Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Покровские казармы

На дома тех, кто участвовал в пожертвовании на строительство казарм, была прикреплена табличка «Свободен от постоя».

Покровские казармы
Покровские казармы
Покровский бульв., дом 3, строение 1
На дома тех, кто участвовал в пожертвовании на строительство казарм, была прикреплена табличка «Свободен от постоя».
3.77
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1798 - 1801
Эпоха:
18th century, 19th century
Информация о здании

Знаменитые Покровские казармы долгое время являлись самой крупной постройкой Покровского бульвара. А строительство их началось 7 июля 1798 года по указу императора Павла I, предложившего жителям города в обмен на освобождение от тягот постойной повинности добровольно профинансировать строительство казарм. На их устройство требовалась огромная по тем временам сумма в два с половиной миллиона рублей. Однако собрать удалось только около полумиллиона. На дома тех, кто участвовал в пожертвовании, была прикреплена табличка «Свободен от постоя». Одна такая табличка до сих пор сохранилась на пилоне ворот бывшей усадьбы генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского на Маросейке.

Строительством казарм ведала специально созданная комиссия, в неё входили 12 представителей от дворянства и шесть - от купечества. Руководство осуществлял светлейший князь Александр Андреевич Безбородко. До наших дней в коридоре первого этажа здания сохранилась закладная доска.

В 1801 году строительство дома было завершено. Примечательно, что это первое в Москве здание, построенное специально для казарм. Первоначально оно было двухэтажным и предназначалось для размещения мушкетёрного батальона (рот Навашинского полка). Затем, с 1904 года здесь размещались третий и четвертый батальоны лейб-гренадерского Екатеринославского полка и седьмой гренадер­ский Самогитский полк. С начала Первой мировой войны эти части ушли на фронт, а Покровские казармы занял пятьдесят шестой пехотный запасный полк. Солдаты этого полка на стороне революционных частей участвовали и в февральских, и в октябрьских событиях 1917 года.

При пожаре 1812 года дом сильно пострадал. И в 1830-е годы он был перестроен архитектором Д. Жилярди при участии Ф. К. Соколова. Более чем вдвое расширилось здание, был возведён третий этаж. Дом в стиле позднего классицизма приобрёл фасад с восьмиколонным портиком тосканского ордера, увенчанным фронтоном с изображением российского двуглавого орла.

Внутренняя планировка здания была устроена симметрично, вдоль всего дома тянутся коридоры, в которые выходят единообразные помещения. В центральной части расположена парадная трёхмаршевая лестница и вестибюль с колоннами.

Изначально перед зданием был устроен обширный плац, предназначенный для воинских учений. Бульвара перед казармами не было - он начинался только от Казарменного переулка. И конка, а позже и трамвай ходили здесь только по внутреннему бульварному проезду в оба направления. В 1891 году территорию плаца уменьшили и вдоль линии конки высадили ряд деревьев, а в 1954 году плац был полностью преобразован и стал частью Покровского бульвара.

В 1890 году в правом крыле казарм в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года была освящена церковь Осии Пророка. Эта церковь служила полковым храмом седьмого гренадерского Самогитского полка. Она находилась на верхнем (тогда третьем) этаже дома. Храм был закрыт в 1919 году, а большая часть его имущества была передана в церковь Успения на Покровке. В 1930-х годах интерьер храма был варварски уничтожен, а само здание надстроили четвертым этажом. Двуглавого орла в тимпане фронтона сменил герб СССР.

В советское время казармы продолжали выполнять свою изначальную функцию, и с 1933 и по 1960 год носили имя Ф. Э. Дзержинского. А в мае 1960 года старинный дом получил новых хозяев - здание передали Госснабу СССР.

В настоящее время здесь располагается один из офисов ОАО «Лукойл». Этот факт не лучшим образом отразился на облике дома. Пластиковые окна и современные пристройки диссонируют с обликом исторического памятника, имеющего статус объекта культурного наследия федерального значения.

Знаменитые Покровские казармы долгое время являлись самой крупной постройкой Покровского бульвара. А строительство их началось 7 июля 1798 года по указу императора Павла I, предложившего жителям города в обмен на освобождение от тягот постойной повинности добровольно профинансировать строительство казарм. На их устройство требовалась огромная по тем временам сумма в два с половиной миллиона рублей. Однако собрать удалось только около полумиллиона. На дома тех, кто участвовал в пожертвовании, была прикреплена табличка «Свободен от постоя». Одна такая табличка до сих пор сохранилась на пилоне ворот бывшей усадьбы генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского на Маросейке.

Строительством казарм ведала специально созданная комиссия, в неё входили 12 представителей от дворянства и шесть - от купечества. Руководство осуществлял светлейший князь Александр Андреевич Безбородко. До наших дней в коридоре первого этажа здания сохранилась закладная доска.

