ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городская усадьба Р.Е.Татищева

3.48
В этом доме бывал сам император, чем владелец несказанно гордился.
  • Усадьба Е.В.Татищева, 1776-1778 гг
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
+ -

Во второй половине XVIII века владение на Петровском бульваре принадлежало действительному статскому советнику Евграфу Васильевичу Татищеву, сыну знаменитого историка и российского государственного деятеля Василия Никитича Татищева.

На своём дворе он отстроил городскую усадьбу в классическом стиле, состоящую из главного дома с двумя флигелями и дворового служебного корпуса. Кто был автором проекта доподлинно не известно, иногда авторство приписывают знаменитому М.Ф.Казакову, но документальных подтверждений этому нет. Возможно, это был кто-то из архитекторов его круга.

Позже владение перешло к сыну Евграфа Васильевича Ростиславу. В отличие от деда Ростислав Евграфович исторических трудов не писал, городов не основывал, в сражениях участия не принимал, а выйдя в отставку с должности прокурора Берг-коллегии, поселился в Москве и занимался, в основном, своими обширными имениями.

Татищев слыл большим ценителем искусства и увлекался коллекционированием картин. По свидетельству Е.П.Яньковой, оставившей интереснейшие воспоминания о Москве рубежа XVIII-XIX веков, одна из комнат главного дома была сплошь убрана зеркалами, что было для того времени большой новинкой.

В своём особняке Татищев принимал как-то императора Павла I, что составило впоследствии предмет его немалой гордости.

После смерти Ростислава Евграфовича усадьба перешла к дочери Елизавете, вышедшей замуж за князя С.С.Вяземского. И она, и её дочь Варвара известны, как попечительницы многих благотворительных комитетов.

В 1860-е годы владение на Петровском бульваре приобрел потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Л.И.Катуар. При нём, в 1869 году, главный дом и флигели были частично перестроены по проекту архитектора А.С.Каминского.

Новый владелец усадьбы происходил из старинного лотарингского аристократического рода Катуар де Бионкур. В Россию Катуары приехали, спасаясь от французской революции. Здесь вынуждены были записаться в купеческое сословие и заняться торговлей. Л.И.Катуар был совладельцем товарищества Торговый дом «Вдова А. Катуар с сыновьями», которое занималось поставками иностранных вин, чая, оливкового масла, а также владело сахарорафинадным и кирпичным заводами, шёлкокрутильной фабрикой. Помимо этого Катуарам принадлежала значительная недвижимость в Москве. Станция Катуар Савёловского направления названа в их честь.

После смерти Л.И.Катуара, в 1899 году, усадьба на Петровском бульваре перешла к сыновьям Андрею, Георгию и Льву, которые и владели ей до 1917 года. Наиболее известен из братьев - средний – Георгий. Композитор, профессор Московской консерватории, учитель известного советского композитора Д.Б.Кабалевского.

На рубеже XIX-XX веков в одном из помещений катуаровской усадьбы располагалась редакция газеты «Курьер», закрывшейся в 1904 году. Её главным редактором был преподаватель истории В.П.Потемкин, в советское время – дипломат, президент Академии педагогических наук РСФСР, народный комиссар просвещения РСФСР. С газетой сотрудничали А.П.Чехов, В.В.Вересаев, Максим Горький. В 1898 году в «Курьере» был опубликован рассказ «Баргамот и Гараська» Л.Н.Андреева, с которого и началось его становление, как писателя. Как позже вспоминал сам Андреев, после публикации рассказа все «поздравляют меня с удачным дебютом, сравнивают с Чеховым и т. п. В три-четыре дня я поднялся на вершину славы».

В советское время в усадьбе разместился НИИ рефлексотерапии, а позже НИИ традиционных методов лечения.

В главном доме сохранилась внутренняя планировка с парадным вестибюлем и анфиладой во втором этаже.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 2016-2017 гг. были заменены оконные заполнения на вновь воссозданные, образца 1917-1930 гг.., значительный объем работ был произведен по восстановлению элементов планировки и декоративной отделки интерьеров, включая реставрацию сохранившихся цилиндрических сводов, главной лестницы, сохранившегося лепного декора, живописи и колонн, и воссоздание паркета и дверных заполнений в западной зале.

В 2017 году усадьба Е.В.Татищева стала лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "Высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4
Дома
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

3.56
Дома
Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Кузнецкий мост ул., д. 19, стр. 1

В середине XIX в. в этом старинном особняке, сохранившем свое торговое значение до наших дней, разместился первый магазин русских товаров на «французском» Кузнецком мосту.

3.42
Дома
Церковь Софии Премудрости Божией

Церковь Софии Премудрости Божией

Пушечная ул., д. 15

После присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане.

3.17
Музеи
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года.

Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998).

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых.

В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру.

В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы.

Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе.

В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой.

Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы.

Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы.

Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

(Нет голосов)
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Памятники
Весть

Весть

Брюсов пер. (сквер напротив храма Воскресения Словущего)

Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного.

(Нет голосов)
Дома
Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Печатников переулок, д. 7

"Дом с кариатидами" был построен для Н. Ф. Золотарёвой, жены купца Золотарёва. В 1896 году его купил разбогатевший крестьянин Пётр Сысоев, из деревни Сафроново Подольского уезда. Разбогател же Пётр Сысоев благодаря собственному труду - он был лепщиком, настолько искусным, что его привлекли к лепным работам в интерьерах знаменитой Филлиповской булочной и гостиницы "Метрополь", так он прославился и смог купить себе этот маленький изящный двухэтажный особнячок, во дворе которого им была устроена лепная мастерская. С помощью архитектора Зубова, мастер немного перестроил дом и украсил фасад кариатидами и другими элементами лепного декора, создав таким образом хорошую рекламу своей мастерской. До сих пор сохранился вензель с буквами "ПС", помещённый Петром Сысоевым в центре фасада дома.
Этот дом участвовал в съёмках кино, например, в фильме Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", В этом доме жила киношная Эллочка-людоедка, в фильме Юрия Кары "Завтра была война" и других.
"Дом с кариатидами" стал одним из первых объектов, сданных в аренду на 49 лет по программе Правительства Москвы по цене 1 рубль кв. м в год. Из информации независимого портала о недвижимости "Russian Realty", по итогам аукциона арендатором особняка стала Жанна Николаевна Шорина, реставрация здания должна была занять примерно год и завершиться осенью 2013 года. Так всё и получилось - сейчас "дом с кариатидами" отреставрирован, восстановлена разрушающаяся лепнина, завершены все внешние и внутренние работы, особняк смотрится в переулке как маленькая жемчужина, и сейчас даже не верится, что совсем недавно он был на грани исчезновения.

3.42
Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

3.28
Дома
Дом Пеговых

Дом Пеговых

М. Гнездниковский пер., д. 12/27

Глядя на этот простой дом, и не подумаешь, что его владелец пожертвовал на строительство храма более 400 тысяч рублей.

5
Территории
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» — пожалуй, один из старейших и любимейших москвичами парков развлечений.

(Нет голосов)