ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом А. И. Лобанова-Ростовского

3.75
Кампорезе или Казаков? Кто из именитых архитекторов – автор этого здания? Пока вопрос открыт.
  • Дом А. И. Лобанова-Ростовского
+ -

На рубеже XVII-XVIII веков на землях бывшей Мясницкой слободы стали охотно селиться представители дворянства и купечества. Мясницкая улица, ставшая к тому времени одной из главных городских артерий, украсилась немалым количеством каменных домов. Одним из новых домовладельцев стал купец Гостиной сотни Федор Козмин (Казьмин), который и выстроил, с отступом от красной линии улицы, каменные барочные палаты.

Шли годы, менялись хозяева, менялась и архитектурная мода. И в середине 1760-х годов новым владельцем становится генерал-аншеф П. И. Панин, известный военачальник Семилетней войны, позже командовавший подавлением Пугачевского восстания. При нем старый особняк был перестроен. По обеим сторонам к главному дому были пристроены крылья, изменился декор фасадов. А еще через тридцать лет князем Александром Ивановичем Лобановым-Ростовским, ставшим в 1791 году владельцем усадьбы, была затеяна новая перестройка.

Очень часто автором проекта, придавшего главному зданию классический облик, сохранившийся и поныне, называют одного из самых известных московских архитекторов Матвея Федоровича Казакова. Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Фасад здания вошел в знаменитые «Архитектурные альбомы» зодчего, но Казаков включал в альбомы не только свои творения, но также планы и фасады понравившихся ему «партикулярных строений», созданных другими архитекторами – его современниками. Вполне вероятно, что строителем был зодчий Франческо (Франц Иванович) Кампорезе. Скорее всего, по его проекту двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами. Центральная часть главного фасада получила украшение в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина, создающего впечатление триумфальной арки. В свою очередь два боковых пилястровых ионических портика лаконичны и легки. И наружные стены, и интерьеры здания украшены богатым лепным декором.

В конце1820-х годов (скорей всего, после 1828-го, см. исследования) здесь размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основанная графом С. Г. Строгановым, – предтеча Строгановского училища. А в 1826 году усадьбу приобрел управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, известный историк Алексей Федорович Малиновский. В это время здесь не раз бывал Александр Сергеевич Пушкин. А хозяйка дома, Анна Петровна, хорошо знакомая с семьей Гончаровых, приняла активное участие в сватовстве поэта.

В 1836 году у владения появляются новые хозяева: известные механики, датчане братья Николай и Иоганн Бутенопы, владельцы завода по производству сельскохозяйственной техники, а помимо этого - еще и башенных часов. Часы, изготовленные на заводе Бутенопов, были установлены и на Большом Кремлевском дворце, и на Спасской башне Московского Кремля. Курантами они украсили и мезонин дома на Мясницкой. Сама же усадьба была приспособлена под производственные цели.

В 1874 году владение приобрели братья Липгарты, владельцы «Товарищество Эмиль Липгарт и Ко». Во дворе усадьбы были возведены новые производственные корпуса по проекту архитектора А. Ф. Мейснера. В одном из строений разместилось реальное училище К. П. Воскресенского. В 1906 году для училища одним из известных мастеров московского модерна А. В. Кузнецовым был построен новый корпус (нынешнее строение 2).

После 1917 года в старинном здании расположился госпиталь, а потом сюда въехала Московская потребительская коммуна и Совет кооперации.

К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором - Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства «Меценат клуб» - была проведена полная комплексная реставрация. Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Алексей Сазиков   12 июля 2015 22:01

    Вы правы, распространенная ошибка - считать, что школа открыта в этом доме в 1825 г. Сказать, что находилась в 1820-х наверное можно. Есть, правда, еще одно обстоятельство, которое требует дополнительных исследований. У Романюка в книге "Из истории московских переулков" и у Сорокина в "Науке и жизни" № 6, 2006 говорится, что Школа рисования по отношению к искусствам и ремеслам после 1812 г. арендовала дом № 4 по Большому Златоустинскому переулку. Так вот, возможно именно там после Мясницкой, 13 находилась Школа, а на Мясницкую, 43 переехала только когда дом приобрели Бутенопы. Честно говоря, есть большие сомнения, что Малиновский живя с семьей в этом доме, принимая гостей, еще и сдавал помещения для Школы, открытой для обучения детей самого простого сословия.

  • Узнай Москву   6 июля 2015 16:43

    Спасибо за комментарий и ссылку: очень интересное исследование! Хотя, справедливости ради, и там написано: "Поскольку документов относящихся к раннему периоду существования школы Строганова практически не сохранилось, навряд ли удастся выяснить в каком году между 1827 и 1838 Школа сменила место расположения. Вероятно, это произошло после смерти Сергея Николаевича Салтыкова, последовавшей в 1828 г."
    1827-1828 годы - это все-таки всё те же 1820-е.
    Но уточнения в текст внесены!

  • Aleksey Sazikov   27 апреля 2015 21:45

    Мнение, что в этом доме в 1820-х годах размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам» - очень распространенная ошибка. Школа здесь действительно размещалась, но позже. Подробности можно посмотреть на сайте Строгановки http://mghpu.ru/about/history#строгановка-на-карте-москвы

  • Aleksey Sazikov   27 апреля 2015 21:44

    Мнение, что в этом доме в 1820-х годах здесь размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам» - очень распространенная ошибка. Школа здесь действительно размещалась, но позже. Подробности можно посмотреть на сайте Строгановки http://mghpu.ru/about/history#строгановка-на-карте-москвы

Интересное рядом

Дома
Доходный дом С.И. Сытова

Доходный дом С.И. Сытова

Ул. Мясницкая, д.22, стр. 1

Рядом с домом Юшкова на Мясницкой, где долгие годы располагалась квартира Пастернаков, в Банковском переулке жил ближайший друг детства и юности Б.Пастернака.

