Купеческая усадьба занимала угол Большой Ордынки и Климентовского переулка. Её название соединило фамилии купцов Долговых, строителей усадьбы, и последнего перед 1917 годом владельца, Николая Ивановича Жемочкина, торговавшего кожей и приводными ремнями.. По обычаю XVII - XVIII веков, главный дом усадьбы поставлен в глубине владения, перед ним простирается обширный парадный двор. Он отделён от улицы каменной оградой с решёткой в формах московского ампира начала XIX века. Ограда с небольшими скруглениями по краям, сделанными для расширения тротуара, то есть для удобства въезда на парадный двор, была снесена в ХХ веке и восстановлена в прежних формах. Пилоны ворот украшены лепным фризом и карнизом большого выноса, они служат пропилеями, подготавливающими въезжающего в усадьбу к восприятию парадного двора.
Главный дом усадьбы построен в 1770-е годы в стиле раннего классицизма. При строительстве здания были использованы стены сводчатого подклета. Они относятся к рубежу XVII - XVIII веков. Первоначальная архитектура здания была очень проста -не было ни портика, ни фронтона. Окна двух этажей были объединены плоскими вертикальными нишами. При реставрации ХХ века первоначальная декорация дома была воссоздана на южном фасаде здания. Чтобы его посмотреть, надо войти во двор со стороны Климентовского переулка. Там же можно увидеть восточный, садовый фасад дома с белокаменной полукруглой лестницей.
Долгое время строительство здания связывали с архитектором В. И. Баженовым. Он был женат на дочери хозяина дома, А. И. Долгова. Однако архитектура здания не несёт характерных примет творчества В. И. Баженова.
После пожара Москвы в 1812 году дом перестроили. Перестройка фасада была связана не только с необходимым ремонтом, но и с изменением архитектурной моды. Центр фасада был выделен пилястровым портиком с фронтоном. Гладкие стены, прорезанные проёмами окон, служат спокойным фоном для высококачественной лепнины. Она сосредоточена в верхних частях здания, во фронтоне, во фризе на антаблементе, между этажей. После перестройки усадьба стала одним из лучших образцов московского ампира. Обычно постройки этого стиля и такого высокого качества связывают с архитектором О. И. Бове. После 1812 года он возглавлял комиссию, утверждавшую фасады зданий в восстанавливающейся Москве.
Дом Долговых составляет ансамбль со стоящей на противоположной стороне Ордынки церковью Божьей Матери Всех Скорбящих радости. Интересен вид на дом Долговых с церковного двора, издали, и вид на храм с парадного двора дома Долговых, от портика.
Вначале ХХ века здание арендовала Третья женская гимназия. После 1917 года дом стал жилым, в нём жило около 250 человек. С середины ХХ века усадьбу занимал Институт востоковедения РАН. Сейчас же здесь располагается Институт Латинской Америки РАН.
The main manor house was built in the 1770s in the style of early classicism. During the construction of the building vaulted basement walls were used. Walls dated back to the turn of XVII - XVIII centuries. The original architecture of the building was very simple. There were no portico or pediment. The windows on two floors were combined with flat vertical niches. During the restoration of the twentieth century, the original decoration of the house was reconstructed on the southern facade of the building. There you can see the east, garden facade with white stone semicircular staircase.
For a long time the construction of buildings was associated with the architect Vasily Bazhenov. He was married to the daughter of the house owner, A.I. Dolgov. However, the architecture of the building does not bear the characteristic signs of creativity V.I. Bazhenov.
After the fire in Moscow in 1812, the house was rebuilt. The reconstruction of the facade was not only associated with the necessary repairs, but also with a change in the architectural fashion. The center of the facade was highlighted by a pilaster portico with a pediment. Smooth walls serve as a quiet background for high-quality stucco. It is concentrated in the upper parts of the building, in the pediment, in the frieze on the entablature, between the floors. After "perestroika" the estate became one of the best examples of the Moscow Empire. Usually the buildings of this style and such high quality are associated with the architect O.I. Bove. After 1812 he headed the commission, which approved the facades of buildings in the restored Moscow.
Dolgovs’ house makes an ensemble with the church of God Mother "Joy of All Who Sorrow" located on the opposite side of Ordynka. An interesting view of the Dolgov’s house from the churchyard, from a distance, and the view of the temple from the front yard of the Dolgov’s house, from the portico.
At the beginning of the twentieth century the Third women's gymnasium leased the building. After 1917 the house became residential, there were about 250 people. Since the mid-twentieth century manor house occupied by the Institute of Oriental Studies. In 1980-s farm housing estates, located on the corner of the alley Clement, was demolished due to construction of the metro. Upon completion of construction in their place new two-story buildings were built at different pitches and different architecture.
On Ordynka, on the end wall of the northern wing, restorers reconstructed the decoration of the facade of a one-story wing of the 18th century. The south wing of the front yard was demolished in the second half of the 20th century and instead of it the building was built 1.5 times higher. Construction stopped and demanded to restore the demolished. For many years, as this order is not being fulfilled, instead of the wing there is an unfinished house under the net.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)






