Особняк в Денежном переулке — один из немногих сохранившихся памятников «деревянной Москвы». Построенный после пожара 1812 года, он неоднократно менял владельцев и перестраивался, отражая в своём облике смену архитектурных стилей и вкусов.
Изначально дом представлял собой типичный образец небольшого жилого здания в стиле ампир: одноэтажная деревянная постройка с антресолями на каменном фундаменте, украшенная лепным декором с элементами классицизма. В 1887 году по заказу купца Николая Константиновича Боля архитектор Владимир Павлович Гаврилов существенно изменил облик здания. Были разобраны антресоли, надстроен мезонин с балконом, изменена внутренняя планировка. Фасады приобрели эклектичный вид, характерный для архитектуры конца XIX века.
В 1892 году дом перешёл во владение Карла Александровича Гутхейля — потомственного почётного гражданина, унаследовавшего от отца музыкально-издательскую фирму. Под его руководством «Издательство А. Гутхейля» стало одним из крупнейших в дореволюционной России, специализируясь на выпуске сочинений как европейских, так и русских композиторов.
Гутхейль вошёл в историю русской музыки как первый издатель произведений Сергея Васильевича Рахманинова. Он заинтересовался талантливым выпускником Московской консерватории и предложил издать его оперу «Алеко» — дипломную работу молодого композитора. Это положило начало многолетней дружбе и сотрудничеству между издателем и композитором. Рахманинов часто бывал в особняке Гутхейля в Денежном переулке.
Помимо издательской деятельности, Карл Гутхейль активно занимался благотворительностью. Он был одним из участников «Товарищества для учреждения общедоступного театра в Москве» наряду с такими выдающимися деятелями культуры, как Константин Сергеевич Станиславский, Владимир Иванович Немирович-Данченко и Савва Тимофеевич Морозов. Это товарищество стало основой для создания будущего Московского Художественного театра.
После революции 1917 года особняк был национализирован. В нём размещались различные организации, позже здание использовалось под коммунальное жильё. В конце 1980-х годов дом перешёл в ведение Министерства иностранных дел.
К началу XXI века особняк находился в аварийном состоянии. Были утрачены многие элементы исторического декора, нарушена планировка, разрушались конструкции. В 2010-х годах началась масштабная реставрация, инициированная новым владельцем здания — клиникой антивозрастной эстетической медицины Bellefontaine.
Реставраторам удалось решить сложную задачу: сохранить исторический облик памятника архитектуры и одновременно приспособить его к современным требованиям. Был сохранён и отреставрирован деревянный сруб, укреплены несущие конструкции. Фасадам вернули первоначальное цветовое решение и архитектурно-художественное оформление, включая фигурные аттики с картушами и венчающий карниз.
В интерьерах воссоздана историческая планировка, отреставрирован входной деревянный тамбур. По сохранившимся образцам и историческим фотографиям воспроизведены внутренние деревянные двустворчатые двери, декоративные филенки, дубовый паркет парадного зала первого этажа, карнизы лестничной клетки в мезонине.
Высокое качество проведённых работ было отмечено профессиональным сообществом. В 2017 году особняк Н.К. Боля – К.А. Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».
Сегодня отреставрированный особняк не только памятник архитектуры, но и своеобразный музей, хранящий память о важных страницах культурной жизни Москвы конца XIX – начала XX веков.
At one time the house belonged to a merchant N.K. Bol, and later came into the possession of hereditary citizen of Karl Alexandrovich Gutheyl, who lived here in the late XIX - early XX centuries.
K.A. Gutheyl, Russified German, inherited his father's musical publishing company, which was engaged in publishing and musical notes, had his own shop, and even at one time produced monthly "Music magazine." Under his leadership, "A. Gutheyl Publishing house" become one of the largest in pre-revolutionary Russia. It is specialized in the publishing of both European and Russian composers’ works - Verstovsky, Dagomyzhsky, Glinka, Balakirev and others. In 1915, shortly after the outbreak of war with Germany and the subsequent persecution and pogroms against Germans, Gutheyl was forced to sell his company and shop to Serge Koussevitzky and his "Russian music publisher.” Sometime later, he left Russia and went to Europe.
Gutheyl was the first publisher of Sergei Rachmaninoff’s works - he became interested in talented graduate of the Moscow Conservatory and offered to publish his opera "Aleko" – the graduation thesis of the young composer.
The publisher was connected to Rachmaninoff by many years of friendship and cooperation, the composer was often in his mansion in Denezny alley.
Gutheyl was heavily involved in charity and was one of the participants (together with the Stanislavsky and V.I. Nemirovich-Danchenko and S.T. Morozov) of "Partnership for the establishment of a public theater in Moscow" - the future of the Moscow Art Theatre.
The former Gutheyl’s mansion was nationalized after 1917 and allocated to different administrative agencies. Now the house is a property of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