В 1801 году строительство дома было завершено. Примечательно, что это первое в Москве здание, построенное специально для казарм. Первоначально оно было двухэтажным и предназначалось для размещения мушкетёрного батальона (рот Навашинского полка). Затем, с 1904 года здесь размещались третий и четвертый батальоны лейб-гренадерского Екатеринославского полка и седьмой гренадер­ский Самогитский полк. С начала Первой мировой войны эти части ушли на фронт, а Покровские казармы занял пятьдесят шестой пехотный запасный полк. Солдаты этого полка на стороне революционных частей участвовали и в февральских, и в октябрьских событиях 1917 года.

При пожаре 1812 года дом сильно пострадал. И в 1830-е годы он был перестроен архитектором Д. Жилярди при участии Ф. К. Соколова. Более чем вдвое расширилось здание, был возведён третий этаж. Дом в стиле позднего классицизма приобрёл фасад с восьмиколонным портиком тосканского ордера, увенчанным фронтоном с изображением российского двуглавого орла.

Внутренняя планировка здания была устроена симметрично, вдоль всего дома тянутся коридоры, в которые выходят единообразные помещения. В центральной части расположена парадная трёхмаршевая лестница и вестибюль с колоннами.

Изначально перед зданием был устроен обширный плац, предназначенный для воинских учений. Бульвара перед казармами не было - он начинался только от Казарменного переулка. И конка, а позже и трамвай ходили здесь только по внутреннему бульварному проезду в оба направления. В 1891 году территорию плаца уменьшили и вдоль линии конки высадили ряд деревьев, а в 1954 году плац был полностью преобразован и стал частью Покровского бульвара.

В 1890 году в правом крыле казарм в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года была освящена церковь Осии Пророка. Эта церковь служила полковым храмом седьмого гренадерского Самогитского полка. Она находилась на верхнем (тогда третьем) этаже дома. Храм был закрыт в 1919 году, а большая часть его имущества была передана в церковь Успения на Покровке. В 1930-х годах интерьер храма был варварски уничтожен, а само здание надстроили четвертым этажом. Двуглавого орла в тимпане фронтона сменил герб СССР.

В советское время казармы продолжали выполнять свою изначальную функцию, и с 1933 и по 1960 год носили имя Ф. Э. Дзержинского. А в мае 1960 года старинный дом получил новых хозяев - здание передали Госснабу СССР.

В настоящее время здесь располагается один из офисов ОАО «Лукойл». Этот факт не лучшим образом отразился на облике дома. Пластиковые окна и современные пристройки диссонируют с обликом исторического памятника, имеющего статус объекта культурного наследия федерального значения.

Автор статьи: Алексей Дедушкин
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(3)
A. M. Vasnetsov Museum-apartmentThe memorial museum-apartment of the academician of painting A. M. Vasnetsov is a department of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association. It is located in Moscow, in Furmanny Lane, 6, in apartment №21–22, on the third floor of a four-story building. The house was built in the early twentieth century. From 1903 to 1933, a great Russian artist, Moscow historian A. M. Vasnetsov, who made a significant contribution to the history of the city and Russian art, lived, worked and died in this house. The formation of the museum and its collection took place over many years: from the moment the idea of organizing the museum in 1956 to its full implementation in 1997 began. In 1956, it was 100 years since the birth of Apollinaris Mikhailovich Vasnetsov. The Moscow public petitioned the RSFSR Ministry of Culture to re-create its home workshop. On December 13, 1957, the Decision of the Moscow City Executive Committee "On the reconstruction of the artist's memorial workshop" was made. The city authorities have provided enormous assistance in resolving this issue. In 1960, thanks to the efforts of the artist's son Vsevolod Apollinrievich and his wife Ekaterina Konstantinovna Vasnetsov, a memorial workshop was opened to the public, in which the artist had been working for the past 15 years. In 1965, the Vasnetsovs transferred the large rooms to the museum exposition, while they themselves moved into the small ones. In 1986, by order of the USSR Ministry of Culture, the museum of A. M. Vasnetsov became part of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association.The artist’s son and daughter-in-law decided to bequeath a collection of paintings, graphics, artistic furniture, a family archive, a library and household items of the late nineteenth and early twentieth centuries to the state after his death. In 1997, under the will of E.K. Vasnetsova, all her property and apartment became the property of the State Tretyakov Gallery. Currently, the collection of the museum has about 8,5 thousand items. In 2003, a new exposition of the museum was opened, which introduces visitors to the home workshop, the memorial furnishings of the late nineteenth and early twentieth centuries, as well as the multi-faceted artistic work of Apollinarii Vasnetsov.
Moscow, Furmanny lane, 6
Chistye_prudy