ENG
Самые красивые и интересные места в Москве — Узнай Москву.

Большая Сухаревская площадь

+ -

Сухаревка, как издавна называли саму площадь и прилегающие к ней кварталы, была знаменита не только на всю Москву, но и на всю Россию. Трудно было найти в Белокаменной место более многолюдное, шумное и оживленное. Название это часто встречается в русской классической и мемуарной литературе.

В старой Москве это место было весьма выдающимся и памятным — здесь почти полтора века находился знаменитый Сухаревский рынок или просто - Сухаревка.

Сухаревская площадь была отмечена высокой, монументальной Сухаревой башней — ее верхушка со шпилем просматривалась с весьма дальнего расстояния. Арка в цоколе башни служила воротами былого Земляного города, открывая въезд в Москву со стороны 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). В самой башне, сооруженной на рубеже XVII—XVIII веков, Петр I поместил Школу математических и навигацких наук — первое в России высшее техническое учебное заведение, готовившее судоводителей, инженеров, геодезистов и т. п. Здесь же была оборудована астрономическая обсерватория. Позднее, с 1828 по 1893 год, в башне находились резервуары Мытищинского водопровода.

Само название башни и площади происходило от имени верного Петру I стрелецкого полковника Л. П. Сухарева, чей полк нес охрану ворот и прилегающей местности.

В 1780-х годах около ворот разросся давно уже существовавший здесь торг, где приезжие крестьяне торговали мясом и другими продуктами. В XIX — начале XX века помимо съестных припасов на рынке можно было приобрести старые вещи, подчас ценные художественные изделия, а также древние рукописи и книги. Частыми посетителями Сухаревки были многие выдающиеся любители старины и коллекционеры — А. А. Бахрушин, И. Е. Забелин.

Именно на Сухаревском рынке толстовский Пьер Безухов купил себе в 1812 году пистолет, которым намеревался убить Наполеона. Нравы рынка колоритно описал в очерке «Сухаревка» В. А. Гиляровский.

В декабре 1920 года постановлением Моссовета рынок, как один из главных очагов спекуляции, был закрыт.

После введения НЭПа рынок снова открылся, но вскоре был упразднен окончательно.

После сноса Сухаревой башни в 1934 году здесь установили Доску почета лучших колхозников Московской области и площадь получила название Колхозной, чтобы с 1939 года стать Большой Колхозной. В 1994 году площади вернули историческое название, первоначально объединив две площади (Большую и Малую) в одну. Но т.к. при этом потребовалась перенумерация зданий, недопустимой из-за того, что тогда бы изменился адрес Института скорой помощи им. Склифосовского, было принято решение оставить деление на Большую и Малую.

Татьяна Воронцова
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

Рейтинг: 3.3
Дома
Филаретовское епархиальное училище

Филаретовское епархиальное училище

Малый Харитоньевский переулок, д. 5

М.П. Чехова вспоминала, что «познакомилась с девочкой, учившейся в Филаретовском женском епархиальном училище. Она рассказала мне, как хорошо они учатся, интересно проводят время, танцуют, и мне очень захотелось там учиться».

Рейтинг: 3.35
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

Рейтинг: 3.4
Территории
Проспект Академика Сахарова

Проспект Академика Сахарова

Улица, планировавшаяся еще в 1935 году, появилась лишь полвека спустя.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник С.А. Чаплыгину

Памятник С.А. Чаплыгину

Пересечение Б. Харитоньевский пер. с Малым.

Памятник рядом с музеем-квартирой С. А. Чаплыгина.

(Нет голосов)
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Печатников переулок, д. 7

В этом доме жила киношная Эллочка-людоедка, героиня романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"

Рейтинг: 3.42
Дома
Городская усадьба начала 19 в

Городская усадьба начала 19 в

Рождественский бульвар д.13, стр.1 и 2.

Два дома, похожих как две капли воды стоящие рядом друг с другом на внешней стороне Рождественского бульвара напротив стен одноименного монастыря органично вписываются в архитектурный ансамбль бульвара.

(Нет голосов)
Дома
Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.

Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.

Мясницкая ул., д. 47

Здание Госторга, ныне Министерство торговли РСФСР, 1927 г., Мясницкая ул., д. 47 (арх. Великовский Б.М., Владимиров В.Н., Вегман Г.Г.)

(Нет голосов)
Дома
Дом Кирхгоф

Дом Кирхгоф

Мещанская улица, дом 1/17, стр.2

Многоэтажный доходный дом построен по проекту арх. Н.Ларионова в 1875 г.

Рейтинг: 3.44
Дома
Дом Московского Политехнического общества

Дом Московского Политехнического общества

Малый Харитоньевский пер, д. 4

Над входом высечены буквы «П» и «О», которые означают «Политехническое общество». По сторонам центрального эркера две даты: «1878» - год основания общества и «1905» - год закладки этого здания.

Рейтинг: 3.85
Дома
Здание Наркомата Земледелия

Здание Наркомата Земледелия

Садовая-Спасская ул., 11

Здание Наркомата Земледелия, построенное с 1927 по 1933 год с внешней стороны Садового Кольца, конструктивисты называли данью моде на авангард, но это, конечно, не просто подражание.

Рейтинг: 3.48
x^