Небольшой одноэтажный деревянный дом с мезонином был построен после пожара Москвы 1812 года. Он чудом сохранился благодаря тому, что в нем с 1843 по 1847 годы жил русский писатель и мыслитель Александр Герцен. Александр Иванович жил в этом, так называемом «малом» доме с семьей, здесь он работал над повестями «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», романом «Кто виноват?» и циклом философских сочинений «Письма об изучении природы». Сам Герцен в юности жил неподалеку с родителями в «большом» доме 25/9 (снесен в 1998 году, на его месте стоит бетонная копия).
Впоследствии дом переходил различным владельцам, но сохранял свой внешний облик. А в 1920-х годах дом был описан в романе-фельетоне Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» в качестве «Общежития имени монаха Бертольда Шварца»:
«…остановились на Сивцевом Вражке
-- Что это за дом? -- спросил Ипполит Матвеевич.
Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил:
-- Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца.
…По лестнице, шедшей винтом, компаньоны поднялись в мезонин. Большая комната мезонина была разрезана фанерными перегородками на длинные ломти, в два аршина ширины каждый. Комнаты были похожи на пеналы, с тем только отличием, что, кроме карандашей и ручек, здесь были люди и примусы».
В 1934 году в доме развернута литературная экспозиция, освещающая жизнь и творческий путь Герцена. В экспозицию включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной дома Герцена, уникальные портреты Герцена, членов его семьи и ближайшего окружения, личные вещи и редкие книги с автографами писателя, рукописи и виды мест, связанных с Герценом в России и за рубежом.
Subsequently, the house passed to different owners, but kept its appearance. In 1920s the house was described in the novel-feuilleton Ilya Ilf and Yevgeny Petrov "The Twelve Chairs" as "Hostels monk named Berthold Schwartz":
"... They stayed at Sivtsev Vrazhek
- What is this house? - Asked Vorobyaninov.
Ostap looked at the pink house with an attic and said:
- This is chemistry students dorm named after the monk Berthold Schwarz.
... companions climbed to the attic by spiral staircase. Large mezzanine room was cut in long slices by plywood partitions two feet of width each. Rooms were like cupboards, with the only difference that in addition to pens and pencils, people and stoves were there. "
Literary exposition was launched in the house in 1934, covering the life and career of Herzen. The exhibition included interiors to recreate the atmosphere of study and living room at Herzen’s home, unique portraits of Herzen, his family and closest associates, personal items and rare books autographed by the writer of the manuscript and types of places associated with Herzen in Russia and abroad.



















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)




