Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Morozov’s homestead

"The artist depicted us / Deep faint of lilac / sonorous steps of colors /put on canvas as scabs "

Morozov’s homestead
Morozov’s homestead
Пречистенка ул., дом 21/12, стр. 1, 3, 5
"The artist depicted us / Deep faint of lilac / sonorous steps of colors /put on canvas as scabs "
5.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.
Эпоха:
18th century, 19th century
Дата открытия, История появления

В 1810 году генерал-майор А.А. Тучков выстраивает на углу Пречистенки и Мансуровского переулка усадебный комплекс из трех зданий: главный дом – на месте старых палат, флигель и, в глубине двора, службы. Во время пожара 1812 года главный дом не пострадал, и около 1817 года все владение покупает граф С.П. Потемкин. Затем владельцы еще несколько раз меняются, в 1871-1872 годах по заказу новой хозяйки А.П. Мартыновой архитектор П.С. Кампиони переделывает главный дом – появляется пристройка со стороны переулка, а фасад отделывают в стиле эклектика.

В 1889 году усадьбу приобретает Иван Абрамович Морозов, известный промышленник и меценат. При нем перестраивается служебный корпус (ныне здание Института истории искусств), появляется каменная ограда, отделяющая усадьбу от Александро-Мариинского училища благородных девиц. Главный дом в 1905 году реконструируется под руководством архитектора Л.Н. Кекушева для размещения морозовской коллекции западно-европейской и русской живописи конца XIX - нач. ХХ вв. В особняке появляется так называемая несгораемая комната: толстые каменные стены, бетонированный сводчатый потолок, два маленьких окна и двустворчатая дверь были устроены по системе несгораемых шкафов – с внутренними ставнями. В случае надобности в этой комнате можно было спрятать всю коллекцию. (В 1920-е музей Л.Н. Толстого использовал комнату для хранения рукописей писателя). Архитектор также удалил обильную лепку анфиладных комнат, выходящих на Пречистенку, в прежнем виде осталась столовая, декорированная в готическом стиле. Декоративные панно и скульптура для концертного зала и парадной лестницы были выполнены известными французскими художниками М. Дени (серия декоративных панно на тему мифа о Психее), А. Майолем (бронзовые декоративные скульптуры «Памона» и «Флора».), П. Боннаром (триптих «Средиземное море» в помещении парадной лестницы).

Коллекция И.А. Морозова была почти недоступна для осмотра, со временем владелец намеревался подарить ее Москве, но случилась революция. Галерея была национализирована и послужила основой для создания Музея новой западной живописи. Бывший владелец был назначен заместителем директора этого музея. В конце 1918 года И.А. Морозов эмигрировал.

Известно, что Музей нового западного искусства очень любил посещать Осип Мандельштам. Здесь он мог видеть импрессионистов, Ван Гога, Сезанна и других близких ему художников. С посещениями этого музея связано стихотворение «Импрессионизм» («Художник нам изобразил…», 1932) и глава «Французы» из «Путешествия в Армению».

Перестройка и реставрация

В 1929 году проводилась частичная реконструкция главного дома. По проекту архитектора С. Калугина проводились работы по устройству нового выставочного зала. С 1947 года в усадьбе разместился Президиум Академии художеств СССР, в настоящее время Российская академия художеств, совместно с НИИ теории и истории изобразительных искусств.

Дом является объектом культурного наследия федерального значения.

Major General A.A. Tuchkov built estate complex of three buildings on the corner of Prechistenka and Mansurovsky Lane in 1810. The main house - on the site of the old houses, outhouse and, in the yard, life. During a fire in 1812 the main house was not injured. Count S.P. Potemkin bought the entire property in 1817. Then, the owners changed several times. The new mistress A.P. Martynova reworked the main house - there is an extension of the lane, and the facade of the trim in the eclectic style in 1871-1872. The project was done by architect P.S. Campioni. Ivan Abramovich Morozov, a leading industrialist and philanthropist acquired the estate in 1889. He rebuilt the service building (now the building of the Institute of History of Art), there is a stone wall separated the estate from Alexander- Maryinsky College school of Noble Maidens. The main house was remodeled in 1905 by architect L. Kekushev to accommodate the Morozov collection of Western European and Russian painting of the late XIX – early XX century. A so-called fireproof room was equipped in the house: thick stone walls, concreted vaulted ceiling, two small windows and double doors were arranged by the system fireproof cabinets - with internal shutters. In case of need the entire collection could hide in this room. (In the 1920s, Leo Tolstoy Museum used the room to store the manuscripts of the writer). The architect also removed abundant molding enfilade of rooms that go to Prechistenka, in its present form has remained dining room, decorated in the Gothic style. Decorative panels and sculpture for the concert hall and grand staircase were made by famous French artist Maurice Denis (a series of decorative panels on the myth of Psyche), A. Maillol (bronze decorative sculpture " Pamona " and " Flora". ), P. Bonnard ( triptych " Mediterranean " in the premises grand staircase ). Collection of I.A. Morozov was almost inaccessible for inspection, with the time the owner had intended to give it to Moscow, but there was a revolution. Gallery was nationalized and became the basis for the creation of the Museum of Modern Western Painting. The former owner was appointed deputy director of the museum. In late 1918, I.A. Morozov emigrated. It is known that Osip Mandelstam loved to attend the Museum of New Western Art. Here he could see the Impressionists, Van Gogh, Cezanne and other artists close to him spiritually. Mandelsham’s poem "Impressionism" (" The artist portrayed us... ", 1932 ) and a chapter "French" of his novel "Journey to Armenia" were associated with his visits to the museum. A partial reconstruction of the main house was carried out in 1929. The new exhibition hall was designed by architect S. Kalugin. The estate is located to Presidium of the Academy of Fine Arts of USSR, now the Russian Academy of Arts, in cooperation with the Research Institute of Theory and History of Fine Arts since 1947. The house is an object of cultural heritage of federal importance.
Автор статьи: Юлия Мезенцева
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(4)
Зубовский бульвар 15 стр. 2