Раменки: Станция метро «Университет»-МГУ-Церковь Св.Троицы-Киностудия «Мосфильм»

Раменки: Станция метро «Университет»-МГУ-Церковь Св.Троицы-Киностудия «Мосфильм»

51 ч. 28 м.8 км
Название района произошло от слова «раменье», которое означает густой дремучий лес. Современное название — Раменки — район получил от одноимённой деревни. В свою очередь, деревня получила название от реки Раменка, являющейся крупнейшим притоком Сетуни.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Годом основания деревни Раменки считается 1389 год. Главная улица деревни располагалась по прямой линии, перпендикулярно современному Мичуринскому проспекту и в том месте, где в настоящее время улица Раменки соединяется с Мичуринским проспектом. Деревня была некрупной. В 1902 году там проживал всего 441 житель, в основном крестьяне. После революции на территории Раменок располагались колхозы, а впоследствии огородные участки (остатки которых можно было наблюдать в начале 1990-х и даже в 2000-х). В состав Москвы деревня Раменки вошла в 1958 году, и впоследствии деревенские постройки заменялись городскими кварталами.


Станция метро «Университет»

Начнем нашу прогулки со станции метро «Университет». Её открытие состоялось 12 января 1959 года. Свое название она получила по расположенному рядом МГУ им. Ломоносова и была построена для его обслуживания. В 1955 году грянуло печально известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем говорилось, что архитектурные излишества стали массовым явлением и ведут к большому перерасходу средств, и что вся эта дорогостоящая внешняя показная сторона архитектуры не соответствует линии партии и правительства в архитектуре и строительном деле. А линия была простая – километры за счет архитектуры. Так появились универсальные типовые проекты и станции абсолютно без декоративного оформления, единственный способ декорирования – применение различных облицовочных материалов, и без «архитектурных излишеств» – голая конструкция. К таким станциям относится и «Университет».


Главное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

От станции метро начнем движение к Главному зданию Московского государственного университета им. Ломоносова – это основная архитектурная доминанта не только района, но и всего города. Самое масштабное из высотных зданий столицы возвышается на Воробьевых горах с 1953 года. Именно в этом году закончено четырехлетнее строительство Университетского ансамбля по проекту архитекторов Л. Руднева, С. Чернышева, П. Абросимова и А. Хрякова. Главным инженером проекта был В.Н. Насонов. Комплекс включает в себя 30 основных и 20 подсобных корпусов, обсерваторию, ботанический сад, лесопарк, спортивный городок. По площади комплекс занимает около 167 га. Главный корпус МГУ или ГЗ (как называют его студенты и преподаватели) широким фронтом обращен к центру Москвы. Четкий силуэт виден с самых далеких расстояний. Главный корпус, увенчанный шпилем со звездой, гигантскими уступами поднимается на высоту 235,7 м. Самая высокая часть здания поднимается на 36 этажей.


Церковь во имя св. Троицы. Деревянная церковь св. Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах

Обойдем Главное здание Университета и по Университетской площади выйдем на смотровую площадку Воробьевых гор. Слева находится небольшая Церковь во имя св. Троицы. Деревянная церковь св. Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах впервые упоминается в середине XV века в завещании великой княгини Софьи Витовтовны (жены Василия I и матери Василия II) – владелицы дворцового села Воробьёва. Вплоть до начала XIX века неподалёку существовал Воробьёвский дворец – загородная летняя резиденция московских великих князей, русских царей и императоров. Деревянный Троицкий храм много раз перестраивался и возводился заново, пока в начале XIX века не было начато строительство каменной церкви, в целом завершённое в 1811 году. Сельская Троицкая церковь на Воробьёвых горах вошла в историю Отечественной войны 1812 года. Накануне решающего совета в Филях М.И. Кутузов был в Воробьёве и молился в местном храме. Попал на Воробьёвы горы и Наполеон: по преданию, император Франции любовался отсюда видом Москвы при отступлении. При этом в дни французской оккупации Москвы Троицкая церковь в Воробьёве не пострадала, не была ограблена и не горела, её убранство осталось в целости. В 1813 – 1814 гг. были освящены приделы храма, которые не успели отделать и убрать иконами до начала войны. Несчастье обошло стороной церковь св. Троицы на Воробьёвых горах и в ХХ веке: советская власть не тронула её.


