ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Конюшня усадьбы Татищевых

(Нет голосов)
Небольшая конюшня практически не изменилась за два с лишним столетия. Вместе с флигелем она образовывала замкнутый двор классической городской усадьбы.
  • Конюшня усадьбы Татищевых
+ -

Исторические границы объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Е.В.Татищева, 1776-1778 гг., арх. М.Ф.Казаков» проходили по территории большого квартала между Петровским бульваром, улицей Петровкой и Крапивенским переулком. Крупное дворянское владение сформировалось на территории Белого города в середине – третьей четверти XVIII века. Около 1775-1776 гг. оно было приобретено статским советником Евграфом Васильевичем Татищевым, сыном знаменитого историка и российского государственного деятеля Василия Никитича Татищева. Он построил здесь городскую усадьбу в классическом стиле, состоящую из главного дома с двумя флигелями и дворового служебного корпуса. Кто был автором проекта, доподлинно не известно, чаще называют М.Ф.Казакова, но документальных подтверждений этому нет. Возможно, это был кто-то из архитекторов его круга. Затем владение перешло к сыну Евграфа Васильевича – Ростиславу. Он вышел в отставку с должности прокурора Берг-коллегии, поселился в Москве и занимался, в основном, своими обширными имениями. Он также слыл большим ценителем искусства и увлекался коллекционированием картин. В своем доме Татищев однажды принимал наследника престола, будущего императора Павла I, чем немало гордился.

После смерти Ростислава Евграфовича усадьба перешла к дочери Елизавете, вышедшей замуж за князя С.С.Вяземского. И она, и ее дочь Варвара известны как попечительницы многих благотворительных комитетов. В 1860-е годы владение на Петровском бульваре приобрел потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Л.И.Катуар. При нём, в 1869 году, главный дом и флигели были частично перестроены по проекту архитектора А.С.Каминского.

Полукруглое криволинейное строение 5 во дворе усадьбы изначально было конюшней. Это здание было построено еще при Татищевых. Необычные, с изгибами, корпуса служб должны были скрыть неправильную форму участка и сделать двор замкнутым и уютным. Это вполне удалось. И по сей день во флигелях позади главного дома усадьбы (строение 4 и 5) располагается детский сад. Вместе с изогнутым «в плане» строением 4 бывшая конюшня образует пространство наподобие манежа.

Конюшня практически не изменила свой исторический облик. Сегодня она является объектом культурного наследия регионального значения. Здание двухэтажное. Окна первого этажа отмечены высокими нишами, а вход оформлен ложным портиком с двумя дорическими пилястрами, пересеченными простым прямоугольным профилем.

Евгения Твардовская
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Спиридонова

Дом Спиридонова

М.Гнездниковский пер., д. 9, стр. 2

Особняк статского советника С.В.Спиридонова был построен в 1895 году на довольно обширном участке землевладения, на территории которого расположился комплекс построек, преимущественно доходных домов середины 19 века.

3.3
Дома
Городская усадьба Шубиных (И. А. Сытенко — А. Е. Владимирова)

Городская усадьба Шубиных (И. А. Сытенко — А. Е. Владимирова)

Ул. Малая Дмитровка, д. 12, стр.1

В начале апреля 1899 года по приезде из Ялты в квартире сестры ненадолго останавливался А. П. Чехов.

3.44
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4
Дома
Церковь Софии Премудрости Божией

Церковь Софии Премудрости Божией

Пушечная ул., д. 15

После присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане.

3.3
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова. Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея. 27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог. Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года. В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника. В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея. 29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству. Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников. Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника. Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов. В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами. В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
"Дом  под юбкой"

"Дом под юбкой"

Тверская ул., д. 17

До 1958 года на угловой башенке этого дома стояла балерина, отчего и получилось название "Дом под юбкой".

4.01
Дома
Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Дом Петра Сысоева ("Дом с кариатидами")

Печатников пер., д. 7

Этот дом участвовал в съёмках кино: в фильме Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", Юрия Кары "Завтра была война" и в других. В этом доме жила киношная Эллочка-людоедка.

3.52
Маршруты
Москва в мультфильмах. От Пушкинской площади до Лубянки

Москва в мультфильмах. От Пушкинской площади до Лубянки

Первый раз Москва появилась в мультфильме, как практически самостоятельная героиня в 1947-м. Прогуляемся от Пушкинской площади до Лубянки и посмотрим, как изображали Москву в.. мультфильмах!

3.69
Дома
Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Леонтьевский переулок, д. 18

В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…

3.56
Дома
Усадьба Засекиной

Усадьба Засекиной

Вознесенский пер., д. 18

Старинный дом, похожий на «средневековый замок», принадлежал масонам?

3.44
Дома
Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Доходный дом с магазинами князя А.Г. Гагарина

Кузнецкий Мост ул., д. 19, стр. 1

В середине XIX в. в этом старинном особняке, сохранившем свое торговое значение до наших дней, разместился первый магазин русских товаров на «французском» Кузнецком Мосту.

3.45
Дома
Торговый дом А.Г. Хаджи-Консты

Торговый дом А.Г. Хаджи-Консты

Большой Черкасский пер., д. 4

Единственная сохранившаяся боярская усадьба Китай-города с большим двором, когда-то садом.

3.28