ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городская усадьба Р.Е. Татищева

3.45
В этом доме бывал сам император, чем владелец несказанно гордился.
+ -

Во второй половине XVIII века владение на Петровском бульваре принадлежало действительному статскому советнику Евграфу Васильевичу Татищеву, сыну знаменитого историка и российского государственного деятеля Василия Никитича Татищева.

На своём дворе он отстроил городскую усадьбу в классическом стиле, состоящую из главного дома с двумя флигелями и дворового служебного корпуса. Кто был автором проекта доподлинно не известно, иногда авторство приписывают знаменитому М. Ф. Казакову, но документальных подтверждений этому нет. Возможно, это был кто-то из архитекторов его круга.

Позже владение перешло к сыну Евграфа Васильевича Ростиславу. В отличие от деда Ростислав Евграфович исторических трудов не писал, городов не основывал, в сражениях участия не принимал, а выйдя в отставку с должности прокурора Берг-коллегии, поселился в Москве и занимался, в основном, своими обширными имениями.

Татищев слыл большим ценителем искусства и увлекался коллекционированием картин. По свидетельству Е. П. Яньковой, оставившей интереснейшие воспоминания о Москве рубежа XVIII-XIX веков, одна из комнат главного дома была сплошь убрана зеркалами, что было для того времени большой новинкой.

В своём особняке Татищев принимал как-то императора Павла I, что составило впоследствии предмет его немалой гордости.

После смерти Ростислава Евграфовича усадьба перешла к дочери Елизавете, вышедшей замуж за князя С. С. Вяземского. И она, и её дочь Варвара известны, как попечительницы многих благотворительных комитетов.

В 1860-е годы владение на Петровском бульваре приобрёл потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии Л. И. Катуар. При нём, в 1869 году, главный дом и флигели были частично перестроены по проекту архитектора А. С. Каминского.

Новый владелец усадьбы происходил из старинного лотарингского аристократического рода Катуар де Бионкур. В Россию Катуары приехали, спасаясь от французской революции. Здесь вынуждены были записаться в купеческое сословие и заняться торговлей. Л. И. Катуар был совладельцем товарищества Торговый дом «Вдова А. Катуар с сыновьями», которое занималось поставками иностранных вин, чая, оливкового масла, а также владело сахарорафинадным и кирпичным заводами, шёлкокрутильной фабрикой. Помимо этого Катуарам принадлежала значительная недвижимость в Москве. Станция Катуар Савёловского направления названа в их честь.

После смерти Л. И. Катуара, в 1899 году, усадьба на Петровском бульваре перешла к сыновьям Андрею, Георгию и Льву, которые и владели ей до 1917 года. Наиболее известен из братьев - средний – Георгий. Композитор, профессор Московской консерватории, учитель известного советского композитора Д. Б. Кабалевского.

На рубеже XIX-XX веков в одном из помещений катуаровской усадьбы располагалась редакция газеты «Курьер», закрывшейся в 1904 году. Её главным редактором был преподаватель истории В. П. Потёмкин, в советское время – дипломат, президент Академии педагогических наук РСФСР, народный комиссар просвещения РСФСР. С газетой сотрудничали А. П. Чехов, В. В. Вересаев, Максим Горький. В 1898 году в «Курьере» был опубликован рассказ «Баргамот и Гараська» Л. Н. Андреева, с которого и началось его становление, как писателя. Как позже вспоминал сам Андреев, после публикации рассказа все «поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».

В советское время в усадьбе разместился НИИ рефлексотерапии, а позже НИИ традиционных методов лечения.

В главном доме сохранилась внутренняя планировка с парадным вестибюлем и анфиладой во втором этаже.

Усадьба Татищева стоит на государственной охране, как объект культурного наследия федерального значения.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 2016 - 2017гг. были заменены оконные заполнения на вновь воссозданные, образца 1917-1930гг.., значительный объем работ был произведен по восстановлению элементов планировки и декоративной отделки интерьеров, включая реставрацию сохранившихся цилиндрических сводов, главной лестницы, сохранившегося лепного декора, живописи и колонн, и воссоздание паркета и дверных заполнений в западной зале.

В 2017 году усадьба Е.В.Татищева стала лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "Высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Церковь Софии Премудрости Божией

Церковь Софии Премудрости Божией

Пушечная ул., д. 15

После присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане.

3.02
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

3.44
Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

3.3
Дома
Дом Пеговых

Дом Пеговых

М. Гнездниковский пер., д. 12/27

Глядя на этот простой дом, и не подумаешь, что его владелец пожертвовал на строительство храма более 400 тысяч рублей.

5
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Памятники
Весть

Весть

Брюсов пер. (сквер напротив храма Воскресения Словущего)

Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного.

(Нет голосов)
Территории
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» — пожалуй, один из старейших и любимейших москвичами парков развлечений.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года.

Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998).

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых.

В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру.

В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы.

Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе.

В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой.

Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы.

Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы.

Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Ул. Кузнецкий мост, д. 19

В середине XIX в. в этом старинном особняке, сохранившем свое торговое значение до наших дней, разместился первый магазин русских товаров на «французском» Кузнецком мосту.

3.42
Дома
Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Печатников переулок, д. 7

В этом доме жила киношная Эллочка-людоедка, героиня романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"

3.42