ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом В.И. Штейнгеля – Лопатиных

(Нет голосов)
Дом В.И.Штейнгеля – исключительной сохранности образец послепожарного особняка в Москве. Хозяина причисляли к масонам. На доме нет масонских символов, но есть потайная комната, открытая при реставрации 1970-х гг.
  • Дом В.И. Штейнгеля – Лопатиных
+ -

Это здание замечательно и уникально как по своим архитектурным качествам, так и по мемориальному значению. Это исключительной сохранности образец послепожарного ампирного особняка в Москве. Примечательно, что после катастрофы 1812 года он был все же выстроен в дереве. Архитектор дома неизвестен, но надо учесть, что хозяин владения – Владимир Иванович Штейнгель – стал в 1814 году правителем дел гражданской и военной канцелярий, принимал активное участие в восстановлении города и у него установились дружеские отношения с заведующим «фасадической частью» архитектором Осипом Бове и другими служащими Комиссии для строений Москвы. После пожара облик таких небольших особняков выбирали по специально изданному собранию образцовых фасадов. Однако фасада дома Штейнгеля среди них нет. Так что не исключено, что проект делал лично Бове или кто-то из архитекторов Комиссии.

Строился дом, вероятнее всего, в период 1815–1817 гг. В нем есть парадная анфилада: зал и центральная гостиная, боскетная, она же чайная комната, парадная спальня. В 1830 году были устроены каминная и потайная комнаты, дверь в которую была замаскирована под шкаф. Ее обнаружили при реставрации дома в 1970-е годы. Эту комнату часто называют «масонской», так как Штейнгелю приписывали членство в этой тайном организации. Были также сделаны антресоли со стороны двора. Обращает на себя внимание их небольшая высота: всего 207 см, что мало даже по меркам XIX века.

Дом деревянный, но облицован рельефной штукатуркой, имитирующей руст. Выделяется арочный портик из колонн тосканского ордера. В него выходят три центральных окна. Фронтон – простой ступенчатый. Зато аттик – сложной формы. По верху всего здания проходит карниз. Основное оформление «досталось» фасаду по Гагаринскому переулку, хотя вход в дом – с Хрущевского переулка.

Этот московский адрес известен своими выдающимися обитателями. Барон Владимир Иванович Штейнгель состоял в Северном тайном обществе, участвовал в подготовке восстания декабристов, за что был осужден и сослан.

Дольше всех, почти 45 лет (1872—1917 гг.), усадьбой владела Екатерина Львовна Лопатина, жена коллежского советника, сестра математика П.Л.Чебышева. В «лопатинских средах» участвовали Толстой, Ключевский, Забелин, Фет, Тютчев.

В советское время в доме были квартиры, в одной из которых жил Юрий Борисович Шмаров – знаток русской генеалогии, собравший замечательную коллекцию родословных и портретов.

Сейчас дом принадлежит отделению архитектуры Академии Художеств.

Евгения Твардовская
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Центр эстетического воспитания «Мусейон»

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

Отдел осуществляет эстетическое воспитание детей и юношества с учетом возрастной психологии, культурных запросов современного общества на основе коллекций музея.Занятия проводятся в экспозиционных залах всех зданий музея, а также в студиях, мастерских, аудиториях Центра эстетического воспитания.Работа отдела строится по принципу развития существующих форм музейно-педагогической системы, сложившихся в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в сочетании с новыми художественно-образовательными программами.Студийные и аудиторные занятия проводятся с активным использованием новых аудиовизуальных средств и возможностей Интернета.В «Мусейоне» воспитанники музея демонстрируют свои творческие удачи на выставках детского рисунка, на музыкальных вечерах, в музыкально-литературных композициях, завершающих каждый год занятий.

(Нет голосов)
Дома
Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Воздвиженка ул., д. 7/6

С середины XV в. на этом месте существовал монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове. Улица, куда он выходил, называвшаяся Арбатской, а с середины XVII в. Смоленской, как начало важной дороги к этому городу получила название Воздвиженка лишь во второй четверти XVIII в.

(Нет голосов)
Маршруты
КиноМосква: переулками Арбата

КиноМосква: переулками Арбата

Наш маршрут будет проходить по переулкам, лежащим между Пречистенкой и Арбатом. Здесь снимались самые популярные и не очень известные, но от этого не менее любопытные художественные фильмы.

3.56
Дома
Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Знаменка, д. 10, стр. 1

Самый красивый фасад этого дома, как ни странно, спрятан от глаз прохожих.

(Нет голосов)
Маршруты
Московский модерн

Московский модерн

Московским заказчикам нравились все варианты модерна - от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. И на этой прогулке вы сможете увидеть самые яркие образцы этого стиля в нашем городе.

3.98
Музеи
Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной (отдел Государственной Третьяковской галереи)

Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной (отдел Государственной Третьяковской галереи)

Мемориальный музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной – один из столичных музеев. Он находится в одноэтажном особняке недалеко от Садового кольца. Это здание было специально спроектировано под художественные мастерские. На данный момент экспозиция музея включает обширное собрание творений Голубкиной. В музейных фондах хранится более сотни скульптур, коллекция рисунков и камней, подставки, инструменты, а также технические приспособления, необходимые в работе скульптора. Кроме творений выставлены личные вещи А. С. Голубкиной. Здание музея относится к объектам культурного наследия регионального назначения.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом О.С. Петровской

Доходный дом О.С. Петровской

пер. Сивцев Вражек, 41/28

Доходный дом О.С. Петровской был построен в начале XX века архитектором Дмитрием Михайловичем Челищевым, потомком древнейшего рода, известного со времен Александра Невского.

3.25
Дома
Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

ул. Волхонка, д. 15

Его можно назвать «храмом четырёх монархов»: задуман при одном императоре, начат при другом, закончен при третьем и освящён при четвёртом – соответствующая надпись была в интерьере ещё до революции (сейчас она воссоздана). Её создатели и не догадывались, что на этом сложные перипетии истории храма Христа Спасителя отнюдь не закончатся…

3.6
Дома
Дом купцов Патрикеевых

Дом купцов Патрикеевых

Ул. Арбат, д. 53, стр.6

Дом отреставрирован, над входом восстановлен вензель Ильи Патрикеева – перекрещенные буквы «И» и «П».

3.67
Дома
Городская усадьба П.А. Новикова – Н.В. Смольянинова - Л.М. Савелова

Городская усадьба П.А. Новикова – Н.В. Смольянинова - Л.М. Савелова

Трубниковский пер., д. 15

Дом № 15 в Трубниковском переулке - образец хорошо сохранившейся исторической застройки первой трети XIX в., имеющий мемориальную ценность. Дом связан с именами видных общественных деятелей того времени: П.С. и Д.П. Руничей, П.А. и Е.П. Новиковыми, Л.М. Савеловым.

3.44
Дома
Особняк Листа

Особняк Листа

Глазовский пер., дом 8, стр. 1

Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.

3.73
Дома
Городская усадьба Матюшкиных – М.П. Азанчевского

Городская усадьба Матюшкиных – М.П. Азанчевского

Б. Кисловский пер, 1 стр. 2

В 1881–82 гг. здесь жил Д.Н. Мамин-Сибиряк и работал над романом "Приваловские миллионы".

3.1