ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Анастасьинская рукодельная школа

Плотников пер., дом 19/38, стр. 1
выявленный объект культурного наследия
(Нет голосов)
Функциональное назначение здания ярко отражено в его декоре. Фасад украшают изображения двух девушек у швейной машинки, трудолюбивых пчел, а также совы – символа богини Афины, которая считается покровительницей ткацкого дела.
  • Анастасьинская рукодельная школа
+ -

Удивительно, как функции некоторых московских домов видоизменяются, но все же сохраняются через десятилетия. Дом № 19/38, строение 1 по Плотникову переулку имеет длинное историческое название: «Первое Городское Анастасьинское училище рукоделия (Городская рукодельная школа имени великой княжны Анастасии Николаевны)». Это была благотворительная школа для девочек, ее назвали в честь младшей дочери Николая II. Сейчас там – детский сад. То есть образовательно-подготовительное «направление» дома сохранилось.

Школа была построена в 1908 году по заказу В.О.Гаркави и А.И.Угримова. Автор проекта – гражданский инженер А.Н.Зелингсон (1867-1919) – известный архитектор, работавший в стиле неоклассицизма с элементами модерна. Эти направления были наиболее популярны и востребованы тогда в застройке города.

Назначение здания сказалось на его оформлении: на лепнине у входа сидят пчелы, под крышей можно разглядеть двух девиц у швейной машинки, а под самым коньком мы видим сову, которая словно бы венчает здание.

Если связь пчел и девушек с трудолюбием очевидна, то вот причина появления совы на рукодельной школе вызывает вопросы. А связь есть. Краеведы обратили внимание на то, что сова считается птицей богини Афины. А как известно, Афина – не только богиня-стратег и воительница, но и ткачиха, покровительница рукоделия.

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду и одежду Геры, а также обучила феакиянок ткацкому искусству. Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры.

Здание расположено в глубине квартала. Главный фасад решен в неоклассическом стиле, имеет несимметричную двухчастную композицию, где использованы рустовка натуральным камнем, пилястры и рельефы. Левая часть фасада оформлена плоским ризалитом с фронтоном. Центральную украшает фронтон с лепным декором. За свою историю дом претерпевал перестройки. От первоначального объемно-пространственного решения интерьеров сохранилось помещение, перекрытое коробовым сводом.

Здание Анастасьинской рукодельной школы в Плотниковом переулке – выявленный объект культурного наследия.

Продолжая исторические аналогии, можно сказать, что здание школы находится в переулке, имеющем «ремесленные корни». Имя Плотникова переулка напоминает о располагавшейся в этой местности Плотницкой (Плотничьей) слободе XVII века.

Евгения Твардовская
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Главный дом усадьбы Урусовых (Дом Радищева, XIX в.)

Главный дом усадьбы Урусовых (Дом Радищева, XIX в.)

Большой Афанасьевский пер., д. 9

То немногое, что «позволяет и в наши дни разглядеть облик Старой Конюшенной слободы, какой она была более ста лет назад» (Н. Анциферов).

Рейтинг: 3.25
Здания
Доходный дом Н.С.Титова

Доходный дом Н.С.Титова

Ружейный пер., д. 2, корп. А

В этом доме в 20-е годы прошлого века жили известный археолог Павел Дмитриев и его жена, работавшая в Оружейной палате, Елена Липеровская.

(Нет голосов)
Здания
Городская усадьба Хрущевых-Селезневых

Городская усадьба Хрущевых-Селезневых

Ул. Пречистенка, д. 12/2

Великолепный усадебный ансамбль на углу Пречистенки и Хрущевского переулка, сооруженный в 1815-1816 годах, является одним из лучших образцов ампирной жилой застройки Москвы.

3.27
Памятники
Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявивших муже- ство и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявивших муже- ство и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Пречистенка ул., д. 12

(Нет голосов)
Здания
Дом Ф.И. Шаляпина

Дом Ф.И. Шаляпина

3-й Зачатьевский пер., д. 3

Версий о том, как было выбрано новое жилье, немало, есть даже повествующая о том, что дом был выигран певцом в карты.

Рейтинг: 4.06
Памятники
Александров А. В.

Александров А. В.

Земледельческий пер., д. 20

Александр Васильевич Александров (1883—1946) — выдающийся композитор, хормейстер и дирижер.

(Нет голосов)
Здания
Дом с квартирой В.В. Вересаева

Дом с квартирой В.В. Вересаева

Шубинский пер., д. 2/3

Его книги «Записки врача», «На войне», «В тупике», «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина» читала вся Россия.

