Удивительно, как функции некоторых московских домов видоизменяются, но все же сохраняются через десятилетия. Дом № 19/38, строение 1 по Плотникову переулку имеет длинное историческое название: «Первое Городское Анастасьинское училище рукоделия (Городская рукодельная школа имени великой княжны Анастасии Николаевны)». Это была благотворительная школа для девочек, ее назвали в честь младшей дочери Николая II. Сейчас там – детский сад. То есть образовательно-подготовительное «направление» дома сохранилось.
Школа была построена в 1908 году по заказу В.О. Гаркави и А.И. Угримова. Автор проекта – гражданский инженер А.Н. Зелингсон (1867-1919) – известный архитектор, работавший в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Эти направления были наиболее популярны и востребованы тогда в застройке города.
Назначение здания сказалось на его оформлении: на лепнине у входа сидят пчелы, под крышей можно разглядеть двух девиц у швейной машинки, а под самым коньком мы видим сову, которая словно бы венчает здание.
Если связь пчел и девушек с трудолюбием очевидна, то вот причина появления совы на рукодельной школе вызывает вопросы. А связь есть. Краеведы обратили внимание на то, что сова считается птицей богини Афины. А как известно, Афина – не только богиня-стратег и воительница, но и ткачиха, покровительница рукоделия.
Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду и одежду Геры, а также обучила феакиянок ткацкому искусству. Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры.
Здание расположено в глубине квартала. Главный фасад решен в неоклассическом стиле, имеет несимметричную двухчастную композицию, где использованы рустовка натуральным камнем, пилястры и рельефы. Левая часть фасада оформлена плоским ризалитом с фронтоном. Центральную украшает фронтон с лепным декором. За свою историю дом претерпевал перестройки. От первоначального объемно-пространственного решения интерьеров сохранилось помещение, перекрытое коробовым сводом.
Здание Анастасьинской рукодельной школы в Плотниковом переулке – выявленный объект культурного наследия.
Продолжая исторические аналогии, можно сказать, что здание школы находится в переулке, имеющем «ремесленные корни». Имя Плотникова переулка напоминает о располагавшейся в этой местности Плотницкой (Плотничьей) слободе XVII века.
The school was built in 1908 upon V.O.Garkavi's and A.I.Ugrimov's commission. The building was designed by civil engineer A.N.Zelingson (1867–1919), a prominent architect known by his designs in neoclassical style with some Art Nouveau elements. Those were the most popular and desired architectural styles of that time.
The building's purpose affected its decor: we can see stucco bees on the entrance moldings, two girls with a sewing machine right beneath the roof, and an owl right under the gable — the bird seems to guard the entire building.
While the bees and girls apparently symbolize hard work, the reason for an owl sitting on top of a needlework school is not so obvious. But there is one. Historians note that owl was traditionally associated with goddess Athena. It is commonly known that Athena was not only a warrior goddess, but also a weaver and patroness of needlework.
Homer mentioned that Athena made her own and Hera's garments herself. She also taught Phaeacians weaving. According to Hesiod, Athena also made a dress for Pandora.
The building is located in the mid block. The main facade's style is neoclassical, with two asymmetric parts decorated with natural stone rustication, pilasters and reliefs. The facade's left side part has a flat risalit and a pediment. The central part has a pediment with lavish stucco decor.
Throughout its history, the building underwent several reconstructions. Of its original mass and layout interior design only one room with basket vaulted ceiling has survived.
The Anastasyinskaya Needlework School building in the Plotnikov Lane is a newly identified cultural heritage site.
Sticking to historical analogies, it would be fair to say that the school building is located on the lane related to crafts. The lane's very name reminds us of the Plotnitskaya (carpenter) sloboda that used to be there in the 17th century. Slobodas were suburban settlements right behind the city wall. Usually, a sloboda residents were involved in one of the crafts after which their sloboda was named).
Yevgenia Tvardovskaya










%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)




.jpg&w=1920&q=75)


