Фактически это два крупных массива с внутренними дворами. Основная доминанта дома - стилизованная готическая башня с часами и колоколом - обращена на современную Тургеневскую площадь. Два корпуса соединены ажурными решетками. Декор фасадов весьма разнообразен: балконы и балкончики, множество эркеров, аллегорические скульптуры, фризы со сложным орнаментом. По всему периметру здания рустованный нижний этаж подчеркивает легкость скульптурных композиций, рисунок наличников, стрельчатых арок и башенок.
Место, где стоит дом, практически не имеет истории обычной жилой застройки. В первой половине XVIII века здесь находилось подворье новгородского архиерея, где жил архиепископ Феофан Прокопович, верный сподвижник Петра I в реформах русской православной церкви. После его смерти подворье пришло в государственную казну. В 1742 году зодчий И. Мичурин перестроил подворье для московского почтамта. Он просуществовал здесь до 1785 года, когда переехал на Мясницкою улицу. Место стали называть Старым почтамтом.
В 1880-х годах на этом месте появился круглый павильон панорамы «Царь-град». В 1886 году антрепренер М. Лентовский переделал здание для народного театра «Скоморох».
В 1898 году страховое общество «Россия» купило эту землю и начало строительство доходного дома, закончившееся в 1902. Работы велись под руководством молодого архитектора Николая Проскурнина при участии Виктора Величкина. Оба мастера прославились как яркие представители московского модерна.
Дом на Сретенском бульваре построен в стиле эклектики: здесь сочетаются черты, характерные для модерна, неоренессанса, неоготики. Фасады украшены фигурами мифических существ, животных, людей: один из балконов поддерживает саламандра, другой – чугунные летучие мыши. Со стороны Боброва переулка в нише можно увидеть изваяние мужской фигуры в рабочем фартуке, отсылающее к масонской символике.
В здании было 148 квартир площадью от 200 до 400 кв.м. Высота потолков в них - от 3,8 м. до 4,2 м. Комплекс оборудовали новейшими для того времени удобствами: автономной электростанцией, отоплением, системой вентиляции с подогревом, фильтрацией и увлажнением воздуха. В зданиях имелись электрические лифты, прачечная и телефонная станция. Для водоснабжения пробурили артезианский колодец глубиной около 50 метров, в каждой квартире – отдельные ванная и туалет.
В новом доме поселились профессора университета, ученые, члены Государственной думы – в основном невероятно состоятельные и успешные деятели своего времени. После 1917 года их сменили представители советской интеллигенции. Квартиры были разделены, уплотнены, превратились в типичные коммуналки.
В 1920–25 годах в правом корпусе помещался Наркомпрос, где под началом А. Луначарского работала Н. Крупская. В доме также находились Главное артиллерийское управление Красной Армии, здесь же расположился литературный отдел комиссариата (ЛИТО), в котором работал секретарем Михаил Булгаков.
В середине XX века в одном из зданий был открыт первый в Москве пункт проката, предоставлявший во временное пользование бытовую технику, посуду, спортивный инвентарь.
В середине 1960-х годов МОСХ выделил чердачные помещения под мастерские художников. Там работали представители «неофициального искусства» Илья Кабаков и Юло Соостер. Неформальное объединение художников из этих мастерских называли «группой Сретенского бульвара».
У главной башни с часами есть тайна. На ней находится часовой колокол, отлитый на знаменитом заводе Павла Финляндского специально для этого дома. Но по загадочной причине у колокола не было языка, звонить он не мог.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.





























%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)




