Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Городская усадьба Шувалова-Голицыных

Дом этот почти не изменился с конца XVIII века.

Городская усадьба Шувалова-Голицыных
Городская усадьба Шувалова-Голицыных
Покровка ул., дом 38А
Дом этот почти не изменился с конца XVIII века.
3.02
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1780
Архитекторы:
И.И. Шувалов
Эпоха:
18th century
Информация о здании

Этот дом включен в альбомы партикулярных строений М. Ф. Казакова и является одним из самых значительных зданий Москвы, построенных в период раннего классицизма.

Дом выстроен около 1780 года Иваном Ивановичем Шуваловым, известным фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, покинувшим двор при воцарении Екатерины II и вернувшимся из чужих краев лишь в конце 70-х годов. Из-за своей приверженности императору Петру III он решил, как большинство опальных и старых вельмож, поселиться в Москве. Неизвестный, но искусный архитектор, по преданию итальянец, составил план дома, который был построен на купленном тогда же Шуваловым участке земли.

Двухэтажный с двусветной ротондой посередине – так смотрелся дом с улицы, а со двора он был в четыре этажа сложной конфигурации из-за антресолей и полуэтажей. На обширном дворе было три каменных флигеля, конюшни, амбар, сараи и довольно большой сад. Фасад дома с характерными для допожарной Москвы вертикальными нишами, обрамляющими окна второго парадного этажа. Центр фасада, завершенного нераскрепованным строгим карнизом, выделен лишь сандриками над пятью оконными проемами. Парадный вход был устроен со двора, где из сеней по крутой парадной лестнице можно было попасть в парадную анфиладу, тожественно отделанную и наполненную произведениями искусства собранными не одним поколением. Там были шедевры иностранных мастеров, портреты императора Петра Великого и благодетельницы Елизаветы Петровны, бюст Екатерины работы скульптора Шубина.

Но Шувалов в своем доме так и не поселился: Екатерина вернула ему свое благоволение, сделала обер-камергером, и остаток своих дней он прожил в Петербурге, где умер в 1797 году. Свой московский дом он подарил племяннику, сыну сестры, князю Федору Николаевичу Голицыну, куратору Московского университета. Эту ветвь князей Голицыных, чтобы не запутаться, современники именовали «Голицины с Покровки». Их главным подмосковным имением было «Петрово-Дальнее». Семья владела домом до 1917 года.

В 1812 году дом не горел, и в нем, по преданию, жил один из наполеоновских маршалов. Во дворе прямо против большого дома был длинный узкий флигель, а с правой стороны – другой, на улицу. Два этих флигеля когда-то занимались дворовыми, кухней и главноуправляющим, но с начала 80-х годов сдавались под контору американской компании швейных машин "Зингер".

Еще на том обширном дворе стоял старинный амбар с закромами, в которые до проведения железной дороги ссыпались привозимые из имений мука, овес, крупа и складывалась мороженая живность. Позднее в амбаре хранилась старая мебель и разная рухлядь, часть же сдавалась.

В этом доме родился и вырос гражданский губернатор Москвы, а затем московский городской голова, князь Владимир Михайлович Голицын. Несколько первых лет жизни здесь провел его внук автор «Записок уцелевшего» князь Сергей Михайлович Голицын.

В 1887 году семье уже не по карману было содержать такой дом. На семейном совете было решено перестроить первый этаж под магазины, а второй сдать гимназии Л. Н. Валицкой. Сами стали на зиму снимать разные квартиры.

В 1910-х годах вместо правого флигеля решили построить большой доходный дом по проекту архитектора Ф. Л. Контрима, что и было осуществлено в 1914 году.

В 1917 году Голицыны были лишены своего имущества и уехали жить в Богородицк. Вернулись в Москву они после 1924 года.

Этот дом включен в альбомы партикулярных строений М. Ф. Казакова и является одним из самых значительных зданий Москвы, построенных в период раннего классицизма.

Дом выстроен около 1780 года Иваном Ивановичем Шуваловым, известным фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, покинувшим двор при воцарении Екатерины II и вернувшимся из чужих краев лишь в конце 70-х годов. Из-за своей приверженности императору Петру III он решил, как большинство опальных и старых вельмож, поселиться в Москве. Неизвестный, но искусный архитектор, по преданию итальянец, составил план дома, который был построен на купленном тогда же Шуваловым участке земли.

