Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

The convent of Martha and Mary

A young convent with a great history, founded by the Princess and the famous saint Elizaveta Feodorovna.

The convent of Martha and Mary
The convent of Martha and Mary
ул. Большая Ордынка, д. 34, стр. 2 – 7, 11 – 13, д. 36, стр. 1
Polyanka, Tretyakovskaya
A young convent with a great history, founded by the Princess and the famous saint Elizaveta Feodorovna.
4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
ХХ в.
Архитекторы:
Эпоха:
1900s, 1910s
Информация о здании

Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Она выбрала форму служения, близкую к монастырской жизни, но во многом от нее отличавшуюся. Так, сестры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке – везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. На официальном открытии обители в 1909 году сестер было всего шесть, но со временем их количество возросло до тридцати.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

После революции и убийства в 1918 году великой княгини Елизаветы Федоровны в Алапаевске Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.

Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.


Large snow-white cathedral is visible through the wide archway with the wooden gates in the same snow-white wall, and it resembles a medieval fortress. As if we are transported to the north, to Pskov and Novgorod. In fact, the age of the temple is not as great as it seems, but the best masters of its era were working on its creation. It itself would not exist without the will of the sister of the last Russian empress. After the murder in 1905 of the governor-general of Moscow Grand Duke Sergei Alexandrovich, his widow, the Grand Princess Elizaveta Fyodorovna, sold some of her jewels. On the funds received she acquired a big merchant estate on Bolshaya Ordynka with four houses and a large garden. On this basis, the Grand Princess started to create the Convent of Mercy of Martha and Mary. She chose a form of ministration, close to the monastic life, but differing from it to a large extent. Thus, the nuns took over a number of vows, but they were not taking the veil, they could at some time get out of the monastery and start a family. First of all, members of the community needed to conduct charitable activities, not only within the walls of the monastery, but also outside it. Sisters could be seen in most parts of the criminal Moscow, including the famous Khitrovka - everywhere they provided medical and spiritual assistance, went to the overnight shelters, sometimes accompanied gutter-children to refuges. At the official opening of the monastery in 1909, there were only 6 sisters, but over the time this number increased up to thirty. In the large two-story house overlooking the street a hospital with wards and operating theater was arranged, nurses rooms were located in the mezzanine. The spacious room with large windows, which until then was a winter garden, upon the project of the architect L. Stezhenskiy was transformed into the hospital church, consecrated in the name of Martha and Mary - they became the patron saints of the new monastery. The location of the church was chosen so that the patients could see and hear the worship service from their wards. In the building to the left of the hospital there was a deanary with the house chapel arranged, and on the right – there was a clinic and a pharmacy, which dispensed free medicines to the poor. Finally, in the fourth house, which was located in the yard, the apartment for the priest was assigned, who performed the duties of Confessor; under it, on the lower floors, there were a school and a library for pupils of the shelter of the monastery. With the time, a Sunday school for girls and women working in the factories - the illiterate and semi-literate - appeared there. In 1911, when the number of nurses has increased, the architect D. Chelishchev built a three-story building for the hostel in the neoclassical style, which also housed a place for needlework. Cathedral of Intercession of the Virgin became the Center of the Convent of Martha and Mary, which was build in 1908-1912 by the famous architect Alexander Schusev. This is a unique example of neo-Russian style in the church art of building or "Russian church modern". The cathedral is focused on the Novgorod and Pskov churches of XII-XIV centuries, its walls are completely white, long and narrow windows are closed with bars with plant motifs. On a massive altar apse a mortgage board is preserved that tells when and in whose presence the cathedral was laid. The facades are decorated with embossed marks only, made upon the project of S. Konyenkov: they depict the Crucifixion and the heavenly Jerusalem.A vast refectory is adjacent to the main part of the cathedral, which was used not only for the worship service but also for the spiritual-educational conversations. To the west there are two belfries with wide arched openings, each of which is topped by an elongated dome. Also on the west facade there is a mosaic icon of theIcon of Christ of Edessa, made by M. Nesterov. He also painted the main part of the church from the inside, created a few compositions, the most significant of which is "The Way to Christ". Finally, another well-known creator of the cathedral was P. Korin, whose paintings are located in the underground church in the name of Bodiless powers and All Saints - the tomb of the nuns and the founder were supposed to be here. After the revolution and the assassination of the Grand Princess Elizabeth Feodorovna in 1918 in Alapaevsk, the Convent of Martha and Mary haven’t been there for a long time. In 1920's, a house of health education was located in Cathedral of Intercession of the Virgin, which were after replaced by the restoration workshops. In the hospital building with the Church of St. Martha and Mary a clinic, named after Professor F. Rein, was located. The revival of the monastery started in 1990 by the opening in the courtyard of the monastery of the monument to the Grand Princess Elizaveta Feodorovna by V. Klykova. Full transfer of the whole complex to the new community was taking place for long enough, the service didn’t start at once (in the temple of St. Martha and Mary - in 1992, and in the Cathedral of Intercession of the Virgin - in 2008). Today, however, the convent is living a new life, and follows the same course that was set back in the pre-revolution era.
Автор статьи: Никита Брусиловский
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(11)
Димитров Г. М.
Якиманский пр-д (сквер)
Polyanka
Most Ordinka

Here a road to the Golden Horde.

ул. Большая Ордынка
Dobryninskaya, Kitaj-gorod, Tretyakovskaya
Ivan the Terrible
First Tsar of All the Russias
художник
скульптор