ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом, в котором жил А.Н. Скрябин

Большой Николопесковский пер., 11 строение 1
объект культурного наследия федерального значения
3.66
Дом в Большом Николопесковском переулке был построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрел после перестройки в начале ХХ века, когда усадьбой владел профессор филологии Московского университета А. А. Грушка.
В ноябре 1912 года здесь, в квартире на втором этаже, поселился композитор Александр Николаевич Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлецер и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной.
  • Дом, в котором жил А.Н. Скрябин
+ -

Дом в Большом Николопесковском переулке был построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрел после перестройки в начале ХХ века, когда усадьбой владел профессор филологии Московского университета А. А. Грушка.

В ноябре 1912 года здесь, в квартире на втором этаже, поселился композитор Александр Николаевич Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлецер и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной. Квартира Скрябина вскоре стала центром культурной и музыкальной жизни Москвы – здесь часто устраивались домашние концерты, среди гостей этого дома были известные композиторы и музыканты, поэты, философы, художники, театральные деятели – С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, С. А. Кусевицкий, сестры Гнесины, К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. О. Пастернак, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Алиса Коонен и многие другие.

Эти годы были необычайно плодотворными для композитора - он закончил свою новаторскую музыкальную поэму «Прометей» (где впервые использовал т.н. «световую клавиатуру», т.е. цветомузыку), вел активную концертную деятельность как пианист, а также работал над грандиозной по замыслу «Мистерией», задуманной как симфония не только звуков, но красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры.

Работа над «Мистерией» так и не была доведена до конца – в апреле 1915 года Скрябин неожиданно заболел и умер от заражения крови здесь, в своей квартире в Николопесковском переулке.

После смерти Скрябина его семья продолжала жить в этой квартире, сохраняя неизменной ту обстановку, что была при жизни композитора. В 1918 г. дом национализировали, квартиру Скрябина объявили национальным достоянием и решили устроить здесь его мемориальный музей. В 1922 г. умерла гражданская жена Скрябина Т.Ф. Шлецер, а дети композитора – Ариадна и Марина эмигрировали за границу. Музей А.Н. Скрябина в Большом Николопесковском переулке был открыт в июле 1922 года и существует здесь до сих пор – это один из старейших мемориальных музеев Москвы. В музее-квартире сохранена подлинная обстановка последних лет жизни композитора, здесь хранятся его личные вещи, книги, а также знаменитый рояль «Бехштейн», сделанный специально для Скрябина и подаренный ему в 1912 году.

Сам дом стоит на охране как памятник истории, связанный с жизнью и творчеством А.Н. Скрябина.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Смоленская площадь, д. 13/21

Одна из двух пар станций с одинаковыми названиями, не соединенными переходами.

3.55
Памятники
Шолохов М. А.

Шолохов М. А.

Гоголевский б-р (напротив д. 10)

(Нет голосов)
Дома
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4
Дома
Дом - музей В.И. Даля

Дом - музей В.И. Даля

ул. Большая Грузинская, д.4/6

Деревянный особняк с очень интересной историей, связан с жизнью и творчеством В.И. Даля

(Нет голосов)
Дома
Усадьба графа Е.И. Моркова ‒ Голофтеевых

Усадьба графа Е.И. Моркова ‒ Голофтеевых

Большая Никитская ул., д. 21/18

Скромный жилой дом на углу Большой Никитской улицы и Калашного переулка с небольшим каре служб занял свободный угол, оставшийся в этом квартале от большой усадьбы Стрешневых.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей искусства народов Востока

Государственный музей искусства народов Востока

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран. Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина. Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле. Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось. Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов. По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

(Нет голосов)
Дома
Высотка на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади

Кудринская пл., д. 1

«Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья». С. Михалков.

3.91
Дома
Дом Коробковой

Дом Коробковой

Тверской бул., д. 6

Дом охранял дракон, но все же не уберег его от пожара и артобстрела

3.27
Дома
Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, д. 25, к.1

Дом является памятником архитектуры конструктивизма.

(Нет голосов)