Киностудия «Мосфильм»

От смотровой площадки прогуляемся вдоль проспекта Косыгина в сторону увеличения нумерации. У яблоневого сада А. Довженко располагается обширная территория Киностудии «Мосфильм». Это ведущее предприятие киноиндустрии России, на котором осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. Производственная мощность студии — более ста картин в год. «Мосфильм» производит, прокатывает и реализует кино-теле- и видеопродукцию, а также оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства.


Церковь Троицы

Пройдем по Мосфильмовской улице, где с правой стороны в глубине жилой застройки по адресу Мосфильмовская ул., 18А расположился прекрасный белоснежный Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Село Голенищево, известное с 1406 года, в истории России прославилось как резиденция святого Киприана, митрополита Московского и Киевского, на рубеже XIV–XV веков. Однако впервые церковь здесь упомянута только в 1474 году и с другим названием – во имя святого Иоанна Богослова. А в XVII веке она уже фигурирует как деревянный храм во имя Троицы Живоначальной – в результате и село стало называться Троицким-Голенищевым. К 1644 году появилась каменная шатровая церковь, к которой через некоторое время пристроены колокольня, трапезная и приделы в честь мученика Агапия и митрополита Ионы. Возведение проводилось «каменных дел подмастерьем» Ларионом Ушаковым по проекту зодчего Антипы Константинова, который ранее создал Теремной дворец в Кремле. Церковь в Троицком-Голенищеве была возведена в последнее десятилетие строительства шатровых храмов в России – в 1653 году патриархом Никоном такая форма церковной архитектуры оказалась запрещена. Ближайшим аналогом Троицкого храма считается церковь Покрова в Медведкове.


Автор статьи: Гид района
Распечатать статью

Точки маршрута

Станция метро «Университет»

Годы постройки

1959

Стиль

Типовой проект

Адрес

проспект Вернадского

Ближайшие станция метро

Университет

Архитекторы

Л.В. ЛильеВ.А. ЛитвиновМ.Ф. МарковскийИ.Г. ТарановН.А. БыковаЮ.А. ЧерепановВ.В. Добраковский

Назначение постройки

Метро

Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Станция метро «Университет»
1
Начнем нашу прогулки со станции метро «Университет». Её открытие состоялось 12 января 1959 года. Свое название она получила по расположенному рядом МГУ им. Ломоносова и была построена для его обслуживания. В 1955 году грянуло печально известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем говорилось, что архитектурные излишества стали массовым явлением и ведут к большому перерасходу средств, и что вся эта дорогостоящая внешняя показная сторона архитектуры не соответствует линии партии и правительства в архитектуре и строительном деле. А линия была простая – километры за счет архитектуры. Так появились универсальные типовые проекты и станции абсолютно без декоративного оформления, единственный способ декорирования – применение различных облицовочных материалов, и без «архитектурных излишеств» – голая конструкция. К таким станциям относится и «Университет». Это пилонная станция глубокого заложения. Белый свод опирается на массивные кубические пилоны, облицованные светлым мрамором. Путевые стены оформлены керамической плиткой: низ – черной, верх – белой. Пол покрыт мозаикой из гранита серого и розового оттенков. Станция оставляет ощущение спокойствия и безмятежности. Наземные павильоны выполнены в форме ротонды и стоят по разные стороны проспекта Вернадского. Это два сооружения с плоской крышей и широким карнизом, который поддерживают ряд сдвоенных колонн, опоясывающий вестибюль. Стены его имеют обширное остекление. «Университет» использовалась как съемочная площадка для финальной сцены фильма Г. Данелия «Я шагаю по Москве». Интересно, что в фильме есть сцена, где герои расходятся и садятся в поезда, отправляющиеся в разные стороны. Но это было просто невозможно! В то время станция «Университет» была конечной, и в кадр даже попала табличка с надписью «Посадки нет». А также это станция – одна из двух в московском метро, на которой находится бюро находок московского метрополитена. Если вы что-то забыли или потеряли в вагоне метро, вам непременно нужно туда обратиться. Может быть вы снова станете счастливым обладателем своего сокровища, если, конечно, его никто не присвоил себе. Архитекторы станционного зала – В.А. Литивинов, М.Ф. Марковский, Л.В. Лилье, В.В. Добраковский. Архитекторы вестибюлей — Н.А. Быкова, И.Г. Таранов при участии Ю.А. Черепанова.
Next step
От станции метро начнем движение к Главному зданию Московского государственного университета им. Ломоносова – это основная архитектурная доминанта не только района, но и всего города.

