Особняк в Староконюшенном переулке построен в 1914 году по проекту архитектора Василия Кузнецова, одного из немногих успешных зодчих, продолжавших работать в Москве и после революции. Он является объектом культурного наследия регионального значения.
Этот дом принадлежал разбогатевшему присяжному поверенному (адвокату) В.П.Филимонову. Видимо, домовладелец не удержался от тщеславного порыва: не имея дворянского герба, он украсил его подобием фасад своего дома. Над аркой проезда, ведущего во двор, два льва держат в передних лапах прямоугольный геральдический щит, на котором красуется вензель (инициалы) хозяина дома.
Особняк выдержан в стилистике позднего модерна, в его «готической» разновидности, о чем говорят стрельчатое завершение арки и «щипец» (треугольный фронтончик) над левой, трехэтажной частью здания, напоминающей небольшую башню. В целом особняк должен был напоминать небольшой европейский замок, что выделяло его из классической застройки арбатских переулков.
Асимметричность фасада – вполне в духе архитектурной моды первых десятилетий ХХ века – придает ему динамизм: высотный объем в левой части фасада, глубокая арка в правой части. Из внешнего декора главного фасада уцелели только две вытянутые колонки в «башенной» части, прямоугольное узорное панно между ними и своеобразные «наличники» окон первого этажа, выполненные в форме горизонтальных тяг с вертикальными «засечками». Прочие декоративные элементы фасада не уцелели при реконструкциях ХХ века.
В интерьерах сохранились остатки пышной лепной отделки; цела и парадная лестница.
Однако ценители московской старины почитают этот дом не столько за архитектурные достоинства, сколько за исторические воспоминания, с ним связанные.
Во-первых, владения 14 и 16 по Староконюшенному переулку в конце XVIII столетия принадлежали роду Фонвизиных, из которого вышел известный драматург. Здесь прошли детские годы декабриста М.А.Фонвизина.
А во-вторых, в столичной литературной истории этот особняк считается «домом Маргариты» – героини бессмертного романа М.А.Булгакова.
«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата, – указывает нам Булгаков. – Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел еще до сих пор».
Правда, в реальности сад находится позади особняка (туда-то и ведет проездная арка). Но все прочие детали, упомянутые в романе, совпадают: готический стиль, башня, три окна на фасаде… Как считают исследователи «литературной географии» Москвы, через арку пролетела на метле Маргарита, после чего попала из Староконюшенного переулка на Сивцев Вражек.
Константин Михайлов
It used to belong to an attorney at law V.P.Filimonov. Obviously, the owner could not resist showing off his vanity: having no proper family coat of arms, he still had his house facade decorated with some imitation of that. Above the arch opening onto the courtyard, there are two prancing lions holding a rectangular escutcheon adorned with the house owner's monogram.
The mansion's design is that of the late Art Nouveau in its "Gothic" variant featured by the arch's ogived top and the fastigium (small triangular pediment) above the left side three story part of the building that looks like a small tower. The mansion was supposed to look like a small European castle which set it apart from the rest of the Neoclassical buildings in the lanes near the Arbat.
Asymmetry of the facade — well in line with the architectural trend of the early 20th century — adds it diversity: tall mass in the left side of the facade as opposed to the set back arch in the right side. Of the main facade's original decor only two slender columns in the tower part have survived as well as the ornamental panel in between them and peculiar console like "lintels' above the ground floor windows. Other decor elements have not survived in the 20th century reconstructions.
Interiors preserved some elements of once magnificent stucco decor; the grand staircase has survived, too.
However, Moscow history connoisseurs appreciate this building not only for its architectural beauty but even more so for the historical facts associated with it.
First of all, properties 14 and 16 in the Starokoniushenny lane in the late 18th century were owned by the Fonvizin family to which the famous playwright was born. Decembrist M.A.Fonvizin spent his yearly childhood years in the house.
Second, the Moscow literature historians considers this building as "Margarita's house", where the character of the famous novel by M.A.Bulgakov lived.
"Margarita Nikolayevna and her husband lived alone in the whole of the top floor of a delightful house in a garden in one of the side streets near the Arbat," tells us Bulgakov. "It was a charming place. You can see for yourself whenever you feel like having a look. Just ask me and I'll tell you the address and how to get there; the house is standing to this day."
The garden actually is behind the house (the arch is opening onto it). However, other details mentioned in the novel fit perfectly our building's description: Gothic style, a tower, three windows facing the street... According to researchers of the Moscow "literary geography" “Margarita” flew on her broomstick through the arch and proceeded from the Starokoniushenny lane to the Sivtsev Vrazhek.
Konstantin Mikhailov








%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)









