Кавалерским этот корпус называл сам Баженов в пояснениях, сделанных для императрицы к чертежам и планам фасадов. Располагался корпус перед главным дворцом императрицы и дворцом наследника, поэтому к его возведению архитектор приступил позже, в 1782 году. Уже летом 1784 года Баженов докладывал императрице, что возведены купол и парапет белого камня, а осенью того же года в записке А.А. Безбородко сообщал, что «корпус кавалерский уже весь докончен и изнутри выштукатурен».
Архитектор обыграл рельеф ландшафта, расположив главный императорский корпус на гребне возвышенности. Кавалерский корпус располагался чуть ниже и уступал по высоте дворцам императрицы и наследника, однако превосходил их размерами и монументальностью своего вида, в сравнении с украшенными более легким декором дворцов.
Выявленные археологами фундаменты, сохранившиеся планы и вид корпуса на представленном архитектором «Генеральном фасаде села Царицына» (панорама задуманного ансамбля со стороны Царицынских прудов, нарисованная Баженовым в 1776 году) позволяют предположить, что корпус задумывался не жилым, а «общественным», репрезентативным зданием. Центральную часть занимал парадный двухсветный зал-ротонда, перекрытый величественным куполом диаметром 12,8 м.
Это было одно из самых масштабных строений баженовского ансамбля. Панорама 1776 года свидетельствуют о том, что оно хоть и уступало в высоте императорским дворцам, но контрастировало с их легкими формами и, выступая на парадную площадь ансамбля, фокусировало внимание на себе. Архитектор, выстраивая иерархию зданий, отдал приоритет «духу общественности», столь значимому для идеологии Просвещения. Его и символизировал Большой Кавалерский корпус, в то время как главный императорский дворец был символом «кротости правления». Очевидно, эта иерархия соответствовала воззрениям императрицы в 1775–1776 годах, когда начиналось строительство царицынской резиденции, но согласиться с этой идеей в середине 1780-х императрица уже не могла.
Возможно, доминирование Большого Кавалерского корпуса над главным императорским дворцом стало одной из причин неприятия баженовского ансамбля Екатериной II, что повлекло за собой после осмотра в 1785 году отстранение архитектора от работ и передачу проекта полной перестройки дворца Матвею Фёдоровичу Казакову.
Разрушение главных корпусов, предназначенных для императрицы и наследника, и возведение на их месте М.Ф. Казаковым более крупного и значительно по размерам Большого дворца предрешили судьбу Большого Кавалерского корпуса: он оказался «не на месте» в новой композиции ансамбля и в 1794 году, когда строительство казаковского дворца завершалось, был разобран.
Но несмотря на то, что корпус был утрачен, в мобильном приложении «Узнай Москву» вы можете увидеть то, как он выглядел в режиме дополненной реальности. Для этого приезжайте в Царицыно, найдите фундамент Большого Кавалерского корпуса, нажмите кнопку «Дополненная реальность», затем «Я на месте». Наведите камеру смартфона на фундамент и наблюдайте за тем, как перед вашими глазами вырастает Большой Кавалерский корпус. Если вы находитесь не в Царицыно, нажмите «Дополненная реальность», затем «Я не на месте» и любуйтесь исчезнувшим произведением великого зодчего.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.


%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)



