17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани.
Движение по участку от Москвы до Коломны открылось 20 июля 1862 года, до Рязани поезда пошли в 1865 году. Казанский вокзал строился на Каланчёвской площади одновременно с Ярославским вокзалом. Автором его проекта был архитектор М.Левестам, проектировавший и Ярославский вокзал. Дорабатывал проект Казанского вокзала архитектор Р.И. Кузьмин.
Главное здание вокзала было «берегового» типа – размещалось не в конце путей, а сбоку, параллельно им. Вокзал имел общую кровлю с дебаркадером над путями и платформами. В центре здания находилась башня с часами и шатровой крышей.
В 1890 – 1894 году Общество Московско-Рязанской железной дороги продлевает её до Казани, а не до Саратова, как было решено раньше. Вокзал получает название Казанского.
В 1911 году был объявлен конкурс на постройку нового вокзала, на котором были представлены три проекта – архитекторов А.В. Щусева и Ф. О. Шехтеля и художника Е. Н. Фелейзена.
Поразительно, но Щусев и Шехтель решили основную идею Казанского вокзала совершенно одинаково – как композицию из многих строений разного объёма и этажности, построенных в стиле русской национальной архитектуры, с высокой башней в центре.
Вокзал являлся грандиозным сооружением, выходившим тремя фасадами на Каланчёвскую площадь, Рязанский проезд и Новорязанскую улицу. Строительство его пришлось на сложные для России годы войн и революций. Временами работы останавливались из-за отсутствия рабочих рук. Щусев лично руководил строительством, его мастерская располагалась в недостроенном здании вокзала.
Главной доминантой вокзала является башня высотой 73 метра, аналогичная башне Сююмбике Казанского Кремля. Башня увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани. Слева от главной башни находится невысокая башня с часами, на циферблате которых изображены знаки Зодиака.
За часовой башней, параллельно Рязанскому проезду находились тёплый перрон - сейчас зал ожидания, и ресторан - ныне зал повышенной комфортности. Интерьер ресторана был оформлен в стиле дворцов русского барокко XVIII века - в нём Щусев использовал монументальную живопись, выполненную по эскизам художника Е.Лансере.
Основные работы по строительству вокзала завершились в 1926 году, однако, достройки продолжались до 1950-х годов, а комплекс Царской башни был закончен к концу 1980-х годов.
Emperor Alexander II approved the establishment of the Company for the construction of the Saratov railway on July 17, 1859. Soon, however, the Company has decided to limit the construction of the road only to Ryazan.
Emperor Alexander II approved the establishment of the Company for the construction of the Saratov railway on July 17, 1859. Soon, however, the Company has decided to limit the construction of the road only to Ryazan.
The railroad traffic between Moscow and Kolomna opened on July 20, 1862; trains started running to Ryazan in 1865. Kazansky railway station built on Kalanchevskaya square simultaneously with the Yaroslavl Station. Architect M.Levestam was also the author of Yaroslavl Station’s design as well as Kazan station. Architect RI Kuzmin finished the project of Kazan station.
The main building of the station was of the "shore" type - located not at the end of the paths, but on the side, parallel to it. Station had a common roof with landing-stage on the ways and platforms. Clock tower and a hipped roof located in the center of the building.
In 1890 - 1894, the Society of the Moscow-Ryazan railway extends it to Kazan, not to Saratov, as decided earlier. Station receives the name of Kazan.
In 1911, a competition was announced for the construction of a new station, which were presented to three projects - architects A. Schusev and F. Shekhtel and artist EN Feleyzen.
Amazingly, Schusev and Shekhtel designed the basic idea of the Kazan railway station the same way - as the composition of the many buildings of different volume and number of storeys, built in the style of Russian national architecture, with a high tower in the center.
Station was a grand structure, fronted Kalanchevskaya square, Ryazansky Passage and Novoryazanskaya street with three facades. Its construction fell on the difficult years of Russian wars and revolutions. Work stopped from time to time remporary due to lack of labor. Schusev personally supervised the construction. His studio located in an unfinished station building.
The tower similar to Syuyumbike tower of the Kazan Kremlin, 73 meters high dominate the station. The tower is topped with a figure of a snake Zilant - an ancient symbol of Kazan. Low clock tower on the dial that shows the signs of the zodiac on the clock, located to the left of the main tower is.
Behind the clock tower, in parallel Ryazan travel were warm platform - now waiting room, and restaurant - now enhanced comfort room. The restaurant's interior was designed in the style of Russian baroque palaces of the XVIII century - there used Schusev monumental painting, made from sketches the artist E.Lansere.
Major construction work on the station was completed in 1926, but continued until the full completion until the 1950's, and the complex of the Royal Tower was completed by the end of the 1980s.
В 2016 году прошла реставрация здания вокзала в отношении фасадов и интерьеров периода 1940-х годов. Помимо основных работ проведена реставрация настенных фонарей, светильников и флагштоков из бронзы. Реставрации подлежали также исторические дубовые двери. В главной башне заменены металлические решетки ограждения балконов и ярусов. Работы по реставрации интерьеров Казанского вокзала затронули часть залов правого крыла исторической части здания. Были проведены работы над живописными плафонами и панно зала бывшего ресторана (сейчас - зал ожидания повышенной комфортности), зала ожидания восьмигранной формы №5.
В 2022 году реставраторы привели в порядок самый узнаваемый элемент главной башни, стилизованной под дозорную башню Сююмбике Казанского кремля, — позолоченную фигуру змея зиланта (Зилант — крылатый змей, или казанский дракон. Это персонаж из татарских сказок. С ним связаны легенды об основании Казани, и он считается защитником и покровителем этого города).


















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)








