ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом А.В. Кузнецова

3.77
Этот дом еще в 1920 году получил статус исторического здания: «ценного по своим художественно-архитектурным достоинствам».

  • Дом А.В. Кузнецова
+ -

Дом, соседствующий с домом Мастера в Мансуровском переулке, и сегодня привлекает прохожих своим необычным фасадом с барельефными медальонами над окнами, изящной ажурной решеткой, кованой калиткой ампирного рисунка, ведущей в узкий дворик, и необычно маленькой (высотой чуть больше метра) дверцей в каменной ограде…

В существующих границах данное владение выделилось из крупной усадьбы после 1812 года. В 1820-1822 годах усадьба числилась за коллежской секретаршей Александрой Захаровной Измальской-Платоновой. К этому времени уже был возведен одноэтажный главный дом – деревянный; он был поставлен по красной линии переулка, что заметно выделяло его среди других.

«В мае 1915 года мой отец, Александр Васильевич Кузнецов, известный в Москве архитектор, купил этот дом у старой купчихи Е.А.Воскобоевой, собиравшейся уехать в Петербург на житье к сыну. Поводом для папиной покупки послужило желание поселиться где-то поблизости от гимназии Алферовой, куда поступила моя старшая сестра Эля, но в действительности главной причиной было его давнишнее, заветное желание создать дом, полностью отвечающий вкусу и потребностям его самого и всей нашей сем ьи» (из воспоминаний И.А.Кузнецовой, дочери архитектора).

Маленький пятиоконный дом очень приглянулся Кузнецову. Именно такой – старый ампирный особнячок – как нельзя лучше подходил для реализации планов по обустройству усадьбы, идеально подходящей для жилья, каждая часть которой несла бы свою функциональную нагрузку и вместе с тем создавала целостный и запоминающийся архитектурный ансамбль.

Перестройка дома в Мансуровском проводилась в очень сжатые сроки. Главный дом удлинился в глубину двора и был объединен с малым корпусом. Угол между ними был заполнен каменным объемом сложной формы, где поместился кабинет-мастерская (40 кв. м). Так появилось огромное окно-портик, украшенное по бокам двумя декоративными барельефами венков, повторяющими мотив уличного фасада. В самом кабинете расположилась высокая белая печь с камином, за которой притаилась арочная ниша с балкончиком над ней, т.н. «скворечником». Попасть на балкон можно было лишь по практически незаметной узенькой винтовой лестнице.

Высокий глухой деревянный забор – наследство от прежней хозяйки по Мансуровскому переулку – снесли, въездные ворота, по замыслу Кузнецова, перенесли в Еропкинский переулок. Дом обзавелся оштукатуренной стенкой с легкой ажурной решеткой, и вход через красивую чугунную калитку был перенесен направо от дома. Глухая стена соседнего пятиэтажного здания увита диким виноградом, который стараниями семьи жив до сих пор.

Дорожка, усыпанная гравием, вела к входу в переднюю (появилась после перестройки дома), откуда можно было попасть либо в вестибюль, либо в темно-красный холл, окаймленный с трех сторон лестницей, ведущей в мезонин. Мезонин, кстати, также был надстроен. В то время подобные надстройки запрещались, но Кузнецову удалось убедить, что с улицы ничего заметно не будет. Так и оказалось – и наверху поместились «три светелки для трех дочек». Под самым потолком в холле расположилось огромное полукруглое окно, под лестницей – кладовка.

Из вестибюля посетитель попадал в столовую, выполненную в неорусском стиле. Прежде всего поражали сводчатый потолок и большое полукруглое окно с изящным стрельчатым переплетом, напротив которого была воздвигнута необыкновенной красоты печь с изображениями на изразцах двуглавого орла и герба дома Романовых. Изразцы эти были высланы Кузнецову в подарок его другом, который строил для Николая II охотничий домик в Беловежской пуще. Другой приятель Александра Васильевича, Н.Н. Соболев, подарил для столовой несколько рулонов обоев с росписями на ярко-золотом фоне, демонстрировавшихся в Русском павильоне на международной выставке в Париже в 1900 году.

Из столовой можно было перейти в гостиную – синяя с белым, с ампирной мебелью, она была выполнена в классическом стиле: две ионические колонны из искусственного мрамора образовывали род портика перед той частью комнаты, где расположился рояль. Дверь в углу вела в родительские спальни.

В октябре 1917-го двор дома стал границей между прошлым и будущим. Вся семья Кузнецовых пряталась в столовой, как наиболее защищенной части дома; окна комнат, выходящих в сад, по настоянию жены Кузнецова Веры Васильевны были заложены матрасами. Через сад летели пули, пробегали лазутчики... В те тревожные дни к Кузнецовым заходил генерал Брусилов, его домашние часто переговаривались с Александром Васильевичем, чтобы передать последние новости и выработать стратегию поведения.

