Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Church of icon "Joy of All That Sorrow"

Monumental yellow Church on Bolshaya Ordynka leaves an impression of a solid work of art created by one person at one time. However, this impression is deceptive: in fact, it consists of two parts built at different times. There is more to it: we can see its interiors looking almost the same as many years ago.

Church of icon "Joy of All That Sorrow"
Church of icon "Joy of All That Sorrow"
Ордынка Б. ул., дом 20, стр. 10
Tretyakovskaya, Novokuzneckaya
Monumental yellow Church on Bolshaya Ordynka leaves an impression of a solid work of art created by one person at one time. However, this impression is deceptive: in fact, it consists of two parts built at different times. There is more to it: we can see its interiors looking almost the same as many years ago.
3.82
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
XVIII – XIX вв., 1823—1836
Архитекторы:
Эпоха:
18th century, 19th century
Информация о здании

Монументальная церковь жёлтого цвета на Большой Ордынке производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Открытия на этом не заканчиваются: войдя внутрь, мы можем увидеть её интерьеры практически такими же, как и много лет назад.

Изначально в XVI веке на этом месте находилась деревянная церковь, имевшая совсем иное посвящение – в честь Варлаама Хутынского. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был уже назван Спасо-Преображенским, при нём создан Варлаамовский придел. В 1683 – 1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же наименованием. Но вскоре именно отсюда пойдёт слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева – родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме был освящён второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.

В 1783 – 1791 годах трапезная часть церкви и её колокольня были выстроены заново на средства купца Афанасия Долгова, чья усадьба располагалась напротив (её главный дом сохранился до наших дней). Для проведения работ храмоздатель пригласил своего родственника – известного русского архитектора Василия Баженова. По завершении работ в трапезной предполагалась и перестройка основной части храма, однако тогда этого сделано не было. Дело Долгова и Баженова было завершено через 40 лет, уже после пожара Москвы: на средства братьев Куманиных и сыновей Долгова архитектор Осип Бове в 1832 – 1836 годах вместо старого храма XVII века выстроил новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом. Достройка храма была проведена очень аккуратно: Бове специально старался, чтобы его творение выглядело гармонично с баженовским. В итоге обе части были выдержаны в общей стилистике и цветовой гамме – белые детали на жёлтом фоне. Классицистическая трапезная Баженова, с четырёхколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трёхъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, имеющей тонкий декор в виде медальонов с херувимами и растительными мотивами. Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.

В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался. Всё это позволяет нам и сегодня любоваться не только великолепной отделкой его фасадов, но и богатым внутренним убранством с иконостасом и чугунными полами. С 2010 года при церкви возрождён Синодальный хор, чьё прекрасное исполнение духовных песнопений можно услышать во время богослужений и на концертах.

Реставрация
Initially, in the XVI century, a wooden church had a completely different dedication. It was in honor of Varlaam Khutynsky. In the next century, a new church was already named Transfiguration with created Varlaam chapel. In 1683 - 1685 stone church replaced the wooden church with the same name. Soon the glory of the new miraculous image of the Blessed Virgin Mary, called "Joy of All Who Sorrow" will spread out from here. According to legend, after praying in front of the icon the sister of the patriarch Joachim, who suffered from a plague, was healed. This miracle was the beginning of the worship of the icon that quickly spread among the people: in 1713 second chapel was consecrated in the temples, named in honor of the Mother of God "Joy of All Who Sorrow", and on which the temple was called Sorrow.

In 1783 - 1791 years the refectory of the church and its bell tower was rebuilt at the expense of the merchant Dolgov, whose estate was located across the street (its main house has survived to the present day). The church founder invited his cousin ,the famous Russian architect Vasily Bazhenov, to lead the construction work. Upon completion, the refectory and restructuring assumed the main part of the church, but then this was not done. Dolgov and Bazhenov’s plans were completed 40 years later, after the fire in Moscow. At the expense of Kumanins brothers and sons of Dolgov architect Osip Bove was built a new church in the form of a rotunda with a hemispherical dome instead of old temple of the XVII century in 1832 - 1836 . Completion of the temple was carried out very carefully. Bove specifically tried to make his work look harmoniously with the Bazhenov. As a result, both parts were kept in the similar style and color scheme - white detail on a yellow background. Classic refectory Bazhenov, with four columns of the portico on the north and south, and round windows of the second light, and his own three-tiered bell tower does not contrast with the Empire-style rotunda Bove, having a thin inlay in the form of medallions with cherubs and floral motifs. In the rotunda of retaining their original iconostasis in the form of a triumphal arch and a huge rosette iron floor.

In 1933 the service at the Skorbjashchenskaya church stopped, but it has maintained its interiors thanks to transfer to the jurisdiction of the Tretyakov Gallery. However, after the war in 1948 the church was re-opened and no longer closed. All this allows us today to enjoy not only a magnificent finish its facades, but also rich interior with the iconostasis and cast iron floors. Since 2010 the church has revived the Synodal Choir, whose excellent performance of spiritual chants can be heard during worship services and concerts.
Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(7)
Димитров Г. М.
Якиманский пр-д (сквер)
Polyanka
Bové O. I.
архитектор
Bazhenov V. I.
архитектор