Двухэтажный с двусветной ротондой посередине – так смотрелся дом с улицы, а со двора он был в четыре этажа сложной конфигурации из-за антресолей и полуэтажей. На обширном дворе было три каменных флигеля, конюшни, амбар, сараи и довольно большой сад. Фасад дома с характерными для допожарной Москвы вертикальными нишами, обрамляющими окна второго парадного этажа. Центр фасада, завершенного нераскрепованным строгим карнизом, выделен лишь сандриками над пятью оконными проемами. Парадный вход был устроен со двора, где из сеней по крутой парадной лестнице можно было попасть в парадную анфиладу, тожественно отделанную и наполненную произведениями искусства собранными не одним поколением. Там были шедевры иностранных мастеров, портреты императора Петра Великого и благодетельницы Елизаветы Петровны, бюст Екатерины работы скульптора Шубина.

Но Шувалов в своем доме так и не поселился: Екатерина вернула ему свое благоволение, сделала обер-камергером, и остаток своих дней он прожил в Петербурге, где умер в 1797 году. Свой московский дом он подарил племяннику, сыну сестры, князю Федору Николаевичу Голицыну, куратору Московского университета. Эту ветвь князей Голицыных, чтобы не запутаться, современники именовали «Голицины с Покровки». Их главным подмосковным имением было «Петрово-Дальнее». Семья владела домом до 1917 года.

В 1812 году дом не горел, и в нем, по преданию, жил один из наполеоновских маршалов. Во дворе прямо против большого дома был длинный узкий флигель, а с правой стороны – другой, на улицу. Два этих флигеля когда-то занимались дворовыми, кухней и главноуправляющим, но с начала 80-х годов сдавались под контору американской компании швейных машин "Зингер".

Еще на том обширном дворе стоял старинный амбар с закромами, в которые до проведения железной дороги ссыпались привозимые из имений мука, овес, крупа и складывалась мороженая живность. Позднее в амбаре хранилась старая мебель и разная рухлядь, часть же сдавалась.

В этом доме родился и вырос гражданский губернатор Москвы, а затем московский городской голова, князь Владимир Михайлович Голицын. Несколько первых лет жизни здесь провел его внук автор «Записок уцелевшего» князь Сергей Михайлович Голицын.

В 1887 году семье уже не по карману было содержать такой дом. На семейном совете было решено перестроить первый этаж под магазины, а второй сдать гимназии Л. Н. Валицкой. Сами стали на зиму снимать разные квартиры.

В 1910-х годах вместо правого флигеля решили построить большой доходный дом по проекту архитектора Ф. Л. Контрима, что и было осуществлено в 1914 году.

В 1917 году Голицыны были лишены своего имущества и уехали жить в Богородицк. Вернулись в Москву они после 1924 года.

Автор статьи: Ирина Левина
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(8)
Памятник С.А. ЧаплыгинуПамятник рядом с музеем-квартирой С. А. Чаплыгина.
Пересечение Б. Харитоньевский пер. с Малым.
Chistye_prudy
A. M. Vasnetsov Museum-apartmentThe memorial museum-apartment of the academician of painting A. M. Vasnetsov is a department of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association. It is located in Moscow, in Furmanny Lane, 6, in apartment №21–22, on the third floor of a four-story building. The house was built in the early twentieth century. From 1903 to 1933, a great Russian artist, Moscow historian A. M. Vasnetsov, who made a significant contribution to the history of the city and Russian art, lived, worked and died in this house. The formation of the museum and its collection took place over many years: from the moment the idea of organizing the museum in 1956 to its full implementation in 1997 began. In 1956, it was 100 years since the birth of Apollinaris Mikhailovich Vasnetsov. The Moscow public petitioned the RSFSR Ministry of Culture to re-create its home workshop. On December 13, 1957, the Decision of the Moscow City Executive Committee "On the reconstruction of the artist's memorial workshop" was made. The city authorities have provided enormous assistance in resolving this issue. In 1960, thanks to the efforts of the artist's son Vsevolod Apollinrievich and his wife Ekaterina Konstantinovna Vasnetsov, a memorial workshop was opened to the public, in which the artist had been working for the past 15 years. In 1965, the Vasnetsovs transferred the large rooms to the museum exposition, while they themselves moved into the small ones. In 1986, by order of the USSR Ministry of Culture, the museum of A. M. Vasnetsov became part of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association.The artist’s son and daughter-in-law decided to bequeath a collection of paintings, graphics, artistic furniture, a family archive, a library and household items of the late nineteenth and early twentieth centuries to the state after his death. In 1997, under the will of E.K. Vasnetsova, all her property and apartment became the property of the State Tretyakov Gallery. Currently, the collection of the museum has about 8,5 thousand items. In 2003, a new exposition of the museum was opened, which introduces visitors to the home workshop, the memorial furnishings of the late nineteenth and early twentieth centuries, as well as the multi-faceted artistic work of Apollinarii Vasnetsov.
Moscow, Furmanny lane, 6
Chistye_prudy
тайный советник, камергер, князь