ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом, в котором жил А.Н. Скрябин

Большой Николопесковский пер., 11 строение 1
объект культурного наследия федерального значения
3.83
Дом в Большом Николопесковском переулке был построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрел после перестройки в начале ХХ века, когда усадьбой владел профессор филологии Московского университета А. А. Грушка.
В ноябре 1912 года здесь, в квартире на втором этаже, поселился композитор Александр Николаевич Скрябин со своей второй (гражданской) женой Татьяной Шлецер и детьми Ариадной, Юлианом и Мариной.
  • Дом, в котором жил А.Н. Скрябин
+ -

Дом в Большом Николопесковском переулке построен в XIX веке, свой нынешний вид приобрёл в начале XX века после перестройки архитектором Ф.Ф. Воскресенским. На тот момент усадьбой владел профессор филологии Московского университета А.А. Грушка.

В 1912 году в квартире на втором этаже поселился выдающийся композитор и пианист А.Н. Скрябин с супругой Т.Ф. Шлёцер-Скрябиной и детьми – Ариадной, Юлианом и Мариной.

Квартира Александра Николаевича очень быстро стала центром культурной и музыкальной жизни Москвы. Здесь часто устраивались домашние концерты, а среди гостей дома были такие известные

представители мира искусства как С.В. Рахманинов, С.И. Танеев, сёстры Гнесины, К.Д. Бальмонт, Ю.К. Балтрушайтис, Вяч. Иванов, Н.А. Бердяев, Л.О. Пастернак, Н.В. Шперлинг, А.Я. Таиров, Алиса Коонен и многие другие.

Эти годы были чрезвычайно плодотворными для композитора и в этой квартире были созданы последние опусы Скрябина. Здесь же, в рабочем кабинете Александра Николаевича исполнялась со световыми эффектами легендарная поэма "Прометей";, вошедшая в историю мировой музыкальной культуры как первое цвето-музыкальное произведение. В этот же период Скрябин вёл активную концертную деятельность и работал над грандиозной по замыслу "Мистерией", в которой должны были объединиться все виды искусства – музыка, хореография, поэзия, живопись, архитектура, а также цвет, свет и ароматы.

Работа над "Мистерией"; так и не была доведена до конца, она осталась на уровне грандиозной идеи. После внезапной смерти Александра Николаевича от заражения крови в апреле 1915 года сохранилось лишь 55 музыкальных набросков "Предварительного действа" к "Мистерии". Поэтический текст "Предварительного действа" был полностью готов и опубликован в 1919 году.

После смерти композитора семья продолжала жить в квартире и бережно хранила наследие Александра Николаевича. Близкие друзья и члены Скрябинского общества взяли на себя обязательство выплачивать аренду квартиры с условием, что в определённые часы смогут приходить сюда как в музей композитора. В августе 1918 года вдове Александра Николаевича Т.Ф. Шлёцер-Скрябиной Наркомом просвещения А.В. Луначарским была выдана Охранная грамота и 10 октября того же года квартира официально приобретает статус музея. В 1922 году, когда были проделаны все необходимые подготовительные работы, сюда пришли первые посетители.

Сегодня Мемориальный музей А.Н. Скрябина, являясь одним из старейших в Москве, сохраняет подлинную обстановку последних лет жизни композитора, его личные вещи, книги, мебель, подарки, а также знаменитый рояль C.Bechstein, подаренный фирмой-изготовителем в 1912 году. Он продолжает звучать и в наши дни – в День рождения и День памяти композитора.

"Дом, в котором жил и в 1915 г. умер Скрябин Александр Николаевич"; имеет охранный статус объекта культурного наследия федерального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, д. 25, к.1

Дом является памятником архитектуры конструктивизма.

3.3
Здания
Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Смоленская площадь, д. 13/21

Одна из двух пар станций с одинаковыми названиями, не соединенными переходами.

3.64
Музеи
Государственный музей искусства народов Востока

Государственный музей искусства народов Востока

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран. Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина. Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле. Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось. Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов. По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

(Нет голосов)
Здания
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4
Здания
Усадьба графа Е.И. Моркова ‒ Голофтеевых

Усадьба графа Е.И. Моркова ‒ Голофтеевых

Большая Никитская ул., д. 21/18

Скромный жилой дом на углу Большой Никитской улицы и Калашного переулка с небольшим каре служб занял свободный угол, оставшийся в этом квартале от большой усадьбы Стрешневых.

(Нет голосов)
Здания
Дом Коробковой

Дом Коробковой

Тверской бул., д. 6

Дом охранял дракон, но все же не уберег его от пожара и артобстрела

3.4
Здания
Высотка на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади

Кудринская пл., д. 1

«Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья». С. Михалков.

4.01
Здания
Дом - музей В.И. Даля

Дом - музей В.И. Даля

ул. Большая Грузинская, д.4/6

Деревянный особняк с очень интересной историей, связан с жизнью и творчеством В.И. Даля

3.8
Памятники
Шолохов М. А.

Шолохов М. А.

Гоголевский б-р (напротив д. 10)

(Нет голосов)