Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Дом Брюсова

Дом Брюсова

ЦАО, Мира просп., дом 30, строение 1
Проспект Мира
Коттедж в стиле северный модерн, ставший резиденцией В.Я. Брюсова и поэзии Серебряного века.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы постройки:
1830-е
Архитекторы:
В.И. Чагин
Назначение постройки
Общественное учреждение

История появления и значимые персоны

На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн - известный московский мемориальный памятник - дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни – с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер.

Сам особняк до революции (тогдашний его адрес – 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже.

Дом был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба – дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.

Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов.

Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях – журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых - романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы». Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского – на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка. 

Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы – до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.

Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями – работал в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе), возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.

Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.

В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.


Перестройка и реставрация

В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас

.
Автор статьи: Мария Подъяпольская
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Городская купеческая усадьба Кирьяновых
icon
г. Москва, Сретенка ул., д. 17, стр.1-2
«Миротворцы»
icon
Рукопожатие символизирует мир и сотрудничество
Проспект Мира, д. 36, стр. 1
Проспект Мира
star-icon
3.7
Дом-музей В. М. Васнецова
icon
г. Москва, пер. Васнецова, д. 13
Проспект МираСухаревская
Памятный знак Сухаревой башне
icon
Большая Сухаревская пл.,2
Большая Сухаревская площадь
icon
Некогда самая, пожалуй, шумная площадь.
пл. Большая Сухаревская
Сухаревская