В 1921-м Кузнецовых «уплотнили». Гая Дмитриевич Гай, друг самого Буденного, выбирал придирчиво: печь с императорскими изразцами презрительно назвал «очагом контрреволюции», а для своей семьи присмотрел красивую гостиную и спальни. В 1924-м случилась «демуниципализация», за Гаем была оставлена только одна комната – гостиная; а в 1926-1927 гг. он произвел комнатный обмен и съехал. Новый сосед, друг Гая, пожил совсем недолго. Затем уже не гостиную – флигель заняла другая семья, которая прожила здесь до 1970-х годов.

После революции Александр Васильевич преподавал в Московском архитектурном институте и до начала 1930-х продолжал активную работу в области промышленного строительства. Весьма дружен был с архитекторами Федором Осиповичем Шехтелем и Константином Степановичем Мельниковым. Первый оказал на Кузнецова очевидное влияние: в той же столовой к русскому стилю явно примешивается модерн. Со вторым Александр Васильевич очень любил «в шутку» спорить о том, чей дом лучше: «конструктивистски-обсерваторный» в Кривоарбатском или «лирически-русский» в Мансуровском?

Усадьба в Мансуровском неоднократно становилась съемочной площадкой. Англичане нашли здесь натуру для «Обломова», а для Никиты Михалкова как актера этот дом дважды выполнил роль сцены: один раз в 1966-м, в телефильме «Шуточка», второй – в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова (1984 год). В 1991-м в этом же месте снимался фильм Сергея Соловьева «Дом под звездным небом» – фантасмагория, которую критики считают одной из самых страшных и недооцененных картин режиссера. Снаружи, в фильме, это был дом Берковича на Соколиной горе, внутри – дом Кузнецова в Мансуровском…

В особняке и по сей день живут потомки Кузнецова. Дом является объектом культурного наследия федерального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Флигель усадьбы А.А. Яковлева

Флигель усадьбы А.А. Яковлева

Гоголевский бул, д. 2

В 1836 году здесь в гостях у директора гимназии М.А. Окулова побывал А.С. Пушкин.

3.3
Дома
Дом, где жил писатель Е. Петров

Дом, где жил писатель Е. Петров

Троилинский пер., д. 3

Именно в этом доме решали зарезать Остапа Бендера или все же задушить...

3.56
Дома
Московская 1-я мужская гимназия

Московская 1-я мужская гимназия

Б. Знаменский пер., дом 2, стр. 1 (Гоголевский бул., д. 2)

Здесь учились историки Соловьев и Погодин, драматург Островский, теоретик анархизма Кропоткин.

3.4
Дома
Особняк М.К. Морозовой

Особняк М.К. Морозовой

Смоленский бул., 26/9 с1

Красивейший особняк с изящной полуротондой на фасаде. Взглянув на него, забываешь, что совсем близко гудит и шумит Садовое кольцо.

3.79
Дома
Усадьба Лопухиных

Усадьба Лопухиных

Малый Знаменский пер., 3/5

История усадьбы уходит в XVII век, следы архитектуры которого можно увидеть на дворовом фасаде здания. Парадный же фасад был отреставрирован в классических формах, чтоб отдать дань богатой истории здания в XVIII веке.  

3.52
Дома
Церковь Илии Пророка Обыденного

Церковь Илии Пророка Обыденного

2-й Обыденский переулок, дом 6/3, строение 1

Построенный по случаю радостного события, этот храм стал счастливым во всех смыслах: должен был быть закрыт 22 июня 1941 г., но так и не закрывался и стал приютом многих святынь

3.56
Дома
Станция метро "Смоленская"

Станция метро "Смоленская"

ул. Арбат, дом 52, строение 1

В оформлении станции отражена тема героической борьбы и побед русского народа над иноземными захватчиками.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Н.И. Несвицкой

Усадьба Н.И. Несвицкой

Смоленская-Сенная пл., 30

В середине XVIII века владение, располагающееся по нынешнему адресу Смоленский бульвар, 30, принадлежало Н. М. Желябужскому. При нём и был отстроен главный дом. Он показан, в частности, на плане Москвы 1775 года. В конце столетия, владение меняет хозяина – в 1794 году обширную усадьбу приобретает Н. И. Несвицкая.

3.35
Дома
Здание МИДа

Здание МИДа

Смоленская-Сенная пл., дом 32-34/57/23, стр. 2

Здание Министерства иностранных дел, одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов. Авторы проекта здания МИДа - архитекторы Михаил Адольфович Минкус и Владимир Георгиевич Гельфрейх.

3.75
Маршруты
От Смоленской  до Сивцева Вражка

От Смоленской до Сивцева Вражка

Гуляя по этому маршруту от Смоленской до Сивцева Вражка, мы окунемся в историю двух разных эпох, двух миров.

3.35
Маршруты
 Михаил Ширвиндт: исповедь московского хулигана

Михаил Ширвиндт: исповедь московского хулигана

"Зато теперь я могу любому автомобилисту рассказать про каждый угол Москвы - где и что находится", - говорит телеведущий Михаил Ширвиндт. И ведь рассказывает, да еще как! Прогулка от Пречистенки до Малой Бронной. С небольшим отступлением от темы в сторону Швивой горки.

3.45