3.56
Территории
Садовая-Черногрязская улица

Садовая-Черногрязская улица

Название этой улицы с непролазной грязью никак не связано.

(Нет голосов)
Дома
Флигель усадьбы Куракина

Флигель усадьбы Куракина

Новая Басманная ул., д. 4-6, стр. 16

Здание было выстроено в формах так называемого аннинского барокко неизвестным архитектором.

3.44
Дома
Дом газеты «Русские ведомости»

Дом газеты «Русские ведомости»

Бобров пер., д. 4

Неприметный с виду дом в Бобровом переулке, 4, на протяжении десяти лет — с 3 ноября 1875 по 20 мая 1886 г. был местонахождением газеты «Русские ведомости».

3.48
Памятники
Гааз Ф. П. (ограда памятника)

Гааз Ф. П. (ограда памятника)

М. Казенный пер., д. 5а

Федор Петрович Гааз (1780—1853) — московский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор», основатель Александровской (ранее Полицейской) больницы.

(Нет голосов)
Дома
Московский Златоустовский монастырь

Московский Златоустовский монастырь

Малый Златоустинский пер., д. 5, стр. 1

Один из древнейших монастырей Москвы просуществовал более пяти веков, пока не был разрушен в 30-е годы XX века.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Нарышкиных – Александровская больница

Усадьба Нарышкиных – Александровская больница

М. Казенный пер., д. 5

Усадьба, связанная с именем «святого доктора» Федора Петровича Гааза.

3.48
Памятники
Памятник М.И. Авербаху

Памятник М.И. Авербаху

Садовая-Черногрязская ул. (Б. Харитоньевский пер.), д. 14/19

Михаил Иосифович Авербах (1872—1944) — крупнейший российский и советский офтальмолог, действительный член АН СССР, лауреат Сталинской премии I степени.

(Нет голосов)
Музеи
Музей русского лубка и наивного искусства

Музей русского лубка и наивного искусства

Музей русского лубка и наивного искусства создан на основе двух музеев – Музея наивного искусства и Московского музея народной графики. Музей наивного искусства с момента создания в 1998 году располагался в уникальном здании стиля модерн в московском районе Новогиреево. Изначально музей, выросший из музейно-выставочного центра «Истоки», действовавшем в особняке с начала девяностых, был муниципальным, статус государственного учреждения он получил в 2003 году. С этого началась официальная история музея, на протяжении которой его работниками была проведена большая подвижническая работа по сохранению и исследованию наивного искусства России и стран бывшего СССР: благодаря большим и малым выставочным проектам, издательской деятельности и профессиональным научным контактам была собрана значительная коллекция, изданы исследовательские и каталожные материалы. В 2013 году начинается новая реорганизация музея, в результате которой в 2014 году значительно увеличились выставочные площади – был присоединен выставочный зал «Арт-Измайлово». Благодаря этому у музея появилось пусть несовершенное, но собственное хранилище фондов. В конце 2015 года решением Департамента культуры была завершена реорганизация. Музей наивного искусства был объединен с Московским музеем народной графики под новым названием Музей русского лубка и наивного искусства. В коллекции музея находится около 1800 экспонатов, относящихся к направлению «наивное искусство» и «аутсайдер-арт». Среди них работы Павла Леонова, Владимира Зазнобина, Михаила Королёва, Ивана Сарычева, Кати Медведевой, Любови Майковой, Марии Примаченко, Василия Григорьева, Моники Бичюнене, Александра Белых, Михаила Ржанникова, Алевтины Пыжовой, Александра Лобанова и других. Музей активно занимается как популяризацией классиков наива, так и открытием новых имен в наивном искусстве, таких как Борис Павлов, Владимир Аносов, Олег Гордеев, Александра Рыжова и других. После объединения и реорганизации фонды музея пополнились лубочными листами (свыше 70 подлинников XIX в.), реконструкциями лубка, которые созданы в 1980-90-е гг. В.П. Пензиным, директором Московского музея народной графики – к ним относятся Библия Василия Кореня (XVIII в.) и листы из собрания Д.А. Ровинского (около 200 листов) и современной графикой участников «Мастерской народной графики» с элементами лубочных мотивов (около 2000 листов).

(Нет голосов)
Территории
Сретенский бульвар

Сретенский бульвар

Сретенский бульвар, самый короткий из бульварного кольца – всего 214 м, был разбит в 1830 году

(Нет голосов)
Дома
Куракинская богадельня

Куракинская богадельня

Ул. Новая Басманная, д. 4

Богадельня строилась для призрения увечных воинов по воле князя Бориса Ивановича Куракина

3.42
Музеи
Музей Маяковского в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева

Музей Маяковского в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева

Библиотека-Читальня им. И.С. Тургенева – это многофункциональное учреждение, сочетающее библиотечно-информационное обслуживание посетителей с проведением культурных, образовательных и досуговых мероприятий. Здесь же располагается музей Маяковского. Всю информацию о работе Библиотеки-Читальни можно узнать по телефону: + 7 (4956) 25-82-47.

(Нет голосов)