Главное здание МГУ

Годы постройки

1949-1953

Стиль

Сталинский ампир

Адрес

Ленинские горы, 1

Ближайшие станция метро

Ломоносовский проспектУниверситет

Архитекторы

Л.В. Руднев

Назначение постройки

Учебное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
4.4
Главное здание МГУ
2
Самое масштабное из высотных зданий столицы возвышается на Воробьевых горах с 1953 года. Именно в этом году закончено четырехлетнее строительство Университетского ансамбля по проекту архитекторов Л. Руднева, С. Чернышева, П. Абросимова и А. Хрякова. Главным инженером проекта был В.Н. Насонов. Комплекс включает в себя 30 основных и 20 подсобных корпусов, обсерваторию, ботанический сад, лесопарк, спортивный городок. По площади комплекс занимает около 167 га. Главный корпус МГУ или ГЗ (как называют его студенты и преподаватели) широким фронтом обращен к центру Москвы. Четкий силуэт виден с самых далеких расстояний. Главный корпус, увенчанный шпилем со звездой, гигантскими уступами поднимается на высоту 235,7 м. Самая высокая часть здания поднимается на 36 этажей. При строительстве МГУ была разработана принципиально новая несущая система. Разработчиком системы был выдающийся ученый конструктор Н.В. Никитин (создатель Останкинской телебашни). Здание МГУ стоит на коробчатом фундаменте, как бы «плавающем» в грунте и обеспечивающим равномерную осадку здания. Так же были разработаны оригинальные детали стального каркаса. Здание МГУ по тем временам было самым высоким зданием в Европе. От Главного здания расходятся 18- и 9-этажные крылья общежитий, образуя дворы-курдонеры. В общежитиях живут студенты и аспиранты, в угловых башнях находятся квартиры для преподавателей университета. В центральной части основного объема размещены два факультета, актовый зал на 1300 мест, научная библиотека, музей. В здании установлены скоростные лифты на 20 человек. Остальные факультеты занимают корпуса, расположенные вблизи Главного здания. Построенные одновременно с центральным корпусом, они составляют единый ансамбль научного городка. На башнях установлены гигантские циферблаты часов, барометра и термометра, контрастно выделяющиеся на светлой облицовке здания. Для отделки здания впервые применили облицовочные панели заводского изготовления. С южной стороны здания расположен парадный двор с фонтанами и цветочными клумбами. Здесь в 1953 году был установлен памятник М.В. Ломоносову работы скульптора Н. Томского. В художественном оформлении Университетского ансамбля принимали участие заслуженные советские художники и скульпторы: Н.В. Томский, С.Т. Коненков, М.К. Аникушин, Е.В. Вучетич, П.Д. Корин, И.М. Тоидзе и другие. Здание МГУ на Воробьевых горах было и остается символом не только Московского университета, но и всего российского образования.
Next step
Обойдем Главное здание Университета и по Университетской площади выйдем на смотровую площадку Воробьевых гор. Слева находится небольшая Церковь во имя св. Троицы.

