и высадили в нем кусты сирени.
Посмотрев на сквер, вернемся к парку, но не будем останавливаться, а выйдем на Новопесчаную улицу и у дома № 14 перейдем дорогу. Это финальная точка нашего путешествия – Сквер дивизий Московского народного ополчения. Он же – Каштановый сквер.
Сквер Дивизий Московского Народного Ополчения
Узнать об объекте больше
7
О точке маршрута
Сквер на 2-й Песчаной улице представляет собой широкий бульвар. Он был создан по проекту архитекторов Гриневицкого и Семёновой в 1954 году при массовом жилищном строительстве в районе Песчаных улиц. На центральной аллее были высажены каштаны, саженцы для которых предоставил начальник управления растениеводства ВСХВ Семён Алексеев. У входа на каштановую аллею расположен фонтан, построенный в 1955 году и имеющий в народе несколько названий – «Каменный цветок», «Песчаный» или «Георгиу-Деж» (так по фамилии румынского государственного деятеля Георге Георгиу-Дежа некоторое время называлась эта улица). Фонтан является излюбленным местом для разного рода съемок. Он фигурирует во многих фильмах, сериалах, рекламных роликах и музыкальных клипах.
Интересно, что сама 2-я Песчаная улица – это бывшее русло реки Ходынки, к 1951-му году уже убранной в трубу. К моменту начала строительства жилого комплекса сохранялось лишь ее устье – место впадения в речку Таракановку. Но потребность в развитии городской инфраструктуры принесла в жертву и его – точно на этом месте сейчас и стоит дом, замыкающий 2-ую Песчаную.
Согласно первоначальному проекту, сквер должен был простираться от Новопесчаной улицы до улицы Викторенко и далее сообщаться с парком на Ходынском поле. Проект не был реализован в полной мере, сейчас сквер фактически завершается тупиком и гаражами.
В декабре 2016 года в Мосгордуме было поддержано предложение об установке в сквере на 2-й Песчаной улице памятного знака, посвященного четырем дивизиям московского народного ополчения второй волны формирования. Место обусловлено тем, что неподалеку отсюда, в здании школы № 1249 в Чапаевском переулке 16 октября 1941 года из добровольцев была сформирована 3-я Московская коммунистическая стрелковая дивизия. Спустя два года, сквер, имеющий статус объекта культурного наследия регионального значения, получил нынешнее название – вместо Каштанового он стал называться Сквером дивизий Московского народного ополчения.
На этом мы заканчиваем прогулку, но это не значит, что на Соколе больше нет достопримечательностей. Мы еще встретимся или вы сами найдете много интересного в этих местах. Обязательно!
Поделитесь статьей с друзьями