Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Церковь Воскресения в Барашах

На храме была золоченая глава в виде короны: якобы здесь Елизавета Петровна венчалась с Разумовским.

Церковь Воскресения в Барашах
Церковь Воскресения в Барашах
Покровка ул., дом 26/1, строение 1
На храме была золоченая глава в виде короны: якобы здесь Елизавета Петровна венчалась с Разумовским.
3.35
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1734
Эпоха:
18th century
Информация о здании

Церковь Воскресения Словущего на углу Покровки и Барашевского переулка относилась к существовавшей здесь в XVI-XVII веках Барашевской слободе. Здесь жили бараши (шатерники) – царские слуги, в чьи обязанности входило возить и устанавливать шатры во время царских выездов и походов. В слободе было две церкви, обе каменные – Воскресенская и Введенская (на углу Барашевского и Подсосенского переулков). Обе они сохранились.

Первая церковь на этом месте была известна еще в XVI в., тогда она называлась Успенскою. В 1620 году она значится уже как Воскресения Словущего. В середине XVII в. был построен каменный Воскресенский храм с приделом Святых Симеона и Анны. По всей вероятности, он был небольшим, потому как уже в 1730-х годах было решено строить новый, который бы вместил всех прихожан.

Новая церковь была задумана двухэтажной, с теплым нижним храмом и летним верхним. Стены нижнего яруса сохранились от старого церковного здания XVII в., объем верхнего храма и колокольня были выстроены заново. Строительные работы продолжались с перерывами 40 лет, с 1733 по 1773 год. В 1734 году был освящен нижний храм, потом разобрали старую колокольню и выстроили новую, наконец, в середине 1750-х годов начали строить верхний храм. Он был освящен в 1773 году, что знаменовало собой окончание работ. Вверху был устроен Воскресенский храм с приделами Св. Николая и Алексия, человека Божия. Нижний Покровский престол был перенесен сюда из надвратной церкви Покровской башни Белого города, разобранной в 1769 г. Здесь же был устроен придел Симеона и Анны.

Церковь выполнена в стиле барокко, ее большое высокое здание выстроено «кораблем». Храм, поставленный своим протяженным фасадом вдоль улицы Покровка, стал новой архитектурной доминантой этой части района. Двухъярусный храм был увенчан деревянной позолоченной главой в виде короны. Легенда связывала корону с тем, что якобы здесь, в церкви Воскресения, происходило тайное венчание императрицы Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским. На самом деле их венчали в церкви усадьбы Перово, а корона на храме в Барашах была установлена, под одной из версий, в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо, следуя по Покровке в Кремль.

Нижний ярус церкви оформлен лаконично, со скромными наличниками и лопатками, второй ярус более нарядный, с изящными барочными наличниками и парными пилястрами коринфского ордера. Колокольня была восьмигранной, ее нижний ярус оформлял портик с дорическими колоннами – здесь был вход в храм. Первоначально с северной и южной сторон церкви были устроены два лестничных всхода, которые вели в верхний храм. Их разобрали в начале XIX в.

Имя архитектора, спроектировавшего Воскресенскую церковь, неизвестно, есть предположение, что им мог быть известный зодчий Иван Мордвинов.

Церковь закрыли в 1929 г., в 1930 – обезглавили (позолоченная корона не сохранилась), колокольню разобрали до первого яруса. Внутреннее убранство утрачено. Здание отдали МВД и приспособили под административные нужны. Храм до сих пор не возвращен верующим, его реставрация в ближайшее время также не предвидится.

Церковь Воскресения Словущего на углу Покровки и Барашевского переулка относилась к существовавшей здесь в XVI-XVII веках Барашевской слободе. Здесь жили бараши (шатерники) – царские слуги, в чьи обязанности входило возить и устанавливать шатры во время царских выездов и походов. В слободе было две церкви, обе каменные – Воскресенская и Введенская (на углу Барашевского и Подсосенского переулков). Обе они сохранились.

Первая церковь на этом месте была известна еще в XVI в., тогда она называлась Успенскою. В 1620 году она значится уже как Воскресения Словущего. В середине XVII в. был построен каменный Воскресенский храм с приделом Святых Симеона и Анны. По всей вероятности, он был небольшим, потому как уже в 1730-х годах было решено строить новый, который бы вместил всех прихожан.

