ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Марины Цветаевой

3.6
В этом доме Марина Цветаева была счастлива. Из всех ее адресов этот, последний московский, наверное, единственный счастливый.
  • Дом Марины Цветаевой
+ -

Между Поварской и Новым Арбатом, рядом с бывшей Собачьей площадкой стоит двухэтажный с виду особнячок – последний счастливый московский дом поэта Марины Ивановны Цветаевой.

Владение, долгое время не располагавшее каменным домом, в середине XIX в. досталось жене отставного подполковника А.Д. Сабко, которая построила в 1861-1862 гг. нынешний дом: двухэтажный, а с чердаком и подвалом – четырехэтажный. Во двор вели витые чугунные ворота с калиткой. Вскоре дом купил коллежский асессор А.А. Цветаев – нет, не родственник, просто однофамилец. Семья Цветаевых владела им до конца века. Затем Вильсоны, Родионовы, Балашовы, Дмитриевы. В 1914 г. юная Марина Цветаева с мужем С.Я. Эфроном и дочерью Ариадной сняла здесь одну из четырех квартир (№ 3 на втором двухъярусном этаже).

Марина прожила в доме восемь с половиной лет. Здесь прошли первые счастливые годы ее замужества. Тогда она называла дом: «колодец уюта и волшебства», «волшебный дом». Здесь же она пережила две революции, войну, страшную нищету, голод, рождение и смерть второй дочери – Ирины, известие (ложное) о гибели мужа. Тогда этот дом был «странным и даже страшным». Здесь же она состоялась как поэт и прозаик, написав 11 книг и множество стихов. Отсюда в 1922 г. Цветаева с дочерью уехала в эмигрантские скитания.

Квартира Марины начиналась комнатой с камином и потолочным окном – «тёмной гостиной», далее кабинет поэта, детская в три окна, во втором ярусе кухня и комната мужа – «чердачный дворец», которую Марина любила больше всего. К 1922 г. уютные квартиры превратились в многочисленные коммуналки. В распоряжении семьи Цветаевой остались три комнаты.

Коммуналки в разрушающемся доме оставались все советские годы. В 1930–х гг. его пытались снести, помешала война. В 1979 г. он вновь подвергся атаке. После многолетней борьбы, благодаря самоотверженности последнего жильца дома и первого научного руководителя музея Н.И. Катаевой-Лыткиной, дом не просто спасли от разрушения, но восстановили его архитектуру и мемориальное значение. В год столетия поэта в 1992 г. открылся Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой».

Ныне музей располагает семью мемориальными комнатами, научной библиотекой, концертным залом, архивом Русского зарубежья.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Памятники
Шолохов М. А.

Шолохов М. А.

Гоголевский б-р (напротив д. 10)

(Нет голосов)
Дома
Особняк баронов Поляковых

Особняк баронов Поляковых

Ул. Большая Бронная, д. 10

Владение 10 по Большой Бронной улице – бывшая усадьба Волконских-Осташевского.

3.48
Дома
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4
Территории
Кудринская площадь

Кудринская площадь

В XIV в. здесь располагалось село Кудрино и двор героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей искусства народов Востока

Государственный музей искусства народов Востока

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

(Нет голосов)
Дома
Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Общежитие Московского университета им. Николая II, 1903 г., архитектор Р. И. Клейн. С 1950 г. ‒ Институт физики Земли, в котором в 1950-1956 гг. работал Герой Советского Союза академик О. Ю. Шмидт

Грузинская Б. ул., дом 10, строение 1

Надпись на мемориальной доске на здании гласит: «В этом здании работал с 1950 по 1956 г. основатель Института теоретической геофизики Академии наук СССР, выдающийся ученый, государственный и общественный деятель, Герой Советского Союза академик Отто Юльевич Шмидт».

(Нет голосов)
Дома
Дом Коробковой

Дом Коробковой

Тверской бул., д. 6

Дом охранял дракон, но все же не уберег его от пожара и артобстрела

3.02
Дома
Высотка на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади

Кудринская пл., д. 1

«Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья». С. Михалков.

3.91
Дома
Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Смоленская площадь, д. 13/21

Одна из двух пар станций с одинаковыми названиями, не соединенными переходами.

3.45