Рейтинг: 3.39
Музеи
Музей священника Павла Флоренского

Музей священника Павла Флоренского

Мемориальный музей священника Павла Флоренского, созданный по инициативе его внука игумена Андроника (Трубачёва) и искусствоведа Марии Люкшиной в 1997 году. Музей входит в число проектов Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского. Большую часть жизни Павел Флоренский прожил в собственном доме в Сергиевом Посаде, который купил в 1915-м. В этом же году в Москву переехала его семья из Тифлиса, чтобы жить поблизости от священника. Мать Ольга Флоренская, сёстры Раиса и Юлия, а также брат Андрей приобрели пятикомнатную квартиру, в которой после революции 1917 года и начала политики уплотнения была создана коммунальная квартира. Советские власти разрешили Флоренским оставить за собой две комнаты, однако через некоторое время староста квартиры П. А. Строев объявил семье о необходимости дополнительного уплотнения. В результате пятеро членов семьи было вынуждено проживать в одной комнате. С 1921 года Павел Флоренский начал работать в Главэлектро и часто останавливался у своей семьи, однако из-за отсутствия свободных спальных мест священнику приходилось ночевать и у своих друзей В. И. Лисева, Ефимовых. В 1933-м Флоренский был отправлен в лагерь, откуда он продолжал слать письма семье. Дочь священника Мария Флоренская-Трубачёва переехала в комнату в 1938 году, после того как переехали Раиса, Юлия и Андрей Флоренские, и стала последней из родственников священника, кто жил в квартире на улице Бурденко. В 1988-м дом закрыли на капитальный ремонт, после завершения которого правительство Москвы выделило Марии Трубачёвой отдельные помещения на окраине Москвы. Бывшая коммунальная квартира была разделена на две: однокомнатную площадью 42 м² и двухкомнатную площадью 66,5 м². В 1988 году по инициативе Марии Трубачёвой и Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры бывшая коммунальная квартира была включена в список вновь выявленных памятников истории и культуры города Москвы. Первым идею о создании мемориального музея Павла Флоренского в Москве озвучил академик Дмитрий Лихачёв. 22 января 1989 года он обратился к участникам выставки «Возвращение забытых имён», посвящённой жизни Павла Флоренского: Настало время принять меры, чтобы сохранить для потомства московскую квартиру П. А. Флоренского, устроить в ней музей, на базе которого могла бы быть налажена научно-исследовательская и культурно-просветительская работа по подготовке к изданию сочинений П. А. Флоренского. В 1992 году объект был утверждён в статусе памятника, подлежащего государственной охране, а в 1993-м игумен Андроник, внук Флоренского и директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского отправил прошение мэру Москвы Юрию Лужкову о создании музея Флоренского. В 1994-м с похожей просьбой отец Андроник обратился к руководителю департамента инженерного департамента правительства Москвы А. С. Матросову: ... Выяснилось, что мемориальная квартира разрушена во время проведения капитального ремонта дома с нарушением статьи 39 Закона Российской Федерации «Об охране и использовании памятников истории и культуры», т.е. заказчики ОКС ХОЗУ Совета Министров СССР, а затем Управление по капитальному ремонту и строительству Департамента инженерного обеспечения Правительства городу Москвы не согласовали проектную документацию с Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы и грубо игнорировали как предписания данного Управления, так и сигналы общественности. Результатом обращений отца Андроника стало совещание по созданию музея Павла Флоренского, проведённое А. С. Матросовым. После обсуждений дела было принято решение сохранить мемориальную квартиру, а также подготовить необходимые документы и отправить их правительству Москвы с просьбой принять решение о создании музея.  Соответствующие постановления были выпущены в 1994 году, однако из-за разделения бывшей коммунальной квартиры на две появились проблемы с оформлением юридического адреса музея. Благодаря Вячеславу Брагину и его личным связям с Юрием Лужковым вышло Постановление правительства Москвы от 5 сентября 1995 года «О создании в городе Москве музея-квартиры священника Павла Флоренского», согласно которому Министерство культуры обязывалось выкупить две квартиры и объединить их в одну. К началу 1997-го вся площадь бывшей квартиры Флоренского вошла в распоряжение министерства и сотрудники начали активную работу по восстановлению мемориальных интерьеров. Открытие музея состоялось 8 декабря 1997 года, в 60-летнюю годовщину со дня смерти Флоренского. В 2004 году музей совместно с Михаилом Тарковским и администрацией Кадыйского района стали инициаторами создания муниципального Историко-культурного музея села Завражье. В музее экспонируются материалы, связанные с кинорежиссёром Андреем Тарковским, Павлом Флоренским, а также историей края и села.

(Нет голосов)
Здания
Особняк Лыжина, архитектор Л. Н. Кекушев

Особняк Лыжина, архитектор Л. Н. Кекушев

Остоженка ул., д. 24

Родовой дом на Остоженке и текстильная фабрика в Ивантеевке достались младшему сыну купца, Владимиру Александровичу. Как раз в это время владение напротив покупает известный архитектор Л. Н. Кекушев, яркий представитель московского модерна. И Лыжин заказывает Льву Николаевичу проект перестройки дома

Рейтинг: 3.3
Здания
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

Рейтинг: 3.4