Новая церковь была задумана двухэтажной, с теплым нижним храмом и летним верхним. Стены нижнего яруса сохранились от старого церковного здания XVII в., объем верхнего храма и колокольня были выстроены заново. Строительные работы продолжались с перерывами 40 лет, с 1733 по 1773 год. В 1734 году был освящен нижний храм, потом разобрали старую колокольню и выстроили новую, наконец, в середине 1750-х годов начали строить верхний храм. Он был освящен в 1773 году, что знаменовало собой окончание работ. Вверху был устроен Воскресенский храм с приделами Св. Николая и Алексия, человека Божия. Нижний Покровский престол был перенесен сюда из надвратной церкви Покровской башни Белого города, разобранной в 1769 г. Здесь же был устроен придел Симеона и Анны.

Церковь выполнена в стиле барокко, ее большое высокое здание выстроено «кораблем». Храм, поставленный своим протяженным фасадом вдоль улицы Покровка, стал новой архитектурной доминантой этой части района. Двухъярусный храм был увенчан деревянной позолоченной главой в виде короны. Легенда связывала корону с тем, что якобы здесь, в церкви Воскресения, происходило тайное венчание императрицы Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским. На самом деле их венчали в церкви усадьбы Перово, а корона на храме в Барашах была установлена, под одной из версий, в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо, следуя по Покровке в Кремль.

Нижний ярус церкви оформлен лаконично, со скромными наличниками и лопатками, второй ярус более нарядный, с изящными барочными наличниками и парными пилястрами коринфского ордера. Колокольня была восьмигранной, ее нижний ярус оформлял портик с дорическими колоннами – здесь был вход в храм. Первоначально с северной и южной сторон церкви были устроены два лестничных всхода, которые вели в верхний храм. Их разобрали в начале XIX в.

Имя архитектора, спроектировавшего Воскресенскую церковь, неизвестно, есть предположение, что им мог быть известный зодчий Иван Мордвинов.

Церковь закрыли в 1929 г., в 1930 – обезглавили (позолоченная корона не сохранилась), колокольню разобрали до первого яруса. Внутреннее убранство утрачено. Здание отдали МВД и приспособили под административные нужны. Храм до сих пор не возвращен верующим, его реставрация в ближайшее время также не предвидится.

Автор статьи: Мария Подъяпольская
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(6)
A. M. Vasnetsov Museum-apartmentThe memorial museum-apartment of the academician of painting A. M. Vasnetsov is a department of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association. It is located in Moscow, in Furmanny Lane, 6, in apartment №21–22, on the third floor of a four-story building. The house was built in the early twentieth century. From 1903 to 1933, a great Russian artist, Moscow historian A. M. Vasnetsov, who made a significant contribution to the history of the city and Russian art, lived, worked and died in this house. The formation of the museum and its collection took place over many years: from the moment the idea of organizing the museum in 1956 to its full implementation in 1997 began. In 1956, it was 100 years since the birth of Apollinaris Mikhailovich Vasnetsov. The Moscow public petitioned the RSFSR Ministry of Culture to re-create its home workshop. On December 13, 1957, the Decision of the Moscow City Executive Committee "On the reconstruction of the artist's memorial workshop" was made. The city authorities have provided enormous assistance in resolving this issue. In 1960, thanks to the efforts of the artist's son Vsevolod Apollinrievich and his wife Ekaterina Konstantinovna Vasnetsov, a memorial workshop was opened to the public, in which the artist had been working for the past 15 years. In 1965, the Vasnetsovs transferred the large rooms to the museum exposition, while they themselves moved into the small ones. In 1986, by order of the USSR Ministry of Culture, the museum of A. M. Vasnetsov became part of the State Tretyakov Gallery All-Russian Museum Association.The artist’s son and daughter-in-law decided to bequeath a collection of paintings, graphics, artistic furniture, a family archive, a library and household items of the late nineteenth and early twentieth centuries to the state after his death. In 1997, under the will of E.K. Vasnetsova, all her property and apartment became the property of the State Tretyakov Gallery. Currently, the collection of the museum has about 8,5 thousand items. In 2003, a new exposition of the museum was opened, which introduces visitors to the home workshop, the memorial furnishings of the late nineteenth and early twentieth centuries, as well as the multi-faceted artistic work of Apollinarii Vasnetsov.
Moscow, Furmanny lane, 6
Chistye_prudy
Razumovsky A. K.
государственный деятель