Церковь Троицы на Воробьевых горах

Годы постройки

1811–1813

Стиль

Классицизм

Адрес

ЗАО, Косыгина ул., дом 30, строение 1

Ближайшие станция метро

Воробьевы горы

Узнать об объекте больше
star-icon
3.6
Церковь Троицы на Воробьевых горах
3
. Деревянная церковь св. Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах впервые упоминается в середине XV века в завещании великой княгини Софьи Витовтовны (жены Василия I и матери Василия II) – владелицы дворцового села Воробьёва. Вплоть до начала XIX века неподалёку существовал Воробьёвский дворец – загородная летняя резиденция московских великих князей, русских царей и императоров. Деревянный Троицкий храм много раз перестраивался и возводился заново, пока в начале XIX века не было начато строительство каменной церкви, в целом завершённое в 1811 году. Сельская Троицкая церковь на Воробьёвых горах вошла в историю Отечественной войны 1812 года. Накануне решающего совета в Филях М.И. Кутузов был в Воробьёве и молился в местном храме. Попал на Воробьёвы горы и Наполеон: по преданию, император Франции любовался отсюда видом Москвы при отступлении. При этом в дни французской оккупации Москвы Троицкая церковь в Воробьёве не пострадала, не была ограблена и не горела, её убранство осталось в целости. В 1813 – 1814 гг. были освящены приделы храма, которые не успели отделать и убрать иконами до начала войны. Несчастье обошло стороной церковь св. Троицы на Воробьёвых горах и в ХХ веке: советская власть не тронула её. Несмотря на то, что в 1917 г. по соседству находилась одна из опорных точек большевиков, откуда вёлся артиллерийский обстрел Кремля, храм не пострадал. Не был он закрыт и в дальнейшем, в годы борьбы с религией и во время строительства рядом нового корпуса МГУ. Даже колокольный звон здесь продолжался, что в советскую эпоху было и вовсе редкостью. Сохранились редкие иконы XVII – XIX вв. Сегодня мы можем видеть храм практически таким же, каким его видел М.И. Кутузов, молясь перед отступлением из Москвы.
Next step
От смотровой площадки прогуляемся вдоль проспекта Косыгина в сторону увеличения нумерации. У яблоневого сада А. Довженко располагается обширная территория Киностудии «Мосфильм».

Киностудия «Мосфильм»

Годы постройки

1930

Стиль

Конструктивизм

Ближайшие станция метро

Ломоносовский проспект

Назначение постройки

Иное

Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Киностудия «Мосфильм»
4
Это ведущее предприятие киноиндустрии России, на котором осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. Производственная мощность студии — более ста картин в год. «Мосфильм» производит, прокатывает и реализует кино-теле- и видеопродукцию, а также оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства. История «Мосфильма» начинается 30 января 1924 года – в день, когда на экраны вышел фильм «На крыльях ввысь» (реж. Б. Михин). В это время киноателье располагалось на Житной улице. После выхода на экраны таких фильмов, как «Стачка» и «Броненосец «Потемкин», популярность кинематографа резко возросла, и соответственно увеличился объем кинопроизводства. На Житной улице для этого не хватало ни площадей, ни аппаратуры. Порой в одном ателье снималось одновременно несколько картин, поэтому в 1927 году было принято решение о строительстве нового масштабного комплекса, в котором были бы собраны и размещены все киноцеха. 20 ноября 1927 года на Ленинских горах состоялась закладка новой кинофабрики. Ее проект был разработан архитекторами и инженерами Совкино. Первая очередь строительства комплекса, который газеты практически сразу окрестили гигантом советской киноиндустрии, была запущена 9 февраля 1931 года. В 1932 году здесь уже начались съемки. Одно из первых зданий студии на Воробьевых горах – Главный корпус (1930 год) – построено в стиле конструктивизма. Архитекторы-конструктивисты делали акцент на функциональности и «геометрии» строений. Здание Главного корпуса, например, должно было напоминать самолет. Его центральная часть задумывалась как кабина пилота (именно в ней, к слову, находится кабинет директора). Второй и третий павильоны представляли собой крылья, а первый и четвертый – фюзеляж самолета. В его хвостовой части помещались актерские комнаты и монтажный корпус. Середина 50-х и начало 60-х стали эпохой открытия новых режиссерских талантов. В эти годы Григорий Чухрай покорил зрителей фильмами «Сорок первый» и «Баллада о солдате», Сергей Бондарчук на первом Московском кинофестивале получил награду за фильм «Судьба человека», «Летят журавли» Михаила Калатозова были удостоены Золотой пальмовой ветви на XI Международном кинофестивале в Канне, Эльдар Рязанов стал популярен после фильмов «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», Георгий Данелия и Игорь Таланкин выпустили свою первую картину «Сережа». 60-е годы привнесли еще больше новых режиссерских имен: Тарковский снял «Иваново детство» и по новому посмотрел на русскую историю в «Андрее Рублеве», Андрон Михалков-Кончаловский обратился к внутренним проблемам русской деревни в «Асином счастье», Элем Климов выпустил блистательную картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», Марлен Хуциев снял ставший хрестоматийном «Июльский дождь», Владимир Мотыль практически создал новый жанр отечественного «истерна» фильмом «Белое солнце пустыни», Леонид Гайдай покорил миллионы зрителей знаменитыми комедиями «Кавказская пленница» и «Операция «Ы», а Сергей Бондарчук - эпопеей «Война и мир» - одной из самых сложных в постановочном отношении картин в мировом киноискусстве. В эти годы на студии работали Александр Алов и Владимир Наумов, Лариса Шепитько, Владимир Басов, Юрий Озеров, Александр Митта, Ролан Быков и многие другие. Одновременно с молодыми режиссерами продолжали успешно работать мастера старшего поколения - Михаил Ромм снял «Девять дней одного года», Александр Зархи - «Высоту». В 60-е годы на «Мосфильме» было создано первое в стране телевизионное объединение, где появилось ставшее популярным многосерийное кино. Именно здесь в в 60-80 годы снимались многие известные телефильмы , такие как «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина. В 70-е годы Мосфильм был прославлен картинами «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова и многие другие. Каждое последующее десятилетие на студии появлялись новые замечательные картины - «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Мы из джаза» и «Курьер» Карена Шахназарова, «Чучело» Ролана Быкова, «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. В сложное перестроечное время студия смогла пережить хаос и всеобщую разруху, здесь все так же продолжали снимать фильмы, самые значительные из которых «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, «Звезда» Николая Лебедева и др.
Next step
Пройдем по Мосфильмовской улице, где с правой стороны в глубине жилой застройки по адресу Мосфильмовская ул., 18А расположился прекрасный белоснежный Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.

