ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом, в котором жил А.Н. Скрябин

Большой Николопесковский пер., 11 строение 1
объект культурного наследия федерального значения
3.56
Дом в Большом Николопесковском переулке был построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрел после перестройки в начале ХХ века, когда усадьбой владел профессор филологии Московского университета А. А. Грушка.
В ноябре 1912 года здесь, в квартире на втором этаже, поселился композитор Александр Николаевич Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлецер и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной.
  • Дом, в котором жил А.Н. Скрябин
+ -

Дом в Большом Николопесковском переулке был построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрел после перестройки в начале ХХ века, когда усадьбой владел профессор филологии Московского университета А. А. Грушка.

В ноябре 1912 года здесь, в квартире на втором этаже, поселился композитор Александр Николаевич Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлецер и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной. Квартира Скрябина вскоре стала центром культурной и музыкальной жизни Москвы – здесь часто устраивались домашние концерты, среди гостей этого дома были известные композиторы и музыканты, поэты, философы, художники, театральные деятели – С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, С. А. Кусевицкий, сестры Гнесины, К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. О. Пастернак, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Алиса Коонен и многие другие.

Эти годы были необычайно плодотворными для композитора - он закончил свою новаторскую музыкальную поэму «Прометей» (где впервые использовал т.н. «световую клавиатуру», т.е. цветомузыку), вел активную концертную деятельность как пианист, а также работал над грандиозной по замыслу «Мистерией», задуманной как симфония не только звуков, но красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.

Работа над «Мистерией» так и не была доведена до конца – в апреле 1915 года Скрябин неожиданно заболел и умер от заражения крови здесь, в своей квартире в Николопесковском переулке.

После смерти Скрябина его семья продолжала жить в этой квартире, сохраняя неизменной ту обстановку, что была при жизни композитора. В 1918 г. дом национализировали, квартиру Скрябина объявили национальным достоянием и решили устроить здесь его мемориальный музей. В 1922 г. умерла гражданская жена Скрябина Т.Ф. Шлецер, а дети композитора – Ариадна и Марина эмигрировали за границу. Музей А.Н. Скрябина в Большом Николопесковском переулке был открыт в июле 1922 года и существует здесь до сих пор – это один из старейших мемориальных музеев Москвы. В музее-квартире сохранена подлинная обстановка последних лет жизни композитора, здесь хранятся его личные вещи, книги, а также знаменитый рояль «Бехштейн», сделанный специально для Скрябина и подаренный ему в 1912 году.

Сам дом стоит на охране как памятник истории, связанный с жизнью и творчеством А.Н. Скрябина.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Кудринская площадь

Кудринская площадь

В XIV в. здесь располагалось село Кудрино и двор героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго.

(Нет голосов)
Дома
Дом Коробковой

Дом Коробковой

Тверской бул., д. 6

Дом охранял дракон, но все же не уберег его от пожара и артобстрела

3.27
Музеи
Государственный музей искусства народов Востока

Государственный музей искусства народов Востока

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

(Нет голосов)
Дома
Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, д. 25, к.1

Дом является памятником архитектуры конструктивизма.

(Нет голосов)
Дома
Высотка на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади

Кудринская пл., д. 1

«Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья». С. Михалков.

3.91
Дома
Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Смоленская площадь, д. 13/21

Одна из двух пар станций с одинаковыми названиями, не соединенными переходами.

3.55
Памятники
Шолохов М. А.

Шолохов М. А.

Гоголевский б-р (напротив д. 10)

(Нет голосов)
Дома
Усадьба графа Е.И. Моркова ‒ Голофтеевых

Усадьба графа Е.И. Моркова ‒ Голофтеевых

Большая Никитская ул., д. 21/18

Скромный жилой дом на углу Большой Никитской улицы и Калашного переулка с небольшим каре служб занял свободный угол, оставшийся в этом квартале от большой усадьбы Стрешневых.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4