Церковь Троицы

Годы постройки

1644–1645

Стиль

Древнерусское зодчество

Адрес

ЗАО, Мосфильмовская ул., дом 18А

Ближайшие станция метро

МинскаяРаменки

Узнать об объекте больше
star-icon
3.1
Церковь Троицы
5
Село Голенищево, известное с 1406 года, в истории России прославилось как резиденция святого Киприана, митрополита Московского и Киевского, на рубеже XIV–XV веков. Однако впервые церковь здесь упомянута только в 1474 году и с другим названием – во имя святого Иоанна Богослова. А в XVII веке она уже фигурирует как деревянный храм во имя Троицы Живоначальной – в результате и село стало называться Троицким-Голенищевым. К 1644 году появилась каменная шатровая церковь, к которой через некоторое время пристроены колокольня, трапезная и приделы в честь мученика Агапия и митрополита Ионы. Возведение проводилось «каменных дел подмастерьем» Ларионом Ушаковым по проекту зодчего Антипы Константинова, который ранее создал Теремной дворец в Кремле. Церковь в Троицком-Голенищеве была возведена в последнее десятилетие строительства шатровых храмов в России – в 1653 году патриархом Никоном такая форма церковной архитектуры оказалась запрещена. Ближайшим аналогом Троицкого храма считается церковь Покрова в Медведкове. Мощный центральный восьмигранный шатер окружен двумя шатрами поменьше, венчающими приделы, причем если центральный шатер гладкий, то придельные шатры украшены рядами ложных окошек-слухов. Четверик основного объема завершается килевидными кокошниками, основной объем с запада и с юга окружен галереей. Изначальная шатровая колокольня в 1860 году оказалась перестроена и сдвинута на северо-запад, тогда же расширена трапезная. Святитель Московский митрополит Иона именно здесь исцелил боярина Василия Кутузова, что нашло своё отражение в одном из клейм местной иконы святого в этой церкви. Отсюда и двойное наименование фамилии Михаила Илларионовича – Голенищев-Кутузов. Каменный Троицкий храм за свою историю дважды серьезно пострадал. Во время Отечественной войны 1812 года французские войска устроили в нем конюшню, а затем здание охватил пожар, которым была уничтожена большая часть икон. Во второй раз через серьезные испытания храму пришлось пройти после 1939 года, когда он был закрыт по решению местных властей. Тогда же его иконостас был использован режиссером Сергеем Эйзенштейном в киноленте «Иван Грозный», дальнейшая его судьба остается неизвестной. В здании разместился склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики Управления специальных предприятий, затем он перешел в ведение Гостелерадио СССР. Впервые богослужение в стенах храма состоялось на Рождество Христово 1991 года. Вскоре все здание было передано общине верующих и отреставрировано.
Next step
На этом наша прогулка по району Раменки завершена !

Связано с маршрутом (1)

Главное здание МГУ
icon
Главный символ российского образования.
Ленинские горы, 1
Ломоносовский проспектУниверситет
star-icon
4.4
audioGuideОткрыть аудиогид